За озером, где возрождается усадьба, или Новая жизнь старого маёнтка в Подороске - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Наше видео

Вторник, 19 Февраля 2019 11:34

За озером, где возрождается усадьба, или Новая жизнь старого маёнтка в Подороске

Панской усадьбе, расположенной в агрогородке Подороск, повезло. Многие годы бесславного существования, когда она, красивая и неординарная, разрушалась без должной заботы, прошли. В конце 2012 года она была выкуплена в частную собственность и приобрела новую жизнь. Сейчас на ее территории ведутся комплексные объемные работы. И уже этим летом, предположительно 1 августа, первые объекты обновленного усадебно-паркового комплекса в Подороске примут посетителей.

Переплетение времен и судеб

Первым хозяином усадьбы в середине XVI века стал литовский магнат Матвей Клочка, известный государственный дея­тель Великого Княжества Литовского. Он занимал достаточно высокие должности и владел рядом земель, в том числе и Подороска. У него не было наследников мужского пола, но он имел дочь, которая вышла замуж за князя Прокопа Дольского, и имение перешло к Дольским. Потом здесь были владения Грабовских, Пухальских, Чечотов и Бохвицев.

Наибольшую известность поместье получило благодаря предпоследним своим хозяевам — Чечетам, поэтому в некоторых источниках оно упоминается как «усадьба Чечетов». Если верить легенде, то во времена их владения здесь три дня гостил Наполеон, двигавшийся со своей армией на Москву. Вероятно, туристы смогут увидеть и комнату, где останавливался французский полководец, и кровать, на которой он почивал.

В середине 19 века фольварк от Чечетов перешел к Бохвицем, точнее, к сыну известного писателя, философа и адвоката Флориана Бохвица Роману. Именно он капитально перестроил и усадебный дом, и прилегающую к нему территорию. В результате свет увидело красивое здание в стиле позднего классицизма. Точеные формы увенчанного треугольным фронтоном портика, переходящего внизу в аркаду, придают композиции легкость и изысканность. Своим дворовым фасадом, оформленным террасой, дворец смотрел на реку (нынче озеро). Также во второй половине 19-го века был заложен обширный парк и возведено множество хозяйственных построек.

После смерти Романа Бохвица усадьба перешла его сыну Отто, последнему прямому наследнику знатного рода и последнему из старых хозяев усадьбы. К слову, судьба Отто Бохвица трагична. В 1939 году он и его родственники (детей у пана не было) должны были покинуть родной дом. Отто, чтобы спасти близких людей, отправил их за границу. Сам же отказался покидать родину. Вместе с верным управляющим переселился в плохенький деревенский дом, в котором прожил около двух недель. А потом был расстрелян. Никто не знает, в каком конкретно месте это случилось и где нашло вечный покой тело последнего Бохвица.

В советское время в здании усадьбы в деревне Подороск размещались сначала средняя и музыкальная школы, а затем правление местного сельскохозяйственного предприятия. Большинство остальных построек, входивших в состав усадебного комплекса, были заброшены. Начиная с 2004 года, центральный усадебный дом пустовал, а окружающая территория приходила в упадок из-за отсутствия хозяина. Тем не менее, в начале 21-го века этот небольшой дворец в деревне Подороск все еще находился в достаточно крепком состоянии по сравнению со многими другими аналогичными постройками. Кроме того, до наших дней сохранились фундаменты многих хозяйственных и второстепенных построек, часть кирпичной ограды и массивная въездная брама.

Бывшая панская усадьба в Подороске является памятником усадебно-паркового искусства. В 2012 году усадебный комплекс одним из первых подобных объектов был продан в частную собственность российскому бизнесмену Павлу Подкорытову, бабушка которого была белоруской. Вероятно, именно поэтому старинное белорусское поместье вызвало интерес инвестора. Он очень заинтересовался исто­рией местной элиты и хорошо выучил белорусский язык. Интересен тот факт, что Павел не стремится обустроить «гнездышко» для себя, а хочет создать культурно-развлекательный комплекс, посвященный истории Беларуси и сопутствующую ему туристическую инфраструктуру.

— Это проект приобретения не собственности для своего жилья, а другой проект, культурный, и мне хочется его реализовать, — сообщил бизнесмен.

Став новым хозяином усадьбы, он намерен открыть здесь первый в республике музей белорусского дворянства (белорусской шляхты), а господские комнаты превратить в гостиничные номера. Это последний этап реконструкции. Вначале, и ждать осталось уже недолго, мы сможем отдохнуть в кафе и купить сувениры в магазине, расположенных на территории старинного усадебного комплекса.

Поскольку комплекс считается историко-культурным наследием, работы проводятся по согласованию с Министерством культуры.

ЧТУП «Маёнтак Падароск» и его директор

Так как нынешний хозяин панского «маёнтка» не имеет возможности часто бывать здесь, все заботы о реконструкции усадебного комплекса лежат на плечах Андрея Колоса, местного управляющего. Андрей молод, активен, амбициозен. И, главное, умен и образован. Закончив Росскую среднюю школу, Волковысское педучилище, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка по специальности история и Вильнюсский университет по специальности культурная антропология, он мог бы работать во многих престижных организациях. Но Андрея тянуло на малую родину.

— Вернулся домой и пошел работать преподавателем в родное педучилище, ставшее уже педколледжем. Преподаваемый мною предмет называется «Памятники истории культуры». Эта тема меня весьма интересовала, и чтобы больше владеть ею, я поступил в аспирантуру Гродненского госуниверситета имени Янки Купалы. Там познакомился с Павлом Подкорытовым и получил от него предложение заниматься реставрацией усадьбы, которую он приобрел в нашей стране. Это занятие сразу показалось мне интересным. В частности, я знаком с этим местом с раннего детства, когда проезжал Подороск по пути из Пружан, где родился и жил до 14 лет, в Россь, к бабушке. Усадьба всегда вызывала во мне живой интерес. Близкое знакомство с ней меня не разочаровало. Я не разу не пожалел, что стал директором частного туристического унитарного предприятия. Теперь я в одном лице и строитель, и историк, и финансист, и экскурсовод… И это мне определенно нравится, — рассказал директор ЧТУП «Маёнтак Падароск». К слову, преподавание в колледже он не оставляет.

«Маёнтак» — это пока всего лишь рабочее название объекта. Потом, вероятно, усадебный комплекс будет носить другое, более говорящее имя. Но «маёнткам» в любом случае останется. Только не панским, а туристическим. А пока это грандиозная стройка, с масштабными планами и оригинальными инженерными решениями. Проводя для нас экскурсию по владениям и выступая в основной роли экскурсовода, молодому человеку часто приходилось «менять квалификацию».

Постоянство и метаморфозы

Есть на территории усадьбы объекты, которые практически сохранят свой первозданный вид. Это, во-первых, парк, в котором растут величественные вековые деревья. Растут здесь в основном клены и липы. Но есть совершенно редкие и изумительные породы деревьев, такие, как лиственница, черная корельская береза, северо­американская липа, явор… Всего около 500 деревьев, большую часть из которых надо сохранить. К слову, и без предписаний рубить старые деревья здесь считают правильным только в случае их полной гибели. Парк сейчас полностью благоустраивается и облагораживается — ведутся сложные и дорогостоящие работы по дальнейшему проведению коммуникаций, укладке дворовой плитки, облагораживанию территории, просушиванию вглубь земли и так далее. Например, пешеходные дорожки насчитывают четыре слоя, а проезжие — шесть с обязательным укреплением их специальной строительной геодезической сеткой.

— Имея современные технологии, мы не имеем права проводить работы лишь бы как, если у наших предков строения века стояли. Иногда люди спрашивают, что у нас сделано за год. Я объясняю, что очень много сделано, просто большая часть работ внутри, а потому не видна. Взять хотя бы бывшую кузню, где обкапывался весь фундамент, заливался бетон, делалась армированная решетка и прочее. Или водоотводы. Мы просушиваем землю из-за близости речных вод на 4 метра в одном месте. В общей сложности уже просушили сотни километров глубины, — рассказал Андрей.

В малоизмененном виде пытаются хозяин и управляющий максимально сохранить и «визитную карточку» родового поместья — въездные ворота, или, попросту, браму. Андрей считает, что в те давние времена парадному входу в поместье уделяли особое внимание, ведь это первое, что видят гости и первое, от чего зависит мнение о месте и его хозяевах. В настоящее время это не менее актуально. В том числе, и в рекламных целях. Сейчас арка находится на стадии завершения реконструкции, которая, по словам управляющего, ведется капитально. Забор, окружающий усадьбу, пока законсервирован, то есть, залит сверху бетоном. Главное, чтобы он не разрушался, а там будет видно, какие претерпит изменения.

Есть объекты, которые теперь, сохранив следы старины, выглядят совершенно иначе. Это бывшая конюшня, на месте которой разместилось современное кафе, и бывшая кузница, переоборудованная под сувенирный магазинчик.

Кафе практически готово принять посетителей. Здание с многочисленными подсобными помещениями, в том числе для персонала, полностью готово. Подведены и функционируют вода, свет, канализация и другие коммуникации. Готова мебель, сделанная по индивидуальному заказу.

— Это здание приобрело новую функцию, а значит — здесь все будет по-новому. Внутри кафе, рассчитанное на 24 посадочных места, будет самым современным, но элементы старины в его внешнем виде мы сохранили. Более того, снаружи вся постройка выглядит старинной, — управляющий показал остатки каменной кладки, этакие древние руины с современным строением посередине. Дом в доме. А вокруг — терраса на 100 посадочных мест. Здесь же — детская площадка с качелями, игровыми автоматами, другими развлечениями для маленьких посетителей. Все это прячется под почти 100-метровой крышей. Андрей это сооружение называет «Боингом», имея ввиду и форму, с стоимость, и надежность.

Готов уже и сувенирный магазин, расположенный в бывшей кузне. Красиво смотрится находящаяся около самого озера причудливая беседка, расположенная на месте сарая. По словам управляющего, исторической ценности это здание не представляло. Но уж в очень красивом месте расположено:

— Не могу судить, насколько старинной она выглядит, но людям нравится. Еще обошью ее, поставлю необходимую мебель… Думаю, что многие захотят здесь, например, организовать выездное бракосочетание.

Бывший флигель, на втором этаже которого жил управляющий имением, а на первом — слуги, в недалеком будущем превратится в хостел — небольшую гостиницу на 28 мест, в которой присутствуют как отдельные номера, так и общие комнаты, имеющие минимум удобств, но неплохо приспособленные для проживания, общения и новых знакомств.

К слову, на уже построенных объектах будут трудоустроены не менее 14 человек.

Затем дойдет очередь до самого имения, где, как и планировалось новым хозяином изначально, расположится музей белорусской шляхты. Каким он будет, точно неизвестно. Пока, хотя экскурсии здесь проводятся, панский дом стоит с заколоченными окнами.

После окончания работ визит в усадьбу Бохвицев будет интересен белорусам и гостям страны — появится возможность прикоснуться к особенностям панского быта середины XIX века.

Считаю правильным окончить статью словами Павла Подкорытова, который, кстати, использует сейчас и другую фамилию, белорусскую — Берегович:

— Мне кажется, посетителям будет интересно посмотреть, как жила шляхта, что она делала, как проводила время.

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 6463 раз Печать