Четверг, 08 Ноября 2018 09:41

Проект «Гродненщина синеокая»: Веретейка. Связующая нить (+ Видео)

Автор
На западе Волковысского района, средь лесов и полей, между деревнями Девятковцы и Кузьмичи, берет свое начало речка Веретейка.

Впрочем, есть у местных жителей мнение, что у реки два истока — еще один протекает западнее, мимо деревень Матейковцы, Мотьковщина, Трумпы, сливаясь с первым недалеко от агрогородка Репля. Единение, связывание — вообще характерная особенность Веретейки: несмотря на небольшую, всего 35 километров, протяженность, она протекает через три района Гродненщины — Волковысский, Берестовицкий и Мостовский. И даже в границах нашего района, хотите верьте, а хотите — нет, Веретейка свою связующую роль сыграла: раньше самые крупные населенные пункты на ее берегах, Верейки и Репля, были центрами разных сельсоветов, но несколько лет назад произошло слияние двух административно-территориальных единиц в единственный Верейковский сельсовет.

Река с характером

Может быть, «объединяющая сущность» реки связана с сохранившейся в Верейках легендой о сильной любви, которая объясняет происхождение названия Веретейки: будто жили в давние времена в здешней деревеньке среди лесных просторов парень Тей и краса-девица, любившие друг друга без памяти. Однажды в летнюю жару решил Тей окунуться в манящую прохладную реку, и вдруг водоворот закрутил его и навеки схоронил в своих глубинах. Девушка тосковала и всю жизнь ждала, что вернется к ней ее любимый, а реку люди с того времени и стали звать Веретейкой — в память о вере в возвращение Тея.

Река Веретейка вроде и невелика, но с характером: люди меняли ее, подстраивая под свои потребности, заковывали в строгие линии каналов, преграждали путь дамбами и запрудами (только в Волковысском районе на реке созданы 8 водоемов), но она по-прежнему упорно несет свои воды в Свислочь, а та, в свою очередь, в Неман.

Кузьмичи — Верейки

Уже через пару километров от истока «номер один», в деревне Девятковцы, на Веретейке создана первая запруда. Здесь река поворачивает на северо-северо-восток, в сторону Вереек. По пути к агрогородку Веретейка протекает через деревню Емельяново — здесь расположена одноименная агроусадьба, а на въезде в деревню со стороны Вереек находится православная часовня Святого Александра Невского, построенная в середине ХІХ века. Сайт «Глобус Беларуси» пишет, что особый интерес часовня представляет в связи с редким для нашей страны оформлением неоготических сводов, но попасть внутрь удается далеко не всем, потому что чаще всего часовня закрыта.

Прекрасный вид на очередной водоем на Веретейке открывается возле агрогородка Верейки. Здесь искусственное озеро — одно из самых больших на реке, площадь его водной поверхности приближается к 30 гектарам. Это очень живописное место: не зря здесь оборудуется одна из пяти имеющихся в районе зон отдыха, а на противоположном берегу, в центре Вереек, обустроена праздничная площадка, на которой проходят массовые мероприятия (в 2014 году тут состоялись районные «Дожинки»). И сам агрогородок, находящийся на трассе из Волковыска в Гродно, красив и уютен. Именно Верейки, в которых проживает почти тысяча человек, победили в опросе на тему «Какой населенный пункт Волковысского района достоин обрести статус Деревни будущего?», проведенном в 2018 году на сайте районной газеты «Наш час».

Между тем, и своей историей богаты Верейки. Археологические раскопки показали, что уже около 5 тысяч лет назад в этих местах поселились животноводы и земледельцы балтского племени ятвягов. Первое упоминание о Верейках относится к 1796 году, но краеведы считают, что появилась деревня раньше — где-то на рубеже XVI—XVII веков, когда по этим местам проходил «королевский путь», соединявший Корону Польскую и Великое княжество Литовское. По поводу происхождения названия нынешнего агрогородка существуют несколько версий. Возможно, в его основе — устаревшее слово «верея», которое обозначает приспособление, позволяющее воротам открываться в обе стороны: может, здесь жил мастер, который изготавливал такие приспособления. Еще одно значение слова «верея» — насыпь на берегах реки, защищающая от наводнений. По другому преданию, первые жители деревни отличались искренней верой, строго соблюдали все посты и церковные обряды, ежедневно молились — за это все окрестные жители называли деревню Верейками.

На главной улице агрогородка, слева, если ехать из Волковыска в Гродно, возвышается здание католического храма Девы Марии, построенное в 1830-х годах в стиле классицизма. Непроста судьба храма: после восстания 1863 года его передали православным верующим, в 1921-м вернули католикам, а с 1952 по 1990 годы костел был закрыт. В начале 90-х годов минувшего века, после объявления независимости Беларуси, между местными католиками и православными разгорелся настоящий спор за право обладания зданием храма. Всем миром, в том числе при участии ученых из Академии наук, нашли поистине соломоново решение: здание в стиле классицизма, совершенно не похожее на церковное, отдали первоначальным обладателям —  католикам, а на въезде в Верейки через несколько лет построили новый православный храм в честь Собора белорусских святых.

Трумпы — Репля

«Западная ветка» Веретейки (а по другой версии — ее приток Залучанка) течет практически у самой границы с Берестовицким районом. На этом русле возле деревни Трумпы обустроена запруда, создано искусственное озеро — самое большое на реке в границах района, около
40 гектаров. Его давно облюбовали рыбаки, и не зря: даже с дороги, идущей по краю водоема, слышатся всплески рыбы. Забавное наблюдение: если написать название деревни латиницей, получится Trumpy. Не напоминает ли одну известную во всем мире фамилию?..

Далее, продвигаясь все в том же северо-северо-восточном направлении, «западная» Веретейка минует деревни Залучаны, Ежевцы и Седейки и приближается к агрогородку Репля. Это еще одно красивое местечко на карте района, хоть, пожалуй, и одно из самых отдаленных от райцентра: до Волковыска отсюда по прямой около 25 километров, столько же — до Мостов. По поводу даты первого упоминания Репли, насчитывающей теперь около 500 жителей, в исторических документах существуют разные мнения. В шеститомной «Энциклопедии истории Беларуси» говорится, что зафиксировано оно в XVI веке, но есть и другая версия. Согласно ей, впервые деревня упоминается еще в XIII столетии в связи с убийством в этих местах в 1263 году сына литовского князя Миндовга, которого звали Репля. Имеет место и теория, если верить которой, местечко получило название из-за того, что его жители сажали много репы. В начале XV века деревня Репля принадлежала виленскому епископу, князю Павлу Гольшанскому. В середине века ее получил в дар за службу Станислав Одаховский, а затем имение, в состав которого, кроме Репли, входили и окрестные деревни, сменило немало владельцев. Последним из них стал в первой половине ХХ века Богдан Залютынский.

Особого внимания заслуживает реплевский костел, который, как и верейковский, посвящен Деве Марии. Создание католического прихода в деревне относят к 1632 году, а первый деревянный костел здесь был построен еще за столетие до того волковысским воеводой Иосифом Карпом, который жил в Репле. Периодически храм отстраивался, но к концу XVIII века количество прихожан возросло настолько, что потребовалось строительство нового здания. Возглавлявший на то время приход ксендз Владислав Лавринович в 1902 году начал руководство стройкой, в которой самое непосредственное участие принимали прихожане, причем как финансово, так и в буквальном смысле — работали на строительстве храма. По проекту белостокского инженера Петровского здание возводилось в неоготическом стиле. Работы продолжались семь лет, и вот в 1909 году закончилось строительство этого красивейшего храма из красного кирпича, который производился жителем деревни Терешки. Две башни костела, по словам старожилов, символизируют человека, вскинувшего к небу две руки с просьбой к Богу о помиловании. Во время Первой мировой войны, в 1915 году, башни были взорваны по приказу царских военачальников, но в 1932—1935 годах их восстановили. В 1948 году костел превратили в зерносклад, но уже через четыре года храм вернулся к прихожанам, с тех пор не закрываясь.

Совсем рядом с агрогородком Репля, если по дороге вдоль Веретейки двигаться в сторону деревни Духовляны, в зарослях можно разглядеть двух- и одноэтажные здания из красного кирпича. Это — остатки усадьбы Залютынских, один из которых — Богдан — был, как писалось выше, последним владельцем имения Гнезно. Двух­этажный дом, построенный около века назад, и сейчас на вид достаточно крепок, еще несколько лет назад там жили люди. Рядом — разной степени сохранности хозпостройки бывшей усадьбы. А вокруг — настоящее запустение… Председатель Верейковского сельисполкома Анатолий Стасюкевич о нем, конечно, помнит, но надеется, что когда-нибудь появится надежный инвестор, который найдет и сможет вложить средства в наведение порядка: место хорошее, здания практически сохранились — почему бы не сделать здесь объект агротуризма?..

…Минуя по пути на север Духовляны, а также соседние деревни Петрашевцы и Почуйки, река Веретейка подбирается уже вплотную к границе Волковысского и Мостовского районов. Дальше ее воды встречает еще один населенный пункт, известный всем неравнодушным к истории и современности Родины, — Гудевичи. Но это, как говорил один замечательный телеведущий, уже совсем другая история.

За помощь в подготовке материала благодарим председателя Верейковского сельисполкома Анатолия Стасюкевича, а также коллективы Верейковской и Реплевской сельских библиотек.

Прочитано 1075 раз Печать