Шанс просто жить. Как семья из Волковыска взяла на патронатное воспитание двоих воспитанников спецшколы-интерната - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Наше видео

Среда, 02 Мая 2018 08:02

Шанс просто жить. Как семья из Волковыска взяла на патронатное воспитание двоих воспитанников спецшколы-интерната

Согласно статистике, в Беларуси находят новую семью 500—600 детей-сирот в год. Но детей-инвалидов устраивает в семью только чудо. Как правило, родитель берет ребенка «для себя». И ему хочется, чтобы этот ребенок был «как все». Ребенком хочется гордиться — и это нормально. Гордиться можно достижениями. Для кого-то это будет школьная золотая медаль, а кто-то в возрасте 15 лет, наконец, научится зажигать газовую плиту и варить макароны. И то, и другое — победа и повод для гордости. Но главное здесь — навсегда принять ребенка как данность, в любом виде, с любыми способностями, и гордиться тем, какой он есть. Именно этим руководствуются Ирина и Николай Макавчики, под патронатом которых находятся двое воспитанников спецшколы-интерната. Антон и Ярослав совсем скоро переедут в семью навсегда.

Ирина работает поваром в этом же учреждении образования. Кто на кого «запал» первым — она на Антона или мальчик на нее, она уже и не помнит. Просто в какой-то момент Ира, мама трех дочерей и бабушка четырех внуков, почувствовала к нему острую жалость, буквально разрезающую на куски ее сердце. Всю дорогу до дома она только и думала о том, как «залюблены» всеми ее малыши, и насколько обделен лаской и вниманием этот бедный подросток, который в силу медицинских диагнозов по возрасту больше похож на ее средних внуков. Переживаниями откровенно поделилась с Николаем. Вместе они уже 16 лет, жили в гражданском браке и оформлять отношения официально не собирались. Но совсем скоро все изменилось: в загс они все-таки сходили — ради детей, безоговорочно решив взять не только Антона, но и Ярослава, чтобы не скучно было одному и чтобы друг другу были поддержкой.

До этой встречи с мальчишками и Николай, и Ирина жили как-то бесцельно, что ли. Один все себя искал — в армии, институте, снова армии. Вроде бы, по большому желанию в педагогический поступил, пришел в школу преподавать биологию и химию, а вдруг, бросив все, отправился в Казахстан замполитом на самый большой в Союзе военный полигон. За время службы попутешествовал по всему СССР — это самые приятные воспоминания того времени. Потом снова вернулся в школу. В СШ № 7 военруком был, работал в классах МЧС. С нового учебного года Николай Николаевич возглавляет центр допризывной подготовки на базе гимназии № 1.

Ирина говорит, что у нее все было проще и понятней. После школы закончила химико-технологический техникум, но всю жизнь работает поваром. Профессию, шутит, выбрало ей детство. Мама воспитывала дочку с сыном одна, потому много и тяжело работала. Иринка, мало того, что за братом присматривала, старалась маму чем-то еще порадовать. Придет та поздно вечером с работы, а дочка ей деловито: «Мой руки, за стол садись!». И супа тарелку поставит. А он черный от картошки, ничем не заправленный, вода водой — но с такой любовью сваренный! А мама ест да нахваливает помощницу. Сейчас своих мальчишек она разносолами кормит.

Младшей дочери было года три, когда родители разошлись, оставшись при этом хорошими друзьями. Бывшую свекровь Ирина до сих пор, кстати, мамой величает. Дочки выросли, определились в жизни, замуж вышли, внуков ей нарожали. Но для счастья этого оказалось мало. Спокойная жизнь на диване у телевизора и Ирина — понятия несовместимые. Она, привыкшая с детства гонять на мотоцикле, и сегодня остается любительницей огромных скоростей и свежего ветра за спиной. Наверное, потому их с Николаем пути и пересеклись. Нашли они друг друга … в лесу. Он вышел на поляну, где отдыхали грибники, поинтересовался добычей — и разошлись в разные стороны. Через часок, так и не насобирав грибов, снова столкнулись на лесной тропинке. Позже решили, это судьба. Тем более что оба «болели» одними увлечениями: пуща, рыбалка.

С мальчишками теперь они тоже мечтают поселиться ближе к природе, чтобы жить, наслаждаясь тишиной и красотой, есть и пить то, что она щедро дарит людям, а они брать это ленятся, чтобы просто научить своих взрослых только по возрасту сыновей жить. Пока все это в мечтах. В реальности — двухкомнатная квартира в многоэтажке микрорайона Ольшимово, из окна которой виден стадион, где Ярик с папой гоняют по выходным мяч и откуда их через форточку зазывает ужинать мама. Антон больше за ней увивается — на кухне он первый Ирин помощник. Каждый раз, глядя на мальчика, она вспоминает его первое здесь появление и огромные от удивления глаза: «Это дом? МОЙ дом? У меня тоже будут мама и папа?». Ирина наблюдала за ним и плакала. И еще больше хотела подарить сироте хотя бы кусочек счастья.

В декабре Макавчики оформили патронатную семью и уже тогда на законных основаниях стали брать детей на выходные. Даже за такое короткое время они заметно изменились, овладели, говоря «чиновничьим» языком, большинством социальных навыков. Антон, например, даже в магазин за хлебом самостоятельно сходит (мама, правда, прячась, идет пока следом, готовая защищать сына от каждого обидчика), и бутерброды сам сделает. Ярик не разлей вода с папой — не только в играх, но и возле машины. В свободное время Николай приучает их к работе, которую должен уметь делать каждый мужчина: гвоздь забить, отверстие просверлить, что-то склеить. Не беда, что пока и ущерб бывает: как-то, например, изрезанной оказалась кухонная скатерть — просто цветов на ней было много, а их захотелось подарить маме. И это тоже жизнь, а Николай с Ириной детей учат жить. Почти сразу папа стал возить их в аквапарк в «Пралеску» — прогресс и здесь налицо. Первый раз оказавшись там, мальчишки орали, как резаные — то ли от избытка чувств, то ли от страха. Антон все отведенное время просидел в джакузи, так и не поддавшись на уговоры окунуться в бассейне. Сейчас вместе с Ярославом они ныряют и плавают, скатываются с горки в воду и играют мячом, ничего не боясь и ничуточки не стесняясь окружения. Николай же все больше убеждается, что таких детей надо выводить «из подполья» и показывать людям, что они такие же классные, веселые и достойные жить в семье.

Наблюдая за ними в домашней обстановке, где мальчишки каждую минуту узнают что-то новое, где им открываются реалии, которые обычные дети знают с младенчества, Николай и Ирина убеждены, что, живи они в семье всегда, все было бы по-другому. Просто из-за заборов и запоров сиротских учреждений, из своей вынужденной изоляции, они воспринимают мир несколько иначе. Оба понимают, что это восприятие вряд ли изменится полностью, и до конца жизни такие дети будут казаться несколько ограниченными по сравнению со своими более благополучными сверстниками. Но, по большому счету, им все равно, что их мальчишки никогда не поступят даже в училище, не прочитают «Войну и мир» и не порадуют первой зарплатой. Семья для них — единственный шанс не на счастливую жизнь, а просто на жизнь, биографию, судьбу. И Макавчики всеми силами стараются этот шанс Антону и Ярославу дать. Всем, кто им в этом помогает, они искренне благодарны. А тех, кто готов поделиться теплом своей души с сиротами, просят не бояться подарить им счастье стать домашними детьми. Все в этой жизни возвращается бумерангом.

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 2800 раз Печать