Получать права и предоставлять свое двухколесное транспортное средство на техосмотр любителям велосипедов действительно не нужно. А вот знать правила и поддерживать велосипед в исправном состоянии — просто необходимо. Согласно пункту 200 Правил дорожного движения, он должен иметь исправные тормозную систему, рулевое управление и звуковой сигнал. Также велосипед должен быть оборудован зеркалом заднего вида, спереди — световозвращателем белого цвета, сзади — красного, а с каждой боковой стороны — оранжевого. Эти требования не случайны. Ведь на дороге любая поломка может обернуться неприятностями. Отказ тормозов или руля на оживленной улице чреваты травмами как для самого велосипедиста, так и для других участников движения. А отсутствие световозвращателей в условиях плохой видимости может стать причиной наезда.
Велосипед является удобным, но в то же время одним из самых небезопасных средств передвижения, а велосипедисты, исходя из статистики ДТП, относятся к категории наиболее уязвимых участников движения. Анализ причин ДТП показывает: почти половина происшествий с участием велосипедистов случается по их вине.
К сожалению, некоторые велосипедисты совсем не задумываются о безопасности. Мы со старшим инспектором ДПС МО ГАИ Волковысского РОВД Юрий Ничипоруком убедились в этом, проехав по улицам города. На улице Ленина инспектор остановил жителя Волковыска Владимира. Мало того, что его велосипед не был оборудован световозвращателями, так и двигался велосипедист не по тротуару, а по проезжей части.
На велосипеде другого волковычанина Василия Михайловича не было зеркала заднего вида, а впереди вместо световозвращателя белого света был прикреплен оранжевый. Вроде бы, небольшое нарушение, но в темное время суток водители не смогут правильно определить, в какую сторону движется велосипедист, а это чревато наездом. Особенно если учесть, что ехал Василий Михайлович по дороге, где нет тротуара.
По наблюдению сотрудников ГАИ, большинство велосипедистов-нарушителей — пожилые люди, которые ездят на старых велосипедах и руководствуются прежними правилами дорожного движения, действовавшими до 2009 года. Современные велосипеды, как правило, продаются уже укомплектованными согласно всем требованиям. Повысить безопасность помогут шлем, наколенники и жилет повышенной видимости. По правилам их использование не обязательно, но исходя из безопасности — очень даже желательно. А некоторые производители предлагают дополнительную «опцию», повышающую видимость велосипеда на дороге — специальную окраску.
Подруги Татьяна и Анна выбрали себе именно такие велосипеды:
— На раму нанесена специальная светоотражающая краска, и в темное время суток в свете фар она светится. Велосипед отлично виден на дороге в любых условиях, — рассказывает про свое двухколесное транспортное средство Татьяна. — Есть фонарь, потому что мне иногда приходится ездить в темноте, зеркало заднего вида.
— У меня зеркала пока нет, но я обязательно его поставлю, — обещает Анна. В остальном ее велосипед тоже не вызывает замечаний у инспектора.
Подруги ездят на велосипедах почти каждый день. Для них это и хобби, и тренировка, и релакс. Совмещение полезного с приятным.
А пенсионер из Волковыска, которого мы встретили на улице Боричевского, предпочитает электровелосипед. Говорит, замечательная техника:
— Одного заряда хватает на 45 километров, а в условиях нашего города — это практически на весь день. Зарядка 4—5 часов — и снова поехали! Скорость 25—30 км в час. Ну, и педали можно покрутить, если захочется.
Его «Greenline» тоже не вызывает замечаний у инспектора. Вызывает желание прокатиться. Но при исполнении служебных обязанностей — не положено. Поэтому мы желаем велосипедисту доброго пути и на всякий случай интересуемся:
— А правила знаете?
— Конечно! И соблюдаю! Езжу только по тротуару, через дорогу перехожу пешком, по пешеходному переходу.
К слову, за нарушения правил для велосипедистов предусмотрена административная ответственность в виде штрафа от 1 до 3 базовых величин. Для нетрезвых нарушителей — от 3 до 5 базовых. Если из-за нарушения была создана аварийная обстановка — от 3 до 8, а если кому-то было причинено легкое телесное повреждение или нарушитель оставил место ДТП — от 5 до 20 базовых величин.
За прошлый год в нашем районе к административной ответственности привлечены 213 велосипедистов-нарушителей, 46 из них находились в состоянии алкогольного опьянения. В этом году на дорогах района задержаны 133 велосипедиста, нарушивших ПДД, в том числе 7 нетрезвых.
Перед началом велосипедного сезона самое время вспомнить правила:
Где можно ездить?
По велосипедной дорожке, а при ее отсутствии — по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов. Если эти элементы дороги отсутствуют, либо ехать по ним по каким-то причинам невозможно, допускается движение велосипедистов по проезжей части дороги не далее 1 метра от ее правого края. Выезжать далее 1 метра разрешается только лишь для объезда препятствия и в разрешенных случаях для поворота налево или разворота. При наличии горизонтальной дорожной разметки, обозначающей край проезжей части, эта линия должна располагаться слева от велосипедиста.
Как пересекать проезжую часть?
Пересекать проезжую часть велосипедист должен по пешеходному переходу, ведя велосипед рядом с собой и руководствуясь правилами для пешеходов.
Можно ли ездить ночью или в плохую погоду?
Однозначно правилами запрещено движение на велосипеде по дороге в условиях снегопада или гололедицы. Ездить на велосипеде в темное время суток или в условиях недостаточной видимости не запрещается. Хотя в некоторых случаях от поездки разумнее воздержаться. При движении по дороге в темное время суток или при ее недостаточной видимости на велосипеде или мопеде должны быть включены: спереди — фонарь, излучающий белый свет, а сзади — красный.
Можно ли перевозить пассажиров и грузы?
Перевозить можно только детей до семи лет на дополнительном специально оборудованном сиденье. Грузы — только те, что не выступают более, чем на 0,5 метра по длине или ширине за габариты транспортного средства и не мешают управлению этим транспортным средством.
С какого возраста можно ездить?
Без сопровождения взрослых управлять велосипедом на дорогах можно с 14 лет. Велосипедистам младше 14 лет разрешается ездить только по тротуарам, велосипедным и пешеходным дорожкам, в жилых и пешеходных зонах.
Велосипедистам запрещается двигаться, не держась за руль и не держа ноги на педалях.
Лариса ПРОКОПЕНЯ
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.