В этом году в Волковысском районе в ДТП пострадали два ребенка-пассажира. В обоих случаях дети были пристегнуты ремнями безопасности, но перевозились без детских удерживающих устройств. В ДТП они получили травмы различной степени тяжести.
Хотя факт эффективности детских удерживающих устройств уже давно и неоднократно доказан, даже небольшой рейд во время школьной «пересменки» показывает, что многие родители пренебрегают безопасностью своих детей: в среднем 4 из 10 маленьких пассажиров перевозятся с нарушениями правил. В первом же остановленном возле гимназии № 2 автомобиле ребенок- первоклассник ехал без детского кресла. 6-летний школьник был пристегнут ремнем безопасности, но, как известно, без автокресла ремень не эффективен. Краш-тесты, видеозаписи которых легко можно найти в интернете, красноречиво демонстрируют, что происходит с ребенком, если машина попадает в ДТП… И лучше их достоверность не проверять на собственном опыте.
В другой машине ребенок 11 лет тоже ехал без детского удерживающего устройства, на переднем сиденье, да еще и без ремня безопасности. За рулем старенького «жигуленка» — мама школьника.
— На этом сиденье ремень неисправен, — объясняет автомобилистка.
Ребенка в этом случае стоило посадить сзади, но там ехала собака. Животное вело себя довольно беспокойно, бегало по салону, перелезая с заднего сиденья вперед и обратно. К слову, в правилах дорожного движения нет пункта, устанавливающего требования к перевозке животных. Этот вопрос каждый водитель решает, как ему удобнее. Но вряд ли удобно вести машину, когда по салону мечется собака, отвлекая водителя от дороги.
Пока сотрудники ГАИ разговаривают с нарушительницей, мимо проезжает зеленый «Фольксваген». На заднем сиденье, пригнувшись, чтобы остаться незамеченной, едет девочка лет 10. За рулем автомобиля — мужчина, на переднем сиденье — женщина, скорее всего, родители… Очевидно, встреча с ГАИ их беспокоит больше, чем безопасность ребенка. Если так, то в этот день им повезло: обошлись без штрафа.
А ведь встреча с ГАИ — это не самая большая неприятность, которая может подстерегать нарушителя на дороге. Высокая плотность транспортного потока, погодные условия, человеческий фактор, выбежавшие на дорогу животные нередко вынуждают водителя прибегать к экстренному торможению. Вероятность получения травмы пассажиром, не пристегнутым ремнем безопасности, а тем более ребенком, очень высока, не говоря уже о рисках при ДТП. И не важно, предстоит проехать десятки километров или всего несколько сотен метров — дорожная ситуация может измениться в любую минуту.
Благо, многие родители это понимают:
— Автокресло — это первая покупка, которую мы сделали для нашего малыша. Купили даже раньше, чем кроватку и коляску. Ведь из роддома муж сразу планировал забирать нас на машине, — говорит молодая мама, которую мы встретили возле детской поликлиники.
Многодетная мама Алина тоже не экономит на безопасности своих детей. Двое младших расположились в автокреслах, средний — на бустере. Старшие уже переросли установленную норму в 150 см и могут ездить без специальных удерживающих устройств.
— Ну, нам немного легче: дети у меня разного возраста, поэтому со временем младшему переходит автокресло старшего, — рассказывает она. — Мы всегда следим за тем, чтобы кресло соответствовало росту и весу ребенка, иначе какой в нем смысл?
Алина рассуждает совершенно верно: чтобы автокресло защищало, оно должно быть подобрано и установлено по всем правилам. Универсального, самого лучшего автокресла, которое подошло бы для любого ребенка, не существует. Для каждой весовой и возрастной группы детей выпускаются различные группы автокресел, учитывающие все особенности. Это обязательно нужно иметь в виду при выборе.
И еще несколько рекомендаций от сотрудников ГАИ:
Многие дети любят ездить на переднем сиденье автомобиля. Правилами дорожного движения это не запрещено, при условии, что ребенок находится в удерживающем устройстве и пристегнут ремнями. Однако родителям все-таки следует помнить о том, что переднее пассажирское сиденье, по статистике, самое опасное место в машине и ребенок здесь подвергается повышенному риску даже в автокресле.
Очень часто на переднем сиденье мамы перевозят малышей грудничкового возраста: так за ребенком легче наблюдать во время движения. В этом случае нужно учитывать, что ребенок, сидящий в автокресле-люльке спиной по ходу движения (лицом назад), значительно лучше защищен, чем в положении лицом вперед. В первом случае при фронтальном столкновении малыша просто плотнее вдавит в люльку, тогда как во втором случае вся нагрузка через ремни придется на грудь и живот, а голова, резко подавшись вперед, опасно нагрузит шейные позвонки. Поэтому постарайтесь как можно дольше размещать ребенка в автокресле спиной по ходу движения, не забыв при этом отключить подушку безопасности.
Кстати:
Первое детское автокресло сконструировал шведский профессор Бертиль Альдман в 1963 году. Это кресло устанавливалось на переднем сиденье спинкой вперед. Такой способ размещения он позаимствовал у специалистов NASA, которые аналогичным способом размещали в космических аппаратах «Джемини» сиденья астронавтов: они лежали спиной к направлению ускорения, что позволяло им гораздо лучше переносить огромные перегрузки при пуске ракеты.
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.