Гнезно. Родина великанов, древний храм и дворянское гнездо - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Пятница, 20 Мая 2016 00:00

Гнезно. Родина великанов, древний храм и дворянское гнездо

Лариса Прокопеня

Деревня Гнезно известна, прежде всего, своим старинным храмом, куда съезжаются паломники со всей Беларуси и из-за ее пределов, а также усадьбой Тарасовичей, построенной в первой половине XIX века. Но даже в нашем районе мало кто знает легенду о том, что некогда здесь жили... великаны.

Местные старожилы рассказывают, что в 1934 году, во время строительства школы, на берегу Нетупы было найдено множество человеческих костей, которые поражали своими размерами. Бедренная кость, например, достигала метра, а черепа были в полтора раза больше обычных. Это реальный факт, который напомнил жителям деревни старую легенду о том, что когда-то на берегу реки жили «великолюды». И были они такого огромного роста, что, стоя на возвышении, где теперь располагается деревня Тимохи, один из них мог подать другому топор в Шеметовский лес.

У историков есть своя версия происхождения находки. Они считают, что останки в реке являются результатом уничтожения древнего племени, на которое внезапно напали враги. Однако эта версия не объясняет невероятно большого размера найденных костей. Так что предание о великанах живет и сегодня.

С деревней Гнезно связана еще одна легенда, которая рассказывает о возникновении местного храма. Говорят, когда-то в этих местах, в лесу, жил разбойник по имени Мадей, который грабил и убивал каждого, кто рискнул проехать через лес. Тела жертв он закапывал недалеко от своего жилища. До самой старости он промышлял разбоем, много невинных душ загубил. И вот однажды через лес проезжал монах, который вез деньги, собранные на строительство храма. Разбойник напал на монаха и уже занес над ним свою дубину, но тот неожиданно завел с Мадеем разговор. Путник попытался призвать душегуба к совести, посоветовал ему бросить кровавое ремесло и молиться об отпущении грехов. Как ни странно, слова праведника задели душу грабителя, но он сильно сомневался, что сможет замолить свои тяжкие грехи. И тогда монах научил Мадея, как заслужить прощения у Бога. «Посади свою дубинку в землю, где покоятся тела твоих жертв, — сказал монах, — и поливай ее до тех пор, пока на ней не появятся листочки. А воду для полива на коленях носи из реки в скорлупе грецкого ореха».

Очень хотел разбойник искупить свои грехи и все сделал так, как сказал ему монах. Каждый день с молитвой на коленях он двигался к реке и обратно, поливал дубинку, так что со временем коленями выкопал ров. Кстати, участок дороги от Нетупы до храма местные жители так и называют — Мадеев ров. Усердие кающегося не пропало даром: в один прекрасный день на дубинке появились листочки! Вскоре дубинка превратилась в яблоню, которая зацвела и дала плоды. И вот однажды, когда Мадей отдыхал под своим деревом, мимо проезжал тот же монах. Он похвалил бывшего разбойника и посоветовал ему исповедоваться в грехах. Всякий раз, когда Мадей вспоминал одну из своих жертв, с дерева падало яблоко. К концу исповеди на яблоне оказалось только два плода. И тут Мадей замолчал. Он никак не мог заставить себя назвать имена двух самых первых своих жертв, потому что ими были его родители. Когда бывший разбойник признался в этом монаху, яблоки упали на землю — и все грехи его были отпущены. Монах предложил Мадею уехать вместе с ним в обитель, но тот предпочел остаться в лесу и жить отшельником. Люди почитали его святым и часто приходили к нему за советом. Там он и умер, и был похоронен. А позже на этом месте был возведен храм.

Пять веков под покровительством Архангела Михаила

Официально считается, что костел был построен на средства владельцев имения Шеметовичей и освящен в честь Святого Михаила Архангела в 1524 году. В документах о выделении средств на строительство костела — фундуше — сказано, что он будет построен на месте прежнего, деревянного. Существует предположение, что тот, в свою очередь, был построен еще в 1121 году. Впрочем, доподлинно это неизвестно. Еще одно предание, коих немало бытует среди местного населения, о дате строительства умалчивает, но рассказывает о том, почему именно в этом месте находилась святыня. Легенда гласит, что давным-давно через лес ехал князь со своим тяжело больным сыном. В пути юноша умер, его похоронили у дороги и поставили крест, а позже на этом месте князь повелел возвести храм.

В 1555 году имение перешло к Ходкевичам, которые были сторонникам реформации и переоборудовали костел под кальвинистский сбор. Однако новая вера не получила широкой популярности среди местных жителей, и в 1644 году по решению суда храм снова стал костелом.

Противоречия между представителями разных конфессий не раз делали храм «яблоком раздора». В 1677 году имела место одна неприятная история, связанная с устроенной под храмом криптой, где, начиная со второй половины XVI века, хоронили местную знать, сначала кальвинистов, а затем и католиков. В 1677 году в склепе должны были захоронить тела католиков Кердея и Львовича, и их родственники, пользуясь отсутствием настоятеля, подняли из склепа гробы похороненных там раньше кальвинистов, разрушив при этом большой алтарь и повредив фундамент храма. Позднее местную знать стали хоронить не в крипте, а на территории костела. Во дворе храма и сейчас можно увидеть усыпальницы Тарасовичей, Ельских, Коллупайлов и других помещиков.

Известно, что вначале башни-колокольни у храма не было, ее пристроили позже и возводили постепенно, по ярусам. В костеле было два входа: главный и боковой на южном фасаде, последний был украшен богаче, чем главный. По мнению специалистов, стиль южного фасада и портала не повторяется ни в одном из памятников белорусской архитектуры.

Внутри храм был в основном деревянным, потолок поддерживали 12 столбов. Когда-то в костеле было 4 алтаря: Святого Михаила, Святого Евстафия, Вознесения Девы Марии и Святой Анны. Вдоль стен и в боковых нишах алтарей стояли деревянные скульптуры святых, изготовленные неизвестными, скорее всего местными, мастерами еще в XVII веке. Был в костеле и орган.

С первого взгляда поражает главный вход в костел: двери необыкновенно низкие для храма, высота их всего 185 см. Это объясняется тем, что изначально костел, скорее всего, выполнял также роль оборонительного сооружения, и такой низкий вход был сделан для того, чтобы внутрь нельзя было въехать верхом. Эта особенность позволила костелу в советское время избежать участи многих храмов — он не был превращен в склад.

На протяжении столетий костел много раз менял свой внешний и внутренний облик. Он был сильно поврежден во время Северной войны и войны 1812 года, пережил не один пожар, но всякий раз восстанавливался прихожанами. Во время пожара в 1838 году было уничтожено деревянное убранство храма, расплавились даже колокола в башне. Храм был отремонтирован, но стал выглядеть несколько иначе: 31-метровая башня стала ниже на 11 метров, ризница «переехала» за главный алтарь, пол стал кирпичным, а один из входов в подземелье был замурован. Именно таким храм запечатлен на рисунке известного художника Наполеона Орды, который приезжал в Гнезно в 1877 году.

В начале ХХ века в храме прошли еще две реконструкции. В результате на полу появилась терракотовая плитка, и был замурован последний вход в подземелье. На месте обветшалых деревянных хоров появились добротные кирпичные, которые опирались на византийские арки. Немного позже была отремонтирована и капитальная ограда, возведенная в начале ХІХ века, обновлены брамы, перекрыта крыша, достроен верхний ярус башни, перестроена ризница. Большая работа была проделана и внутри храма.

В советское время храм был закрыт. Прихожане забрали на хранение костельную утварь, а деревянные скульптуры были перевезены в Государственный музей БССР. Заброшенный храм ветшал, обвалилась крыша. Чудом уцелела лишь часть над алтарем и башня.

Вторую жизнь костел получил в 1989 году, когда в Гнезно приехал ксендз Людвик Станишевский. По его инициативе, при поддержке прихожан и совхоза всего за год храм был отремонтирован и заново освящен. Вернулись в костел два распятия и икона Святого Михаила Архангела, которые относятся к XVIII веку, икона Святого Казимира начала ХІХ века. А вот деревянные скульптуры так и остались в музее. Костелу были переданы несколько копий оригинальных произведений, которые сейчас украшают главный алтарь.

Костел Святого Михаила Архангела в Гнезно — архитектурный раритет белорусской поздней готики с элементами ренессанса, среди памятников зодчества в Беларуси ему нет аналогов. Не удивительно, что он привлекает туристов со всей страны и из-за ее пределов и, конечно же, верующих, стремящихся побывать в этом намоленном месте и отсюда вознести Господу свои просьбы, которые обязательно будут услышаны.

Живописный уголок на берегу Нетупы

Первое документальное упоминание о поселении под названием двор Гнездо относится к 1449 году, тогда оно принадлежало Миколаю Войшвиловичу. Благодаря различным историческим источникам мы знаем, что в XV веке в имении, кроме жилых строений, были пекарня, амбар, гумно и хлевы, деревянные и покрытые соломой. В документах XVI века значатся не только деревянные, но и каменные постройки, а также две мельницы, «гумно и дворец старый…». В XVII веке территорию усадьбы обнесли стеной с двумя воротами и башней.

В разные времена имение было в пользовании у Моневидов, Войшвиловичей, затем принадлежало Шеметовичам, Ходкевичам и другим, менее известным фамилиям. Последним владельцем имения был Героним Тарасович, к которому оно перешло в 1814 году и включало дворец — непосредственно усадьбу, местечко Гнезно и ряд окрестных деревень.

Сама усадьба досталась Тарасовичу в плачевном состоянии. В 1812 году усадебный дом и почти все здания сгорели. Из инвентаря 1778 года нам известно, что до пожара возле дома владельцев находились кладовая, пекарня, птичник и коровник. На противоположной стороне — гумна, амбар, сеновал, сарай для телег и конюшня. Главный въезд располагался со стороны тракта, а застройки — по периметру двора. Во время военных действий усадьба сильно пострадала, и новому владельцу пришлось взяться за большую реконструкцию. Работы проводились в соответствии с существовавшей тогда модой. Старый регулярный парк был перепланирован в пейзажный. Окружая двор, с западной стороны он постепенно переходил в сад. В восточной его части, возле самого дома, устроили пруд, к которому можно было выйти прямо из большого зала. Чтобы питать пруд водой, пришлось изменить русло Нетупы. Парк получился очень живописным. Гуляя по аллеям парка, можно было увидеть множество экзотических деревьев, редких для наших мест. Особую прелесть добавляли парку плавные изгибы реки, через которые были перекинуты романтические мостики. К сожалению, тот парк почти не сохранился, а то, что от него осталось, по мнению специалистов, не представляет историко-культурной ценности. Ныне растущие деревья были посажены уже после Великой Отечественной войны и позже. Но и сейчас благодаря оригинальной планировке, реке и пруду это одно из самых живописных мест в районе.

А вот постройки, некогда относившиеся к усадьбе: панский дом, а также несколько жилых и хозяйственных зданий — отлично сохранились до наших дней. В усадебном доме, построенном в классическом стиле примерно в 1835 году, сейчас располагаются местный сельисполком, Дом культуры, библиотека.

Облик и внутреннее убранство дома также были выдержаны в духе времени. Он построен в классическом стиле, с северной стороны — одноэтажный, с южной — с широкой мансардой. Над крыльцом расположена галерея, украшенная колоннами и арками. С западной стороны к дому пристроен пятистенный эркер со стрельчатыми окнами. Говорят, что когда-то фасады здания украшали декоративные панно, изображавшие растительный орнамент и головы чудовищ.

Дом имел анфиладную планировку, главный вход вел в вестибюль с коринфскими колоннами, а на второй этаж можно было попасть по красивой винтовой лестнице, которая, хоть и сохранилась до наших дней, сейчас не используется. Стены гостиной, где сейчас располагается библиотека, были обшиты резной дубовой доской. В большом зале был камин, обложенный изразцами бело-сапфирового цвета, привезенными из Гданьска. Печь украшали зеленые изразцы XVIII века. Известно, что хозяева дома интересовались историей своего имения, в доме даже хранился архив, содержавший сведения о Гнезно. Кроме того, владельцы собрали большую коллекцию вееров.

До сегодняшнего дня сохранились и используются два одноэтажных флигеля, конюшни и небольшое здание бывшего ледника. К сожалению, многие усадебные постройки не сохранились, но известно, что на месте нынешнего машинного двора размещались бараки для работников имения, а недалеко от них находилась винокурня. На реке располагалась каменная водяная мельница. Приезжавшие молоть зерно крестьяне любили скоротать время в корчме, располагавшейся на противоположном берегу, у дороги.

В центре деревни, на площади, где сейчас проходит улица Школьная, располагалась еще одна корчма. В деревне существовала традиция посещать это заведение во время свадебного торжества. Сразу после обряда венчания молодожены направлялись в корчму, а хозяин устраивал для них прием.

В конце современной улицы Школьной, на берегу Нетупы, располагалась суконная мануфактура. В 1867 году там работало 62 человека. Позже мануфактуру перенесли в Волковыск, здания некоторое время использовали как казармы, а затем разобрали.

Усадьба Тарасовичей и костел не только сохранились до наших дней, но и активно используются. Совершаются службы в храме, местные жители спешат по своим делам в бывшую усадьбу, наполняется звонкими детскими голосами парк, который по-прежнему является красивым уголком, где приятно прогуляться и отдохнуть. При въезде в бывший панский двор со стороны тракта гостей и туристов деревня встречает восстановленной брамой. Жители Гнезно дорожат тем, что досталось им от предков, и бережно сохраняют, чтобы передать потомкам.

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 5581 раз Печать
Другие материалы в этой категории: Волковысский «Безбилетник» Семейный унисон