Версия для печати
Суббота, 17 Октября 2020 20:40

Лучше сделать и жалеть?

Или жалеть, что не сделал? Завтра, 18 октября, у моей рубрики СоМнение «праздник» — День сомнения. Казалось бы, чем не повод отметить? Не тут-то было. В понедельник, 19 октября, — День упущенных возможностей. Вот и задумалась: стоит ли завтра отмечать так, чтобы в понедельник болела голова? А с другой стороны: нужно ли сомневаться до такой степени, чтобы упускать возможность «пропустить рюмашку»? В общем, праздник не столько у «сомневающейся» рубрики, сколько у ее автора — мастера упускать возможности.

Я отношусь к тем людям, которые, безусловно, имеют личные убеждения, собственное мнение, персональная точку зрения. Но. Я никогда не стану с пеной у рта доказывать свою правоту. А еще привыкла следить за тем, чтобы мои взгляды не «рикошетили» по другим людям: коллегам, друзьям, близким и родным. Кто-то обзовет тихушницей. Не соглашусь. Скорее — не радикалка. Потому, не обессудьте, никогда не пойму людей, чья уверенность в своей правоте без сомнений перекрывает возможности другим. И не приму.

Да, я человек сомневающийся во всем и всех. Иногда, поверьте, даже в себе. Кто-то запишет это в большой минус. Оправдаюсь. Безусловно, это не плюс. Зато я всегда готова выслушать иное, отличное от моего, мнение. Высказаться позволю. Спорить не буду. Но, как говорится, останусь «при себе». Уж извините. Гибкий не значит без стержня, верно?

Есть люди, которым я очень благодарна за то, что в определенной жизненной ситуации они не пошли на поводу у своих сомнений, предоставив мне возможности. Например, Елена Фадеевна. Вот засомневайся она тридцать девять лет назад — и не было бы у меня возможности появиться на этот свет. Так что, мамочка, больше не сомневайся на мой счет — не подведу. Например, отец. Вот засомневайся он тридцать лет с лишним назад — и не было бы у меня возможности жить в Беларуси. Так что, Петр Леонидович, больше на мой счет не сомневайтесь — не подкачаю.

Засомневайся в свое время члены приемных комиссий в моих возможностях — не видать мне прекрасных лет учебы в педучилище и университете. Тут, конечно, я людей слегка ввела в заблуждение («не оправдала оказанного мне высокого доверия») — сменила профессиональную ориентацию. Имею оправдание. Уйти из образования не решалась до последнего мнения со стороны. А засомневайся пять лет назад в моих возможностях главный редактор районной газеты — не было бы у меня возможности вынырнуть из педагогического потока и окунуться в омут журналистики. Как видите, в нашей жизни немало людей, в том числе посторонних, сомнения которых очень даже влияют на наши возможности.

А уж о собственных сомнениях и говорить не приходится! Мешают ли они мне жить? Частенько. Иного ждать не приходится. Скажете: любые сомнения — от неуверенности в себе. Спорить не стану. Сомнения, которые мы побороли, открывают возможности. Сомнения, которые одержали победу над нами, оставляют незакрытые гештальты. Последние неудобны тем, что порождают навязчивые идеи: вернуться к подвергнутой сомнению ситуации в прошлом, чтобы, переиграв ее в настоящем, получить желанную возможность в будущем. У некоторых, надо сказать, получается. Но чаще, думаю, всевозможные «если бы» да «кабы» всего лишь ухудшают качество жизни. У каждого были сомнения, повлекшие упущенные возможности. У меня этого «счастья» по сей день хватает. Но не будем о грустном.

Лучше посплетничаем о моих «сомнительных» победах, повлекших «возможные» последствия. Во время учебы частенько спрашивала себя: а надо ли быть отличницей, а нужны ли они, аттестат с отличием и дипломы «красные»? Знаете, сегодня эта «ноша», может, и не открывает широкий спектр возможностей, но и не тянет. Я ничего не потеряла оттого, что училась в полную силу. И всё стараюсь делать так же. А иначе — зачем начинать? Но если откровенно, по сей день сожалею, что засомневалась в своих возможностях стать врачом и стала учителем. Успокаиваюсь избитым: что ни делается — всё к лучшему. Ну, или хотя бы не просто так.

Не видя себя многодетной мамой, я долго не решалась даже на второго ребенка. Сомневалась. Четырнадцать лет. И поддайся я этим сомнениям — осталась бы сегодня «одна». Сын уехал учиться. А по дому бегает беспокойное, белокурое, любопытное «почему?». Хорошо, что, отодвинув сомнения, дала себе возможность быть мамой не только взрослого сына, но и маленькой дочери, отсрочив наступление третьего возраста. Ну здравствуй, молодость вторая!

Не уверен — не обгоняй. Это правило, как водитель, я усвоила на всю оставшуюся жизнь. Тоже ведь из разряда сомнений. А сколько раз откладывала обучение в автошколе! Дорого, страшно, нет времени, зачем мне права, муж водитель, я женщина, мое место на пассажирском сидении, женщина за рулем — обезьяна с гранатой, автомобиль не для меня, я не смогу-не осилю-не усвою. Вот сколько «уважительных» причин вертелось в голове! Года три, не меньше. Сомнения побороты, естественно, не без помощи родных и близких. Как результат — имею возможность, когда потребуется, не зависеть от общественного транспорта. Разве это плохо? Отлично! И, уверяю вас, водительское удостоверение, как и диплом о высшем образовании, не тянет. Одно плохо (а может, и хорошо). Вне дороги без авто тоже живу по принципу: не уверен — не обгоняй. Как-то так.

Но это, скажу я вам, не так уж и плохо — иногда идти на поводу у сомнений. Если задуматься, сомнение — это в какой-то степени форма проявления инстинкта самосохранения, оберег, если хотите, от чего-то ненужного или даже опасного. Сомнение идет рядом с осторожностью. А последней много не бывает. Поэтому я стараюсь всевозможные «если бы» да «кабы» оставлять в прошлом. Не люблю питать иллюзий. Знаете, это как «не помню — значит, не было». Только «не случилось — значит, и не нужно». Сомневаться — это в принципе естественно и, пожалуй, правильно. Сомнения ведь не приходят ниоткуда просто так. И чаще всего бывают оправданы. Но все хорошо в меру. Осторожность без фанатизма, сомнения дозированы, упущенные возможности по мини­муму.

Количество вводных слов и побочных конструкций в тексте многое могут сказать об авторе. В том числе, как о человеке нередко сомневающемся, а значит, часто упускающем возможности. Может, и так. Вы говорите: лучше сделать и жалеть, чем жалеть, что не сделал? Разрешите усомниться. Пусть даже в ущерб возможностям. Я предпочитаю лучше недолго посожалеть об упущенных возможностях, чем бесконечно сокрушаться о содеянном. Так что, и День сомнений, и День упущенных возможностей — это мои «праздники». И кто сказал, что это не повод? Пусть не «пропустить рюмашку», так хотя бы задуматься.

Наталья ГРИБ

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 815 раз