Версия для печати
Суббота, 30 Июля 2022 15:29

Как вести себя, если стал жертвой кибермошенников

В период стремительного развития цифровой экономики и глобальной информатизации общество столкнулось с очень серьезной и злободневной проблемой – мошенничеством в Интернете. В Беларуси зафиксирован рост количества преступлений, связанных с хищениями денежных средств посредством обманных действий в Интернете и с использованием компьютерной техники.

Недавно два новых факта были выявлены в нашем районе. Сначала в милицию обратилась жительница Волковыска, которая рассказала, что ей на мессенджер поступил звонок от неизвестного абонента. Мужчина представился сотрудником милиции и сообщил, что правоохранительными органами задержан злоумышленник, который пытался похитить деньги с банковского счета волковычанки. По словам звонившего, задержанный успел передать информацию о счете третьим лицам, поэтому нужно принимать срочные меры для обеспечения безопасности. Для этого требовалось осуществить перевод денежных средств в рамках банковского договора. Что волковычанка и сделала. После того, как она перевела на счет 540 рублей, «сотрудник милиции» перестал выходить на связь.

В тот же день в РОВД обратилась жительница Волковысского района, которая также стала жертвой кибермошенников. Ей также позвонил «сотрудник милиции», который сообщил, что на ее имя мошенники пытаются оформить кредиты в нескольких банках. Для оказания помощи в их отмене мужчина предложил перевести разговор на сотрудника службы безопасности банка. Последний был очень убедителен, перечислил имеющиеся у женщины банковские карты и остатки на счетах, так что та действительно поверила, что разговаривает с сотрудником банка, и далее безоговорочно следовала его рекомендациям: скачала и установила на свой мобильный приложение удаленного доступа «AnyDesk», предоставила фотографии банковских карт и передала пришедшие по смс коды. Далее «сотрудник службы безопасности» предложил женщине перевести денежные средства на другой карт-счет, чтобы заблокировать имевшуюся у нее карту. Доверчивая жертва так и сделала: направилась в ближайший банкомат и перевела 1440 рублей на указанный счет. После чего ни «сотрудника милиции», ни «сотрудника службы безопасности» она больше не слышала.

На сегодняшний день наиболее распространенными формами мошенничества в Интернете являются:

— звонки от имени представителей обслуживающего банка, требующих под различными предлогами сообщить им данные банковской карты и иные персональные данные;

— «сайты-фальшивки» — на первый взгляд внешне не отличимые от искомых веб-сайтов своей структурой и оформлением, имеющие очень схожий домен, на которых не подозревающий пользователь вводит свои персональные данные, попадающие затем в руки злоумышлеников;

— взлом аккаунтов в соцсетях для распространения просьб о материальной помощи на благотворительные цели (например, под видом перевода денег для больных родственников, детских домов, приютов и т. д.);

— рассылка предложений об участии в проектах, для вступления в которые необходима уплата взноса или сообщение личных данных, распространение сведений о выигрыше в конкурсах и акциях, для получения которого необходимо перевести определенную сумму или сообщить данные банковской карты;

— рассылка вредоносных писем и сообщений, содержащих ссылки на установку вредоносного программного обеспечения под видом лицензионного, которое впоследствии передает злоумышленникам персональные данные;

— взлом и блокировка аккаунтов с большой аудиторией, для восстановления доступа к которым мошенники требуют перевода денег.

Потенциальная опасность стать жертвой кибермошенников подстерегает нас практически всюду, где есть интернет-подключение: в соцсетях, месенджерах, электронной почте… О том, как не попасть на удочку злоумышленника, сказано не раз. А что же делать, если это все-таки произошло? Есть ли шанс вернуть свои деньги? Сотрудники правоохранительных органов дают такие советы.

1. Сохраняете спокойствие. Важно понимать, что существует целый комплекс доступных мер для противодействия такого рода хищениям, эффективность которых главным образом определяется быстротой вашей реакции на противоправные действия.

2. Немедленно блокируйте карту. Если вы понимаете, что стали жертвой мошенничества, а злоумышленники получили доступ к вашим персональным данным — немедленно заблокируйте банковские карты. Сделать это можно следующими способами:

— позвонить в круглосуточный контакт-центр обслуживающего банка (обычно номер указан на обороте пластиковой карты);

— позвонить напрямую в круглосуточную сервисную службу Банковского процессингового центра по телефону 8-(017)-299-25-26;

— через мобильный или интернет-банкинг;

— через SMS-банкинг;

— в отделении банка.

3. Фиксируйте информацию. При наличии возможности необходимо «по горячим следам» зафиксировать всю имеющуюся информацию о злоумышленнике: сделать скриншоты веб-сайта, социальной сети, переписки, записать имена, адреса, информацию, озвученную в ходе диалога, характерные особенности. В дальнейшем такие сведения могут быть очень полезны для установления и поиска виновных лиц.

4. Обратитесь в банк. Сообщите в обслуживающий банк о хищении денежных средств. На основании обращения банк проведет внутреннюю проверку, результаты которой также могут быть полезны для расследования инцидента. Полезно будет также запросить письменное подтверждение от банка о противоправном выводе денежных средств с ваших расчетных счетов – эта информация поможет точнее определить размер имущественного ущерба от действий злоумышленников.

5. Обратитесь в правоохранительные органы. Не стоит думать, что раз вы ничего не знаете о злоумышленнике, то дело безнадежно. Правоохранительные органы выработали эффективные меры расследования подобных дел. Также не стоит отказываться от обращения в милицию по причине небольшой суммы похищенного: вполне вероятно, что вы не единственная жертва противоправных действий, а любые сведения о злоумышленниках помогают в раскрытии преступлений.

6. Обратитесь в службу поддержки. Если в результате обмана денежные средства были перечислены мошенникам через электронную платежную систему (например, EasyPay, WebPay и т. п.), то имеет смысл обратиться в службу поддержки этой платежной системы. Она может заблокировать аккаунт злоумышленника, что поможет предотвратить или помешать другим потенциальным хищениям.

7. Как вернуть похищенные средства? После установления злоумышленников и в ходе рассмотрения дела в суде вы можете заявить требования о возмещении имущественного и морального вреда, причиненного в результате мошеннических действий. Также можно заявить иск в суд и в порядке гражданского судопроизводства, уже после постановления приговора по уголовному делу.

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 1668 раз