Версия для печати
Среда, 14 Апреля 2021 10:08

Крути педали! Соблюдая правила

С каждым годом все больше белорусов пересаживается на велосипеды. В стране активно развивается велотуризм, все больше появляется велодорожек. И если для сельчан велосипед всегда был простой и надежной возможностью добраться до магазина или в соседнюю деревню, то сейчас и горожане все чаще выбирают велосипед как удобный и довольно быстрый способ передвижения. А отсутствие необходимости получать права, регистрировать велосипед в ГАИ и проходить техосмотр еще больше повышают привлекательность двухколесного транспортного средства в глазах участников дорожного движения.

Получать права и предоставлять свое двухколесное транспортное средство на техосмотр любителям велосипедов действительно не нужно. А вот знать правила и поддерживать велосипед в исправном состоянии — просто необходимо. Согласно пункту 200 Правил дорожного движения, он должен иметь исправные тормозную систему, рулевое управление и звуковой сигнал. Также велосипед должен быть оборудован зеркалом заднего вида, спереди — световозвращателем белого цвета, сзади — красного, а с каждой боковой стороны — оранжевого. Эти требования не случайны. Ведь на дороге любая поломка может обернуться неприятностями. Отказ тормозов или руля на оживленной улице чреваты травмами как для самого велосипедиста, так и для других участников движения. А отсутствие световозвращателей в условиях плохой видимости может стать причиной наезда.

Велосипед является удобным, но в то же время одним из самых небезопасных средств передвижения, а велосипедисты, исходя из статистики ДТП, относятся к категории наиболее уязвимых участников движения. Анализ причин ДТП показывает: почти половина происшествий с участием велосипедистов случается по их вине.

К сожалению, некоторые велосипедисты совсем не задумываются о безопасности. Мы со старшим инспектором ДПС МО ГАИ Волковысского РОВД Юрий Ничипоруком убедились в этом, проехав по улицам города. На улице Ленина инспектор остановил жителя Волковыска Владимира. Мало того, что его велосипед не был оборудован световозвращателями, так и двигался велосипедист не по тротуару, а по проезжей части.

На велосипеде другого волковычанина Василия Михайловича не было зеркала заднего вида, а впереди вместо световозвращателя белого света был прикреплен оранжевый. Вроде бы, небольшое нарушение, но в темное время суток водители не смогут правильно определить, в какую сторону движется велосипедист, а это чревато наездом. Особенно если учесть, что ехал Василий Михайлович по дороге, где нет тротуара.

По наблюдению сотрудников ГАИ, большинство велосипедистов-нарушителей — пожилые люди, которые ездят на старых велосипедах и руководствуются прежними правилами дорожного движения, действовавшими до 2009 года. Современные велосипеды, как правило, продаются уже укомплектованными согласно всем требованиям. Повысить безопасность помогут шлем, наколенники и жилет повышенной видимости. По правилам их использование не обязательно, но исходя из безопасности — очень даже желательно. А некоторые производители предлагают дополнительную «опцию», повышающую видимость велосипеда на дороге — специальную окраску.

Подруги Татьяна и Анна выбрали себе именно такие велосипеды:

— На раму нанесена специальная светоотражающая краска, и в темное время суток в свете фар она светится. Велосипед отлично виден на дороге в любых условиях, — рассказывает про свое двухколесное транспортное средство Татьяна. — Есть фонарь, потому что мне иногда приходится ездить в темноте, зеркало заднего вида.

— У меня зеркала пока нет, но я обязательно его поставлю, — обещает Анна. В остальном ее велосипед тоже не вызывает замечаний у инспектора.

Подруги ездят на велосипедах почти каждый день. Для них это и хобби, и тренировка, и релакс. Совмещение полезного с приятным.

А пенсионер из Волковыска, которого мы встретили на улице Боричевского, предпочитает электровелосипед. Говорит, замечательная техника:

— Одного заряда хватает на 45 километров, а в условиях нашего города — это практически на весь день. Зарядка 4—5 часов — и снова поехали! Скорость 25—30 км в час. Ну, и педали можно покрутить, если захочется.

Его «Greenline» тоже не вызывает замечаний у инспектора. Вызывает желание прокатиться. Но при исполнении служебных обязанностей — не положено. Поэтому мы желаем велосипедисту доброго пути и на всякий случай интересуемся:

— А правила знаете?

— Конечно! И соблюдаю! Езжу только по тротуару, через дорогу перехожу пешком, по пешеходному переходу.

К слову, за нарушения правил для велосипедистов предусмотрена административная ответственность в виде штрафа от 1 до 3 базовых величин. Для нетрезвых нарушителей — от 3 до 5 базовых. Если из-за нарушения была создана аварийная обстановка — от 3 до 8, а если кому-то было причинено легкое телесное повреждение или нарушитель оставил место ДТП — от 5 до 20 базовых величин.

За прошлый год в нашем районе к административной ответственности привлечены 213 велосипедистов-нарушителей, 46 из них находились в состоянии алкогольного опьянения. В этом году на дорогах района задержаны 133 велосипедиста, нарушивших ПДД, в том числе 7 нетрезвых.

Перед началом велосипедного сезона самое время вспомнить правила:

˜ Где можно ездить?

По велосипедной дорожке, а при ее отсутствии — по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов. Если эти элементы дороги отсутствуют, либо ехать по ним по каким-то причинам невозможно, допускается движение велосипедистов по проезжей части дороги не далее 1 метра от ее правого края. Выезжать далее 1 метра разрешается только лишь для объезда препятствия и в разрешенных случаях для поворота налево или разворота. При наличии горизонтальной дорожной разметки, обозначающей край проезжей части, эта линия должна располагаться слева от велосипедиста.

˜ Как пересекать проезжую часть?

Пересекать проезжую часть велосипедист должен по пешеходному переходу, ведя велосипед рядом с собой и руководствуясь правилами для пешеходов.

˜ Можно ли ездить ночью или в плохую погоду?

Однозначно правилами запрещено движение на велосипеде по дороге в условиях снегопада или гололедицы. Ездить на велосипеде в темное время суток или в условиях недостаточной видимости не запрещается. Хотя в некоторых случаях от поездки разумнее воздержаться. При движении по дороге в темное время суток или при ее недостаточной видимости на велосипеде или мопеде должны быть включены: спереди — фонарь, излучающий белый свет, а сзади — красный.

˜ Можно ли перевозить пассажиров и грузы?

Перевозить можно только детей до семи лет на дополнительном специально оборудованном сиденье. Грузы — только те, что не выступают более, чем на 0,5 метра по длине или ширине за габариты транспортного средства и не мешают управлению этим транспортным средством.

˜ С какого возраста можно ездить?

Без сопровождения взрослых управлять велосипедом на дорогах можно с 14 лет. Велосипедистам младше 14 лет разрешается ездить только по тротуарам, велосипедным и пешеходным дорожкам, в жилых и пешеходных зонах.

Велосипедистам запрещается двигаться, не держась за руль и не держа ноги на педалях.

Лариса ПРОКОПЕНЯ

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 1940 раз