Версия для печати
Воскресенье, 25 Апреля 2021 14:57

Сел в машину? Сохранись!

В прошлом году на дорогах республики произошло 3 554 ДТП, в которых оборвалась жизнь 573 человек. Еще 3 678 получили ранения различной степени тяжести. В этом году зарегистрировано уже 598 аварий, в которых 96 человек погибли и 625 травмированы. В нашем районе в прошлом году произошло 28 ДТП с пострадавшими. 34 человека получили травмы, 4 участника ДТП погибли. В этом году в пяти ДТП погибло трое и ранено пятеро человек.

В интернете можно найти краш-тест, который показывает, что происходит во время столкновения автомобиля, двигавшегося на скорости 80 км/ч, с неподвижным препятствием. Сила, в тридцать раз превышающая вес автомобиля, останавливает его движение, в то время как пассажиры, не пристегнутые ремнями безопасности, продолжают двигаться в салоне автомобиля со скоростью 80 км/ч. При этом на водителя и пассажиров начинает действовать сила тяжести, в 80 раз превышающая их собственный вес. Водитель с силой в 9 тонн ударяется о приборный щиток, а затем он и сидящий с ним рядом пассажир одновременно врезаются головами в переднее ветровое стекло автомобиля и получают смертельные повреждения. После этого сидящие на заднем сиденье пассажиры оказываются на линии передних кресел, наносят еще один удар людям, сидящим впереди, и одновременно сами получают смертельные повреждения…

Анализ дорожно-транспортных происшествий, проведенный во многих странах мира, показал, что вероятность смертельного исхода для водителей, пользовавшихся ремнем безопасности, уменьшается в 2,11 раза, а для пассажиров — в 3,1. Ремень безопасности не просто удерживает водителя и пассажиров в креслах, предохраняя от удара о приборную панель, лобовое стекло или от опасности быть выброшенным из салона. Конструкция современного трехточечного ремня безопасности обеспечивает распределение силы удара по самым прочным участками тела — грудному и тазобедренному отделу, плавно гасит инерцию движения, чем снижает силу травматического воздействия. Кроме того, благодаря ремням удается предотвратить возможность получения травм от срабатывания подушки безопасности: ремень удерживает пассажира в том правильном положении, в котором подушка безопасности спасает, а не наносит дополнительные увечья.

Многочисленные эксперименты и жизненный опыт доказали: ремень безопасности действительно сохраняет жизнь. При этом процесс пристегивания занимает не больше пяти секунд. Где бы ни было ваше место в машине, на водительском сиденье или пассажирском, переднем или заднем — не забывайте пристегиваться. Сохраните себе жизнь простым движением руки.

Изобретение века

Прототипом современных ремней безопасности принято считать крепежный ремень для кучеров, который был запатентован в США в 1885 году изобретателем Эдвардом Клэгхорном. В 1907 году появился первый в истории автомобильный ремень. Он был двухточечным и застегивался на бедрах.

Первой укомплектовывать свои автомобили ремнями безопасности стала компания Ford: в конце сороковых — начале пятидесятых годов сразу в нескольких моделях марки были установлены новые устройства конструкции братьев Лигон. Она также была двухточечной: ремень проходил диагонально по грудной клетке и с одной стороны крепился сверху к боковой стойке, а с другой — снизу между сиденьями. В этом варианте верхняя часть туловища при ДТП удерживалась, но из-за отсутствия нижней фиксации существовала вероятность «подныривания» тела под ремень и получения травм.

Вдохновленный разработкой братьев Лигон, президент компании Volvo Гуннар Энгеллау поставил перед собой цель довести это изобретение до идеала и сделать свои автомобили самыми безопасными в мире. Для этого он пригласил в свою компанию инженера-­авиатора Нильса Болина, который за два года упорной работы нашел нужное решение — трехточечный ремень, проходящий через бедра, грудь и плечи. Он оказался не только надежным, но и весьма удобным, поскольку позволял легко пристегнуться одной рукой.

В 1959 году трехточечные ремни появились сначала в двух моделях Volvo для шведского рынка, а уже в 1963-м — во всех остальных. Компания сделала патент на конструкцию ремня свободным, так что вскоре и другие производители воспользовались изобретением в своих автомобилях. Позже к конструкции были добавлены инерционный механизм и преднатяжитель — и в таком виде ремень используется до сих пор.

С 1957 года все автомобили, производившиеся в Швеции, комплектовались удерживающими устройствами. В 1961 году примеру шведов последовал американский штат Висконсин. В 1970 году власти Франции обязали автопроизводителей устанавливать ремни безопасности на передних сиденьях.

Обязательное применение ремней в странах СССР введено в 1979 году. Массовый выпуск ремней был налажен пятью годами ранее. Первые советские образцы, разработанные инженером Леонидом Тедером, главным специалистом эстонского завода «Норма», опробовали на себе сотрудники ГАИ этой республики.

Воспитание ремнем

Австралия стала первой в мире страной, принявшей закон об обязательном использовании ремней безопасности. Вскоре применение ремней безопасности стало обязательным в Финляндии, Болгарии, ЧССР, Новой Зеландии, Польше и в некоторых штатах США. В настоящее время более чем в 20 странах мира введено обязательное применение ремней безопасности и предусмотрены штрафы для тех, кто их не использует. Так, в Великобритании денежное взыскание составляет до 500 фунтов стерлингов, в Греции — 350 евро, в Швеции и Норвегии — 150 евро, Германии — 30 евро, в Польше — около 23 евро плюс два штрафных пункта (водителя, который набрал больше 24 пунктов, лишают права управления), в Украине — 15 евро.

В Беларуси управление транспортным средством водителем, не пристегнутым ремнем безопасности, или перевозка не пристегнутых ремнями пассажиров влечет наложение штрафа до 1 базовой величины — то есть меньше 10 евро. Для пассажиров, не пристегнувшихся ремнем безопасности, также предусмотрен штраф в размере от 1 до 3 базовых величин. Пристегиваться обязаны пассажиры как на передних, так и задних сиденьях.

По данным МО ГАИ Волковысского РОВД, в прошлом году в нашем районе к административной ответственности были привлечены 1 584 водителя и 53 пассажира, которые проигнорировали требование правил об использовании ремней безопасности. В этом году — 499 водителей и 125 пассажиров.

Лариса ПРОКОПЕНЯ

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 1525 раз