В работе «опера» есть место юмору - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Воскресенье, 23 Сентября 2018 10:04

В работе «опера» есть место юмору

«Опер» — профессия неблагодарная и непубличная. «Операм» не положено «светиться», их фото не встретишь на доске почета.

Специфика службы — ненормированный рабочий день, физические нагрузки, моральное напряжение и постоянный цейтнот — делают эту профессию мало привлекательной для случайных людей, желающих сделать карьеру по-быстрому. В таких условиях работать могут только настоящие фанаты своего дела. Александр Брониславович Пехоцкий — один из таких «оперов» по призванию.

В милицию Александр Пехоцкий пришел, как многие его коллеги, после армии. Послужив простым милиционером, почувствовал призвание к службе и решил поступать в высшую школу МВД. Практику проходил в розыске, в отделе по раскрытию квартирных краж Ленинского РОВД г. Минска, и уже тогда определился с будущей специализацией. Так что в Волковыск вернулся с большим желанием применить полученные знания. Поначалу их не хватало — и тут на помощь приходили более опытные коллеги, которых сейчас Александр Брониславович вспоминает с большой благодарностью.

— Андрей Шацкий, например, был нашим, можно сказать, неформальным наставником. Мы были ровесниками, но на работу он пришел раньше, уже обладал знаниями и опытом, которыми охотно делился. К начальству не будешь бегать с каждым вопросом, а к Андрею можно было обратиться запросто. Многие молодые сотрудники к нему тянулись, и он всем помогал. А с процессуальными вопросами мы обращались к следователю Ивану Александровичу Янулю: как оформить документы, как направить... Он все знал, объяснял, учил нас правовой грамоте.

В розыске Александр Брониславович проработал с 1991 по 2002 год, из них два последних возглавлял подразделение, а затем был назначен на должность первого заместителя начальника РОВД, начальника криминальной милиции и по-прежнему был связан с оперативной работой самым непосредственным образом.

Правило номер один, которое он определил для себя и которое затем не раз повторял подчиненным: на работе нет места эмоциям. В небольшом городе, где все знают друг друга, нередко оказывается, что потерпевший или подозреваемый — твой знакомый, сосед, одноклассник, друг детства… В такой ситуации очень важно оставаться объективным, не давать волю эмоциям, трезво оценивать факты.

До сих пор Александр Брониславович помнит убийство молодой девушки возле г. п. Красносельский. Оперуполномоченный знал родителей погибшей и, как позже выяснилось, мать подозреваемого. Столкнувшись с трагедией хорошо знакомых людей, непросто было абстрагироваться, запереть глубоко в душе личные переживания и не позволить им помешать работе.

Тело девушки с ножевыми ранениями и следами жестокого из­биения нашли недалеко от поселка. Под подозрение попал парень погибшей, с которым она была на дискотеке, однако прямых улик против него не было. Более того, подозреваемый сразу же заявил об алиби: в то время, когда, по мнению экспертов, совершалось убийство, его видели на дискотеке, а затем в кафе. Казалось бы, парень ни при чем. Однако Александра Брониславовича не покидало ощущение, что какая-то важная деталь ускользает от взгляда сыщиков.

Раз за разом он прокручивал у себя в голове показания подозреваемого и свидетелей. И, наконец, понял, что не так было в убедительной картине алиби. В начале вечера на дискотеке подозреваемый был в джинсах, а позже его видели уже в других брюках. Улика? Нет, всего лишь зацепка, которая укрепила подозрения сыщика. А для обвинения нужны железные доказательства, которых не было. На допросах подозреваемый вел себя осторожно, лишнего не говорил, отвечать на вопросы не спешил, очень тщательно обдумывал каждое слово. Только все время просил, чтобы матери вернули изъятые у него при задержании часы. Обычные наручные часы не представляли особой ценности, поэтому настойчивые просьбы задержанного заставили сотрудников розыска еще раз тщательно осмотреть эту вещь. И на металлическом браслете между звеньями они обнаружили следы крови. Экспертиза подтвердила, что это кровь жертвы.

Внимание к деталям, к, казалось бы, мелочам имеет большое значение в работе «опера». Как и случайные совпадения, которых тоже нельзя исключать — в этом Александр Пехоцкий не раз убедился. Однажды такое совпадение сыграло с «операми» злую шутку. Сотрудники розыска работали над раскрытием тяжкого преступления в Красносельском: местной жительнице, пенсионерке, были нанесены тяжкие телесные повреждения, от которых она спустя несколько дней скончалась. Родственники обнаружили женщину лежащей на полу в прихожей без сознания. На месте преступления остались вещи преступника: брюки, а в кармане — ключ необычной конструкции.

— Над раскрытием любого тяжкого, резонансного, преступления работает весь райотдел. В работу включаются все сотрудники, собирают информацию. Тогда в поселке было свое телевидение, я несколько раз выступал с информацией для граждан, просил откликнуться всех, кто что-либо знает о произошедшем, — рассказывает Александр Брониславович. — Мои коллеги проводили поквартирные обходы, опрашивая местных жителей, а заодно проверяя, не подойдет ли к какой-нибудь двери найденный ключ. И он действительно подошел к дверям сразу трех квартир. Наше внимание привлек зять хозяйки одной из них. Во-первых, он сказал, что потерял принадлежащий ему ключ, во-вторых, найденные на месте преступления брюки подходили ему по размеру, в-третьих, на него отреагировала служебная собака. Да и вел себя мужчина довольно странно. Взяли его в разработку, но след оказался ложным. У подозреваемого было железное алиби.

А вскоре нашли настоящего преступника. Помог поквартирный обход: один из местных жителей вспомнил, что в ту самую ночь, когда было совершено преступление, к нему в квартиру ломился нетрезвый молодой человек, а другой рассказал, что видел подозрительного мужчину, который шел по улице босиком и без брюк. Составили фоторобот, разослали ориентировки. И вскоре задержали подозреваемого, который сознался в совершенном преступлении. Оказалось, местный житель в сильном подпитии возвращался с дискотеки, потеряв ориентацию, пришел к чужой квартире, разулся и стал звонить в дверь, думая, что пришел домой. Хозяева его прогнали. Забыв в подъезде ботинки, он пошел босиком в другой дом, открыл дверь одной из квартир, которая почему-то оказалась не заперта, вошел в прихожую и стал раздеваться. Снял брюки, и в это время на шум вышла хозяйка квартиры, подняла крик. Он толкнул пенсионерку, та упала и ударилась головой, потеряв сознание. Так, не имея злого умысла, молодой человек стал виновником смерти незнакомой ему женщины. А ключ, на который «опера» так понадеялись вначале, оказался вовсе не от квартиры. Каждый «опер» скажет, что работа в городе и на селе сильно отличается. Александру Пехоцкому пришлось узнать специфику работы на разных участках.

— И еще не известно, где сложнее, — делится мнением бывший оперуполномоченный. — В городе чаще совершаются громкие, резонансные преступления. Больше «хулиганок». Но зато, как правило, проще найти свидетелей. В деревне, как шутят опера, тяжкое преступление — это кража двух и более гусей или «расчлененка велосипеда». Однако мелкие, казалось бы, незначительные преступления порой представляют собой большую сложность в раскрытии.

Быть внимательным, всегда держать ухо востро, уметь слушать и слышать — еще одно правило, которому должен следовать оперативник. Даже одно слово может помочь раскрыть преступление.

— Однажды вместе с участковым мы занимались раскрытием кражи мотоцикла в деревне, — вспоминает Александр Пехоцкий. — Под подозрение попал молодой парень, местный житель. Его видели возле места преступления в ту ночь, когда оно было совершено. Алиби у подозреваемого не было, но и улик против него тоже. В преступлении он не сознавался, говорил, что в глаза не видел никакого мотоцикла. Три часа с ним разговаривали — никакого толку. И вдруг он обмолвился, что по дороге домой встретил знакомого: «Остановились, поздоровались, он попросил закурить, спросил, куда катишь?»

Вот оно, то самое слово. Другой бы внимания не обратил, а опытный «опер» зацепился, стал допытываться: что, мол, катишь? Подозреваемый понял, что сболтнул лишнего, давай отпираться: «Да нет, это он имел в виду, что я против него «бочку качу»… Но, в конце концов, сознался и показал, куда спрятал украденный мотоцикл.

Таких почти анекдотических случаев у каждого «опера» найдется не один десяток. До сих пор Александр Брониславович с улыбкой вспоминает, как по подозрению в краже двигателя задержали работника птицефермы в Мочулино. Доставили его для разговора в райотдел прямо с работы. Мужчина заметно нервничал, вел себя скованно, как-то странно поднимал руки. В общем, держался подозрительно. Но в преступлении не сознавался, и показания его выглядели вполне логично. Оперативники никак не могли понять, в чем дело. И вдруг задержанный поднял руку, чтобы вытереть вспотевшее от волнения лицо — и из рукава посыпались… яйца. Оказалось, он украл их на ферме и все это время прятал в рукавах. Насчитали 28 штук. К краже двигателя задержанный все же оказался непричастен, но штраф за мелкое хищение получил…

Это хорошо, что в работе «опера» есть место юмору. Потому что без него было бы совсем трудно. Ведь ежедневная работа сотрудника розыска — это постоянные физические нагрузки, эмоциональное напряжение от общения с потерпевшими, убитыми горем родственниками погибших, негативно, а нередко и агрессивно настроенными подозреваемыми, работа на местах тяжких преступлений… Это постоянный груз ответственности за принятие решения, сделанные выводы, результат, по которому будут оценивать работу всего отдела, не только вышестоящее начальство, но, в первую очередь, граждане.

— Не секрет, что раскрываемость — главный критерий, по которому оценивается работа милиции, — отмечает Александр Брониславович. — Более того, от работы розыска зависит работа других правоохранительных органов, например, следствия. Нет раскрытых преступлений — нет направленных в суд уголовных дел. Соблюдение принципа неотвратимости наказания в первую очередь зависит от работы розыска. Сегодня есть все необходимое, чтобы показывать высокую раскрываемость. Есть технические средства, различные виды экспертиз, которые сейчас делаются оперативно и практически в любом районе. Что еще нужно? Немного простой удачи, крепкого здоровья и семейного благополучия — всего этого я от души желаю всем нынешним «операм».

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 4966 раз Печать