Версия для печати
Воскресенье, 12 Сентября 2021 11:30

Доведем до ума?..

И не только учебники, как поставил задачу Президент? А всю систему образования? Преобразования начнем с образования? Разрешите по следам Республиканского педагогического совета, в начале учебного года по-учительски поворчать…

За пятнадцать лет работы в системе образования я неоднократно слышала указания-распоряжения-решения — изменить-исправить-упростить. Верила-надеялась-ждала: когда же, наконец, педагогов максимально освободят от выполнения не свойственных им функций и сократят документооборот? Не случилось. Ни за время моей работы учителем в начальной школе, ни когда была преподавателем в лицее. Учебно-методические комплексы учителя и преподавателя с каждым годом только росли-расширялись-пополнялись документами классного руководителя и куратора. Более того, многие из них с бумажного носителя нужно было дублировать электронными вариантами.

Может, за последние шесть лет что-то изменилось и сегодня все не настолько «письменно»? Увы. Судя по тому, что мой отец уже с вечера 1 сентября засел за письменный стол, а Президент страны на Республиканском педсовете снова повторил некоторые указания… На каком уровне системы образования не могут услышать ни главу государства, который не понаслышке знает, что такое работа учителем в школе, ни обычных учителей истории и не только?..

Заметила, как только происходит нечто экстраординарное (будь-то в стране или в отдельно взятой семье), мы тут же вспоминаем воспитателей-учителей-преподавателей, обращаемся в сад-школу-вуз, анализируем образование и пересматриваем воспитание. А там ли корень зла? Школа делает многое для будущего страны. А начинается все с семьи. Не умаляя педагогических достижений, надо признать, что «негативное, косяки нашей жизни — это тоже мы» (учителя и преподаватели)? Своей вины учитель отрицать не будет. Но не только ему надо предъявлять счет за «косячное» поведение подрастающего поколения.

Может ли школа быть вне политики? Однозначно нет. Раз уж мы в зданиях школ размещаем участки для голосования и в избирательные комиссии приглашаем педагогов. Да и в принципе. Не может школа оставаться вне политики, потому что есть такие предметы, как история, география, обществоведение, а еще информационные и классные часы, которые, хотим мы этого или нет, формируют взгляды наших детей на ситуацию в стране и мире.

Надо воспитывать патриотов? Безусловно. Но это такое тонкое дело, перегибы в котором недопустимы. Школа, сколько существует, растит достойных граждан страны. Поверьте, цели: воспитывать любовь к Родине, формировать уважение к истории, развивать интерес к родному языку, вызывать гордость за традиции и желание сделать Беларусь лучше — не только прописаны в планах каждого педагога, но и реализуются на каждом уроке и внеклассном мероприятии. Незаметно, ненавязчиво, постоянно. Да, наши дети должны знать историю, петь Гимн страны наизусть и гордиться Государственным гербом и флагом. Возможно, как показал прошлый год, на уровне школы мы что-то и упускаем в воспитании подрастающего поколения. Порядок в школах, ссузах, вузах навести необходимо. Не переусердствовать бы в работе над ошибками. Да, «все — от Президента до нянечки — ответственны за детей». Школа — это многое. Но не все.

Не боясь вызвать критику за разделение ответственности за ребенка между школой и семьей, скажу: у каждого — учителя и родителя — свои функции, но позволять родителям «смотреть на учебный процесс и на воспитание ребенка со стороны» однозначно нельзя. Увы, вместе с детьми нужно и некоторых взрослых учить «приходить в школу, как в храм». Начинаем развивать проект «Родительские университеты». Слышала, эта форма работы с семьей хорошо себя зарекомендовала. Попытка — не пытка. Не получат ли дополнительную нагрузку воспитатели, педагоги социальные, психологи, классные руководители, кураторы и учителя-предметники, воспитывая не только детей, но и родителей? Не добавим ли мы бумаг в имеющийся, и без того богатый, педагогический документооборот?..

Нужно ли формулировать задачи по физике-химии-математике так, чтобы ребенок гордился своей страной? Видимо, необходимость такая назрела. Равно как и «довести до ума то, что написано в учебниках». И прекратить, наконец, превращать учителя в блогера, ютьюбера или информационного аниматороа, чтобы вернуть ему непререкаемый авторитет. В мою студенческую бытность один замечательный преподаватель повторял: «Учитель-мел-доска — на все времена. Перепробуем все. Но, поверьте, ничего лучше не будет». Оказался прав. Не гаджет, не «цифра», а учитель и учебник — главное. Образование — это не сфера услуг. Учитель никогда не будет менеджером, который учит детей учиться. Но, думаю, ему очень хотелось бы оставаться человеком. Со своими сильными сторонами и слабостями.

Хороший учитель должен отдавать сердце детям? Безусловно. Вот только как при этом не положить здоровье на рабочем месте? Знаю, о чем говорю. Приходишь домой и не знаешь, за что хвататься: то ли планы писать, то ли тетради проверять, то ли литературу читать, то ли внеклассное мероприятие готовить, то ли на посещение в семью ехать? Не до ужина, не до отдыха, не до семьи, не до собственных детей. Программы, планы, тетради, акты, характеристики, отчеты, мониторинги, анализы, протоколы, сценарии… Документальные жанры на любой вкус. А завтра «снова в бой». И так каждый день. Все на эмоциях, переживаниях, волнениях. У «апантаных і адданых рабоце» учителей здоровье изнашивается. А профпригодность вынуждает всегда быть в форме и соответствовать…

Слышала, следующий год в Беларуси может быть объявлен Годом учителя. Пусть это будет не голословно. Пора услышать Президента страны и учителя школы. Пора помочь педагогу (не только последней копейкой в стране). Чтобы ему не хотелось сводить урок к механической отработке темы и разделять ответственность за ребенка между школой и семьей. Помните, ошибки учителей менее заметны, но, в конечном счете они обходятся не менее дорого?.. Свои ошибки учитель совершает из-за нехватки времени и недостатка сил. Их отбирают отнюдь не дети и уроки. Крадет время и не оставляет сил бумаготворчество. Пора уходить от правила «без бумажки ты букашка…». Притом не только в образовании. Давайте позволим учителям — учить, врачам — лечить и т. д. В любой сфере важно доводить до ума, а не до ручки. Шариковой…

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 402 раз