Валентина Корольчук. Жизнь по-прежнему интересна - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Наше видео

Среда, 28 Января 2015 00:00

Валентина Корольчук. Жизнь по-прежнему интересна

Валентина Петровна Корольчук - личность в районе известная. 19 лет она возглавляла педагогический коллектив Красносельской средней школы, который всегда шел в ногу со временем. Наверное, у Валентины другого выбора в жизни и быть не могло:

на селе учительствовал ее отец, которого уважали все, так что пример для подражания был замечательный. Закончив с отличием Речицкое педучилище, девушка поступила в Гомельский пединститут - высшее образование ей было крайне необходимо.

В институте получала не только знания, которыми со студентами щедро делились мастера своего дела, но и бесценный опыт общественной работы. Сидеть сложа руки за книгами и тетрадками было не в характере Валентины, поэтому она была везде и всюду. Возглавляла комсомольскую организацию, с интересом вела наблюдения за искусственными спутниками Земли (первое в Союзе общество таких наблюдателей открылось именно в Гомеле), а потом также увлеченно читала лекции о состоянии Вселенной перед рабочими в заводских цехах. И, конечно, без студенческого строительного отряда ни одни летние каникулы не представляла, более того, была неизменным его командиром.

А отправлялся педагогический ССО каждое лето по одному адресу - на освоение целинных земель. На целине Валя с подругой столько романтики усмотрели, что твердо решили распределяться на работу в Казахстан. Министерство образования этой союзной республики готово было принять новоиспеченных педагогов с распростертыми объятиями, но белорусский министр Минкевич мнение имел другое: наши вузы специалистов готовят для белорусских школ.

На распределении Валентине предложили остаться в институте, но она дерзнула заметить, что полгода никого не устроят, а потом все равно уедет на целину. Министр, присутствовавший на распределении, предложил комиссии выдать девушке направление в самую дальнюю точку на карте Белоруссии - Гродненскую область. Она его приняла с уверенностью, что все равно поступит по-своему.Но жизнь распорядилась иначе, выдав молодого специалиста замуж и оставив в Волковысском районе на всю жизнь.

54 года Валентина Петровна Корольчук живет в городском поселке Красносельский и нисколько не жалеет о том, что спасовала когда-то перед своей девичьей мечтой.Свою педагогическую деятельность начинала в Мочулинской восьмилетней школе учителем математики. Хотели ее перевести в третью городскую школу, но учительница, которая перевелась оттуда в деревню, запугала пока неопытного специалиста ... директором.

Фамилия Селюгин была, конечно, на слуху, правда, не у новичков, но паническое настроение старших коллег передалось и Валентине - она осталась на месте. Через полтора года ушла в декретный отпуск, а когда родился сын, мужу дали на заводе однокомнатную квартиру, и Корольчуки переехали в Красносельский.

Педагог получила новое назначение - в вечернюю школу.Всеобуч в начале шестидесятых годов двадцатого века с повестки дня все еще не снимался, поэтому после напряженного рабочего дня за парты садилось немало взрослых учеников, добившихся в труде весомых успехов и поставивших себе задачу не отстать в этом и в учебе.

В 10 классе у Валентины Петровны был 31 ученик - серьезные и ответственные люди, пришедшие в школу не ради «галочки» и не только за аттестатом. Им нужны были знания, они жаждали эти знания получить, и учитель старалась их передать. Но еще более интересно было приходить в класс к пятиклассникам - в средней поселковой школе, где тогда было уже 732 ученика, ей тоже предложили вести уроки математики. А потом в школе случилось ЧП местного масштаба, в результате чего директором СШ была назначена Людмила Казимировна Кавецкая, а завучем - Валентина Петровна Корольчук.

Для нее, в педагогике без году неделя, это назначение было громом среди ясного неба. Пыталась отговориться: в институте, дескать, этому не учили, есть более опытные и более достойные, но ее возражений в райкоме партии слушать не стали. Так что пришлось «впрягаться» в новый «плуг», все подчинив работе, даже не на второй - на самый дальний план отодвинув семью и свою личную жизнь. Зато в школе работа закипела.

Чтобы не вариться в собственном соку, директор с завучем начали свое становление с учебы - у «страшного» Селюгина, у таких же, одержимых работой известных в области педагогов. А ведь еще и к урокам надо было готовиться: математики в каждом классе было по шесть часов в неделю, у Валентины Петровны, по специальному разрешению районо, - 12.Места в школе не хватало, классы были переполнены - в большинстве по 40-43 ученика.

Из основного здания (нынешней начальной школы) приходилось бегать в маленькое здание напротив заводоуправления, где тоже располагались классы. Поселок активно разрастался, шла газификация заводов, сюда приезжали строители и рабочие, которые не прочь были осесть на этой земле. У большинства из них были дети - как-то одномоментно школьная семья «выросла» сразу на 60 учащихся. И именно администрация завода выступила с инициативой строить новую школу.

Предприятие в основном и финансировало это строительство. В 1976 году оно было завершено, но недоделок было столько, что открыть ее 1 сентября не смогли. Противостояние директора и райкома партии закончилось тем, что Людмила Казимировна прямо на пленуме подала в президиум заявление об уходе. В перерыве еще не ничего не знающей Валентине Петровне первый секретарь предложил сменить ее на посту. Занять директорское кресло Корольчук уговаривали до тех пор, пока она не согласилась.Проблем, действительно, было выше крыши.

В классах холодно, холодно - в спортзале, плохо закрывались двери и окна, мастерские затапливало. Поэтому первое, что сделала Валентина Петровна, - пошла к директору цемзавода Олегу Ивановичу Ставеру с просьбой и предложением - закрепить за каждым классом конкретный цех. Были заключены договоры, подарившие надежду на то, что шефы всегда помогут и с ремонтом, и с материальной базой в целом. При этом цех выступал, говоря современным языком, и в роли спонсора, и в роли «вожатого». Классные руководители работали в тесном контакте с передовиками производства: проводились совместные классные часы, ребят часто приглашали на завод, на общих заседаниях разбирали нерадивых.

Валентина Петровна с благодарностью вспоминает всех, кто помогал школе заявить о себе, стать настоящим кладезем разумного, доброго, вечного. Помощь эта практически всегда исходила от неравнодушных сердец, а потому оказывалась весомей всякого золота. Помнит, как создавали базу под «автодело». Одну грузовую машину списала войсковая часть, вторую - тоже подарили безвозмездно, а легковой «каблучок» перед самым Новым годом поехали получать по разнарядке в Гродно. Топливо на вождение директор по-дружески выпрашивала в хозяйствах.В одночасье ставшую модной кабинетную систему в школе вводили, можно сказать, так же, как солдат в сказке кашу из топора варил.

Где-то доставали фанеру, возили ее на одно из предприятий города, где из нее делали ящики.- Уже был заявлен республиканский семинар, а у нас - пусто, - вспоминает Валентина Петровна. - Вдруг звонит Лилия Васильевна Кашенкова: давайте попробуем взять из книжного магазина списанные шкафы! С миру по нитке - голому рубашка - так и жила тогда школа. Кстати, участники семинара потом приезжали к нам опыт перенимать.

Опыт же накапливался с каждым днем. Школа в те годы работала как школа полного дня. После уроков дети делали с учителем домашние задания, занимались в кружках и секциях (ради этого в подвальном помещении оборудовали два спортзала), проводили мероприятия и ходили на экскурсии. И обедали они тоже в школе. Для детей, в первую очередь из неблагополучных семей, это был настоящий подарок - здесь они были на равных, здесь они всем были нужны, здесь о них заботились. Учителям было трудней, ведь дополнительная нагрузка, к тому же малооплачиваемая, отнимала у них и время, и силы.

А Валентине Петровне как директору всегда хотелось, чтобы ее учителя передовыми были во всем. Всех, в ком замечали искорку педагогического таланта, лелеяли, наставляли, осыпали практическими советами. За молодыми закрепляли опытных педагогов, давали им уроки, водили на уроки к коллегам. Завуч по начальным классам Ирина Николаевна Бовсук, сама замечательный учитель, замечательно умела учить и учителей. Директор тоже не упускала ни малейшей возможности посетить уроки. Как-то даже подсчитала: 220 занятий в год.

- К лучшим из лучших шла, - признается, - когда у меня что-то не ладилось, когда было плохое настроение. Их мастерство как будто давало живительную силу, тогда после звонка можно было спокойно и самой приступать к работе.Когда в стране грянула перестройка, в школе тоже начались нововведения. О них много говорилось на Всесоюзном съезде учителей, делегатом которого была и Валентина Петровна. После форума ее избрали в республиканский совет директоров. С одного из его заседаний приехала вдохновленная и сразу же сократила вдвое число школьных совещаний, педсоветов и прочих «заседаловок». Зато зеленый свет был дан демократизации. Создали совет школы, куда входили не только директор и учителя, но и учащиеся.

Любое предложение обсуждалось, а не вводилось приказом. Расцветало ученическое самоуправление.- И, честно сказать, работать стало намного интереснее, - уверяет Валентина Петровна. - Ребята в любое время могли зайти ко мне в кабинет (у меня, кстати, и таблички о приемных днях на двери не было), на равных обсудить любую проблему. Так развивались деловые качества, лидерство. Классы самостоятельно готовили вечера, сами дежурили на них, обеспечивая больший порядок, чем взрослые. Эта самостоятельность детям нравилась.

При этом росло уважение к учителям.Один за одним в Красносельском проходили семинары: практически каждый месяц - районные, часто - областные и республиканские, даже семинар ЦК КПСС успешно провели, после чего Валентина Петровна получила награду - медаль «За трудовое отличие».

В ее послужном списке и другие награды, которые зарабатывались вдохновенным трудом, а потому очень дороги: медаль «За освоение целинных земель», знаки «Отличник просвещения БССР» и «Отличник просвещения СССР».В 1995 году, за год до своего 60-летия Валентина Петровна Корольчук ушла на заслуженный отдых.- Только тогда я поняла, что у меня есть семья, - с грустной улыбкой говорит бывший директор. - Мы с мужем вырастили двоих сыновей, но они всегда считали, что их воспитала бабушка. К сожалению, это почти правда.

Я даже оценки у них проверяла не по дневникам, а по классным журналам. Сыновья подарили нам четырех замечательных внучек. Старшие уже самостоятельные, а с второклассницей Вероникой мы - лучшие подруги. У нас нет секретов друг от друга, мы с ней мирно решаем любые вопросы - и учебные, и житейские. С ней я наверстываю все упущенное со своими детьми. И жить по-прежнему интересно!

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 4623 раз Печать