Убийство «по понятиям» - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Суббота, 21 Мая 2016 00:00

Убийство «по понятиям»

В октябре прошлого года волковычане были шокированы тяжким преступлением, в котором подозревался 44-летний местный житель. После распития спиртного у случайного знакомого он нанес хозяину квартиры несколько смертельных ударов ножницами и ножом.

Рано утром житель Волковыска Николай Савчук (все имена и фамилии изменены) гулял во дворе своего дома с собакой. Прогулка уже подходила к концу, когда в окне одной из квартир мужчина заметил человека, который махал ему рукой. Решив, что это сосед зачем-то зовет его, Николай поднялся в квартиру. Но дверь ему открыл не сосед. С мужчиной, стоявшим на пороге, Николай был мало знаком, но вспомнил, что зовут его Алексей Демьянчик.

В кухне на столе стояла бутылка водки. Демьянчик налил спиртное в стаканы, предложил выпить. Выпив, Николай поинтересовался у Алексея, что он делает в этой квартире и где ее хозяин. «Мертвый в ванной лежит», — ответил странный гость. До Савчука не сразу дошел смысл услышанного. «Что значит мертвый? В смысле «мертвецки пьяный»?» — вертелась в голове мысль, пока он шел в ванную. Но едва открыл дверь и заглянул внутрь, понял, что «мертвый» — это не фигура речи. Сосед Виктор Рогацевич на самом деле умер, и не исключено, что причина его смерти носит криминальный характер.

«Я убил его вчера», — подтвердил подозрения Демьянчик. — Мы поссорились, подрались, и я его убил. Надо в милицию звонить…» После этого он стал собирать в пакет разбросанные по квартире вещи убитого: зарядное устройство от мобильного телефона, отвертки, паяльник... Зачем — он и сам не знает. Может, решил, что Рогацевичу они все равно уже не понадобятся? Пакет передал Савчуку, сказав: «Положи у себя в подвале». После протянул ему мобильный телефон покойного со словами: «Дарю, пользуйся». Савчук, пребывая в шоке от увиденного, не стал с ним спорить, взял вещи и поспешил уйти из страшной квартиры.

Дома мысль о преступлении не давала ему покоя. Совесть подсказывала, что нужно сообщить о случившемся в милицию, но он все не решался подойти к телефону. Пока Савчук колебался, сотрудники РОВД сами пришли к нему, чтобы опросить в качестве свидетеля. Как выяснилось, подозреваемый все же позвонил в милицию и сообщил о совершенном.

До того дня, который стал для Алексея Демьянчика роковым, а для 50-летнего Виктора Рогацевича — последним, они даже не были знакомы друг с другом. Познакомил их общий приятель Иван Красовский, который в тот день позвонил Демьянчику и попросил его подстричь. Машинку для стрижки позаимствовали у Рогацевича, который сам же и принес «орудие труда».

Расположившись в гараже Красовского, мужчины начали наведение красоты… с выпивки. Совмещая полезное с приятным, в перерыве между рюмками Демьянчик выполнил просьбу Красовского. Спиртное вскоре закончилось, а желание выпить еще оставалось, поэтому приятели снова направились в магазин, а оттуда — на квартиру к Рогацевичу, продолжить банкет. Красовский оказался самым «слабым звеном», и вскоре покинул теплую компанию. Демьянчик остался у нового знакомого.

Впоследствии он даже не смог вспомнить, как именно началась ссора:

— Помню, что мы говорили что-то про «понятия», про людей, которые отбывали наказание в местах лишения свободы. И Виктор как-то плохо отозвался о ранее судимых людях. Я не помню, что именно он сказал, но помню, что это были обидные слова, за которые на зоне убивают…

Слова собутыльника Демьянчик принял на свой счет. Сам он был судим ни много ни мало — 4 раза. В колонии побывал лишь однажды и отсидел меньше года (затем наказание было заменено на общественные работы), но и за это короткое время успел проникнуться «понятиями» и уяснить «законы», по которым живет «зона». А впитав, продолжал жить ими уже на свободе.

Рогацевич, в биографии которого не было судимостей, вряд ли разбирался во всех тонкостях и правилах жизни в МЛС. Судьба его не была радужной: потеряв в 90-е годы работу в Калининграде, он долго перебивался случайными заработками, а несколько лет назад вернулся домой в Волковыск, к маме и брату. Семьей не обзавелся, с работой тоже не получилось — и постепенно в жизни его появился один постоянный интерес — выпивка. Из-за нее он не мог устроиться на работу, а из-за неудач в трудоустройстве еще чаще стал прикладываться к бутылке. Вырваться из этого замкнутого круга Рогацевич не сумел. Когда умерла мать, брат переехал жить на дачу, и Виктор остался один в квартире, которая скоро превратилась в притон для любителей выпить, знакомых, малознакомых, а то и вовсе незнакомых. Мог ли подумать хозяин квартиры, что один из таких случайных гостей лишит его жизни?

За обидные слова Демьянчик решил разобраться с Виктором «по понятиям». Недолго думая, он встал и ударил Рогацевича кулаком в лицо. У того из носу пошла кровь, и он поспешил в ванную. Демьянчик выпил и отправился следом, чтобы, как он сказал позже, «продолжить дискуссию». Обиженный хозяин велел неблагодарному гостю убираться домой и повторил обидные слова, услышав которые, Демьянчик пришел в ярость и снова ударил собутыльника.

— У меня потемнело в глазах, жара приливала, — рассказывал он во время следствия. — Я стоял в ванной напротив него. Со «стиралки» по правую руку взял ножницы, в порыве ударил его в шею слева, один удар. У меня злость была, как в тумане все — обрывками помню.

Рогацевич уже не подавал признаков жизни, но Демьянчик пошел на кухню, взял там нож и с ним вернулся в ванную, чтобы нанести своей жертве еще несколько ударов. Дальнейшие события он вспоминал с трудом. Признавался, что из-за злоупотребления алкоголем у него нередко возникали проблемы с памятью.

— Что было потом — ничего не помню. Проснулся утром, встал. Было ощущение: что-то случилось. Заглянул в ванную, осенило: я убил человека. Мне стало жарко, озноб. Были мысли: все, приехал, допился…

Не зная, что делать, он походил по квартире убитого, выглянул в окно, увидел там Николая Савчука, гулявшего с собакой, позвал его в квартиру…

Когда Савчук ушел, Демьянчик снова остался один на один с телом своей жертвы. Понимал, что надо сообщить о совершенном преступлении в милицию, но оттягивал этот момент. Позвонил приятелю, жене, матери, рассказал, что совершил убийство. Никто не поверил в страшное признание. По словам супруги, Алексей — спокойный и уравновешенный человек, за 15 лет их брака не было случая, чтобы он с кем-то подрался. Многодетный отец, заботливый муж, хороший хозяин. Семья недавно получила квартиру, и Алексей с энтузиазмом взялся за ремонт. Только жить в новом семейном гнезде в ближайшие 10 лет и три месяца ему не придется, это время он проведет в колонии — таков приговор суда. Демьянчик посчитал его слишком суровым и подал кассационную жалобу, в которой просил снизить наказание до минимально возможного, ссылаясь на явку с повинной и наличие на иждивении несовершеннолетних детей. Но судебная коллегия посчитала, что при вынесении приговора суд учел все смягчающие и отягчающие обстоятельства и правильно избрал меру наказания. Приговор оставлен без изменений.

Леонард Дивнель, заместитель председателя суда Волковысского района; Виктория Лещинская

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 3207 раз Печать
Другие материалы в этой категории: Не оставляйте детей одних! Фликер застрахует от беды