Просто принять, что дается судьбой - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Наше видео

Пятница, 19 Февраля 2016 00:00

Просто принять, что дается судьбой

Светлана Кухарева

Екатерина Макаровна Застенчик — удивительная пожилая женщина. Хотя бы потому, что ее повествование о себе похоже на незатейливый, но, как ни странно, увлекательный роман, от которого сложно оторваться.

 

Потому, что по эмоциональности и манере рассказа ее воспоминания невозможно разделить на хорошие и плохие. Было и есть то, что должно быть, что нельзя изменить, что принимается как должное, прописанное, закономерное…

Жизнь Катеньки Кирсановой началась в деревне Петуховка Чаусского района Могилевской области. В большом деревенском доме-пятистенке жила большая семья, состоящая из родителей и пяти детей. Мать и отец были люди грамотные по тем временам, закончили по четыре класса царской школы. Часто рассказывали они детям истории из жизни, были и небылицы. Еще в то время Катя решила, что будет много учиться, чтобы много знать и так же, как папа и мама, передавать свои знания другим. Радостное, хоть и наполненное крестьянским трудом, детство девочки, плавно переросло в цветущую юность.

А потом началась Великая Отечественная война, и отец семейства ушел на фронт. Кате тогда как раз исполнилось четыр­надцать лет. В пяти километрах от Петуховки проходила линия фронта, где шли ожесточенные бои. В доме Кирсановых расположился своеобразный госпиталь, куда привозили раненых бойцов, а также тех, кому требовалось восстановление после проведенных в настоящем госпитале операций. Катя и другие девочки в то время стали медицинскими сестрами, заботливо ухаживающими за солдатами:

— Помню, как один солдатик постоянно просил пить, а ему нельзя было, можно было только губы смачивать. Стояла я тогда над ним долго, мазала его губы влажной ваткой.

Работы в домашней больничке было много — воды наносить, белье постирать, еды наготовить, тяжелораненых мужчин переворачивать и переносить из одной комнаты в другую… А мужчин в деревне практически не осталось, одни ушли на фронт, другие — в партизаны. Вся работа ложилась на хрупкие плечи женщин, девушек, девочек.

Помнит Катя, какую радость испытывала, когда покидал их дом выздоровевший солдат. И как печально и горестно становилось на сердце, когда кто-то из «постояльцев» умирал. Несколько раз на день в дом приходили врачи и медсестры, которые давали указания по содержанию и лечению больных. Часто приносили подарки в благодарность.

— Отдавали плащ-палатки и простыни, из которых мама шила нам красивые кофточки, юбки и платья. Несколько раз дарили офицерские шинели из добротной английской шерсти, из которых получались красивые и теплые пальто.

Отец Кати не вернулся с войны. Погиб в Крыму. Стало известно это после того, как вернулся двоюродный брат Макара Кирсанова, служивший с ним в одной части. Но не сразу он сообщил о гибели. Боялся сказать вдове брата, что разорвало ее мужа на части вражеским снарядом. Поэтому семья погибшего долгое время жила в надежде, что вернется их любимый солдат с войны.

После освобождения жизнь вошла в свое прежнее русло, снова заработали колхоз, сельсовет, школы. И мама посоветовала Катюше возобновить прерванную учебу:

— Сказала она своим детям, чтобы окончили десять классов. Но предупредила, что дальше учить нас не сможет, средства не позволяют. Правда после десяти­летки тогда легко можно было окончить любые кратковременные курсы и получить хорошую, городскую специальность.

Однако Катя решила взять самую высокую планку
и поехала поступать в Могилевский педагогический институт. Поступила с первого раза и на тот факультет, о котором мечтала — историко-географический (в то время эти специальности еще не были разделены).

— Мама и обрадовалась, и расстроилась. Очень переживала, что доведется мне голодать и холодать. Я ее успокоила, сказав, что буду учиться и жить на стипендию, — вспоминает Екатерина Макаровна.

Смогла. Часто приходилось девушке «сидеть на хлебе и воде», но институт она окончила успешно. А теперь гордится тем, что именно этот институт и факультет окончил многими годами позже Президент Беларуси Александр Лукашенко.

Когда Екатерину распределили в Гродненскую область и предложили стать директором школы в Мостовском районе, ее одновременно охватили чувства и гордости, и страха. Второе оказалось сильнее, о чем она и сообщила начальнику местного отдела образования. Но девушку успокоили, сказав, что уроки ведут учителя, которые закончили только десять классов. Она согласилась и стала руководить коллективом школы, одновременно преподавая географию и историю.

— Учителя у нас все были молодые, самой старшей еще тридцати не исполнилось. Учеников было много. А вот учителей-мужчин мало, точнее, один только — преподаватель физкультуры. Вскоре наша завуч вышла замуж и уехала жить в город, а на смену ей прибыл молодой симпатичный парень Иван Застенчик.

Работа сблизила молодых педагогов, возник служебный роман в самом хорошем смысле этого слова. Сыграли свадьбу и прожили вместе 53 года. Воспитали двух хороших сыновей — Валентина и Ивана, дождались внуков.

— Десять лет назад мой Иван Юльянович умер. А я переехала в Волковыск, в семью сына, на постоянное место жительства.

Екатерине Макаровне в следующем году исполнится девяносто лет, но назвать ее женщиной преклонного возраста сложно. Она деятельна, позитивна, общительна, жизне­радостна, несмотря на то, что является инвалидом первой группы по зрению. Принимает активное участие в жизни нашей районной организации БелТИЗ, во всех проводимых мероприятиях, радуется их общим успехам, старается вместе с активистами общества сделать жизнь его членов интереснее.

— Никогда не думала, что общественная организация может стать вторым домом. Сюда хочется приходить снова и снова, потому что здесь весело и интересно. Это еще один плюс моего переезда в Волковыск, — считает Екатерина Макаровна.

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 2618 раз Печать
Другие материалы в этой категории: Поможем ребенку Кто хочет работать — работает