Версия для печати
Понедельник, 14 Февраля 2022 15:19

Как в советской школе воспитывали профессоров и чемпионов мира

Память — это важно. Прошлое — это значимо. Не для того, чтобы этим жить. А для того, чтобы на это опираться. Ели не знаешь, не помнишь того, что было, то непонятным, бесцельным будет то, что будет. Приходит на ум юный Томас, герой фильма «Бегущий в лабиринте», для которого вспомнить хоть что-нибудь было равноценно спасению; или великан Антей из древнегреческой мифологии, который, касаясь земли, обретал новые силы и был готов к новым победам.

Эта статья о прошлом, о тесной связи его с настоящим. Речь пойдет о деревне, точнее, о нескольких деревнях, живших одной жизнью. О семье, точнее, о нескольких семьях, ставших со временем близкими и родными. О человеке, точнее, о людях, тех, которых уже нет в этом мире и тех, которые живы и здоровы… И о которых необходимо знать. Помнить.

Неслучайная встреча

Двое молодых симпатичных людей шли по улице незнакомой деревни под названием Дыхновичи. Первый раз они шагали по этой проселочной дороге. По обеим ее сторонам стояли сельчане, взрослые и дети, с лицами любопытными и доброжелательными.

— Что ждет нас в этой деревне? Надолго ли мы здесь? — думали приезжие Михаил и Бронислава Окулики.

— Вот каковы они, молодые учителя. Они будут жить рядом с нами, будут учить наших детей. Как то они вольются в нашу размеренную жизнь? Станут ли своими для нас? — размышлял местный люд.

Михаил и Бронислава вошли в небольшую избенку, в которой им предстояло жить вместе с маленькой дочерью. За ней, чуть дальше по дороге, располагалась школа, в которой им предстояло работать. Причем ему — директором.

Окулики

Рассказывает Петр Окулик, сын Михаила и Брониславы, учитель школы № 5 г. Волковыска:

— Папа родом из-под Минска. Он окончил Брестский педагогический институт и был распределен учителем химии в Волковысский район, в деревню Шиловичи. Здесь встретил маму, молодую учительницу начальных классов. Нелегким у нее были детство и юность. Из-за войны, из-за фашистов. Она из Могилевской области. Шесть сирот-детей в семье, она — младшая. Война уничтожила практически всю ее семью — кого-то туберкулез съел, кто-то расстрелян был, кто-то от немецкого снаряда не уберегся, кто-то на поле боя погиб. Последней каплей стала гибель моего дяди, партизана отряда им. С. Лазо. От некогда большой и дружной семьи Атрошенко остались мама, ее брат Николай и их родная тетка. Когда, ближе к концу войны, Коле позволил возраст, он отправился добровольцем на фронт. Самым большим желанием паренька было отомстить врагу за боль, унижение, смерть своих родных. Находясь на фронте, Николай был смелым и отчаянным. В итоге за непродолжительное время смог совершить два официально зафиксированных подвига — 13 и 15 апреля 1945 года. Был награжден медалью «За отвагу». Домой вернулся с многочисленными ранениями, от которых через год умер.

Его сестра, моя мама, в год окончания войны поехала учиться в Волковысское педучилище. Тяжело было. Десять голодных обмороков за время учебы. Помочь после смерти брата ей было некому. Иногда, когда было совсем невмоготу, на товарном поезде, груженном углем, ездила к тетке в деревню за мешком картошки. Однажды поздней осенью чуть ноги не отморозила, так как никакой другой обуви, кроме парусиновых тапочек, у нее не было.

Папа стал для нее надежной защитой, самым любимым и дорогим человеком. Это была настоящая любовь. После встречи они быстро поженились. Шли по жизни, постоянно опираясь друг на друга. Некоторое время жили в Шиловичах, где у них родился первый ребенок, дочь Таня, моя сестра. С теплотой и благодарностью вспоминали односельчан, которые стали почти родными.

Потом отца вызвали в районо и предложили директорствовать в Дыхновичской школе. Отказаться он не мог, так как в середине 50-х годов подобное предложение не подлежало обдумыванию, а означало — немедленно приступить к работе. Так родители попали в Дыхновичи. Я там на свет появился, в маленькой неказистой хатенке, где зимой вода в ведре замерзала.

Здание деревенской школы было примерно такое же, как учительский дом, только размерами побольше. Отец, как и все остальные учителя, понимал, что нужно строить новую школу. Он добивается разрешения строить в Дыхновичах новую восьмилетку. Разрешение дали довольно быстро, и началось строительство. Помогали все: от руководства совхоза «Россь» до последнего местного ребенка. Многие жители Дыхновичей, Шовок и других деревень принимали участие в этой стройке. Но больше всех трудилась семья Кот: братья Вацлав и Станислав Кот, работящие и рукастые мужики и их отец Иосиф Викентьевич, степенный и уважаемый в деревне человек. Во время войны он был назначен немцами солтысом, то есть старостой. Только ему одному было известно, каких усилий стоило сохранять равновесие в деревне, вести себя так, чтобы и фашисты не трогали, и односельчане были предупреждены. Многих людей он спас тогда, вовремя предупредив об опасности. Больше трех лет оккупации приходилось этому человеку держать все эмоции при себе. Не имел права ни слова сказать, ни слезу пустить, даже когда вели на казнь его односельчан, когда расстреливали их у здания той самой старой деревенской школы. Молча, с безучастным выражением лица сглатывал староста слезы, повторяя про себя «Проклятые  бесы-фашисты. Гореть вам вечно в аду».

Новую школу построили года за два. Это был светлый и просторный сруб. Радовались ученики. Радовались учителя. Большинство сельчан любило заходить в новое здание школы, просто для того, чтобы постоять, полной грудью вдыхая сосновый запах, посмотреть на плоды своего труда. Получали знания здесь детки из Дыхновичей и окрестных деревень: Шовок, Вехотницы, Новиков, Котов, Субочей.

Рис058

Родители Петра Окулика быстро прижились в Дыхновичах. Спустя пару лет, никто не вспоминал о том, что они приезжие. Сельчане очень любили Брониславу Кирилловну за ее доброту, за заботу, за внимательное отношение к их детям. Отец же Петра, Михаил Владимирович, был не только замечательным руководителем и педагогом, но и хозяином был отменным. Мастер на все руки, готовый в любое время прийти односельчанам на помощь. Жители Дыхновичей и близлежащих деревень поражались тому, что директору удается сложить печь своими руками так же легко, как и получить малиновый цвет из двух бесцветных жидкостей на уроке химии.

В школе подобрался отличный педагогический коллектив. Много имен можно назвать. Большинства, конечно, уже нет с нами. Но многие здравствуют. И, вероятно, их фамилии будет приятно прочесть их многочисленным благодарным ученикам. Иосиф Антонович Манцевич, Мария Иосифовна Яромич, Алина Михайловна Юшкевич, Антонина Генриховна Бовжик, Мария Константиновна Недвецкая… Внимательные, чуткие, способные доступно разъяснить детям и их родителям любой вопрос, касающийся учебы, поведения, отношений. Настоящие психологи. Могли подобрать ключик к каждому ребенку, найти индивидуальный подход. Никогда не переживали родители, что ребенку будет в школе плохо, некомфортно. А если и были какие-то страхи на этот счет, то после первого разговора с учителем они рассеивались полностью.

Учиться в Дыхновичской школе было почетно. Ее ученики и выпускники славились на всю округу. И одной из причин этого было Дыхновичское школьное лесничество.

От ростка до рощи

Теплый весенний денек 19 мая 1968 года. День пионерии. Любимый и долгожданный праздник всех детей огромной страны. Юные дыхновичские лесоводы собрались на светлой лесной полянке, чтобы отметить этот праздник. Костер, вкусная уха, веселые песни, интересные разговоры, соревнования, игры, смех. Нынешний День пионерии стал для школьников особенным — они получили Диплом второй степени Главного Комитета ВДНХ СССР.  

СКВОРЕЧНИКИ

Рассказывает Петр Окулик:

— Когда у директора школы Михаила Окулика, моего отца, возникла идея организации школьного лесничества, ее с большим энтузиазмом восприняли как преподавательский состав школы, так и ученики. Лесничество образовалось осенью 1963 года на базе юношеской секции общества охраны природы. В состав его изначально вошли 23 школьника. Волковысский лесхоз, который возглавлял Федор Степанович Сушкевич, закрепил за ребятами лесной обход, площадь которого составляла 460 гектаров, разделенных на 17 кварталов. Самые ответственные ребята получили должности лесников. Был выбран также руководящий состав: лесничий, его помощник, инспектор, техник, биолог-охотовед. Всей работой школьного лесничества руководил совет лесничества, куда входили директор школы, директор лесхоза, пионервожатая и некоторые другие.

Каждый год, каждый месяц к движению юных любителей природы присоединялись новые ученики. Похоже, в школе почти не осталось детей, которые не хотели участвовать в делах лесничества. На счету юных лесоводов тысячи полезных дел. Мы сажали лес, собирали семена, сеяли их в питомнике — дуб, сосна, липа, каштан. Когда они прорастали, ухаживали за саженцами. Ребята развешивали скворечники, расселяли муравейники, обследовали каждое деревце на предмет повреждения его жуком-короедом и прочими вредителями, очищали лес и делали многое другое для его здоровья. Мы заготавливали лекарственное сырье и сдавали его аптеке. Каждый ученик знал, когда надо собирать шишки, а когда строить скворечники. Конечно, каждый домик для птиц создавался руками школьника. Сколько радости было, если твой оказывался самым красивым и приспособленным. Мы чувствовали себя хозяевами и этого леса, и своей деревни, и всей земли. И, как рачительные хозяева, не допускали, чтобы кто-то бросил бумажку или бутылку в нашем лесу.

Столб

Никто самовольно не мог срубить дерево. Интересно, что школьников боялись взрослые. Бывало, заметишь нарушителя при обходе своего квартала, говоришь ему: «Дзядзько, чаму ты рубаеш? Гэта наша. Не чапай». И уходит этот взрослый дядька, понурив голову. Дети знали, что это их земля, что они отвечают за то, что здесь происходит. Это их Родина, и она должна быть красивой, ухоженной, чистой. Помню, как в День птиц мы шагали колонной по Волковыску, радуясь восторженным взглядам взрослых седых мужчин с многочисленными военными наградами. Они, герои, которые победили врага, освободили мир от фашисткой нечисти, проявляли к нам уважение и интерес. Мы гордились этим вниманием и очень хотели быть похожими на них, победителей.

Моя сестра входила в число первых лесоводов дыхновичского лесничества. Вместе со своими соучениками, такими как Тамара Германович, Володя Игнатовец, Лариса Холомай, Степан Янович, Виктор Локотун, Петр Матус, они первыми проявляли свои инициативы по охране нашего леса.

Наше школьное лесничество гремело на весь Союз. Еще бы. Только за один 1964 год юными лесоводами было собрано 400 кг желудей для Росского лесничества и 500 кг шишек сосны, заложен питомник сосны на 1 500 кв. м, заготовлено 30 тыс. штук посадочного материала березы, посажено 45 тыс. кв. м леса, посажено 350 штук акации, изготовлено 100 скворечников, очищено от захламленности 340 тысяч кв. м леса, построено 10 кормушек для птиц. А этот год не был самым продуктивным. С первого года существования лесничества оно имело награды районного и областного масштаба. Потом и республика присоединилась. С 1966 года, когда дыхновичское лесничество удостоилось звания участника ВДНХ в Москве, свои личные награды — медали «Юный участник ВДНХ» получили учащиеся-лесоводы Петр Матус, Татьяна Окулик, Лариса Король, Валентина Автух. А двумя годами позже наше школьное лесничество стало известным на весь Советский Союз. Про него писали газеты и журналы. На ВДНХ мы выставлялись трижды. Даже фильм про нас был снят.

Петр Окулик также являлся лесоводом дыхновичского лесничества. Он вспоминает это время как насыщенное и продуктивное, которое сыграло немалую роль в формировании его как человека, специалиста, гражданина. Приходят на ум слова Михаила Пришвина: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же думаю только о людях. Мы — хозяева природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе — вода, птице — воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу — значит охранять Родину». Сложно поспорить. Не менее важно понять это в детстве. Тогда, когда это понимание пришло к самым известным уроженцам Дыхновичей, нашим знаменитым землякам Петру и Владимиру Матусам.

Верные ходы братьев Матусов

Коровы мирно пощипывали травку. Невдалеке, над шашечной доской, склонились пастухи: два мальчика, два брата — Володя и Петя Матусы. Как обычно, чтобы интересней скоротать длинный день, старший брат поставил младшему вновь придуманную «проблему». Младший же, неожиданно даже для себя самого, сумел ее разрешить.

Рис059

Рассказывает Петр Окулик:

— Семья Матусов жила в соседней деревне Шовки. Это как бы продолжение Дыхновичей, можно сказать — одна деревня. Отец семейства работал управляющим участка совхоза «Россь», дружил с моим папой. И мамы наши дружили. В семье было четверо детей, моя сестра и я дружили со старшими братьями, Володей и Петей.

Помню случай из раннего детства. Катались дети на льдинке в деревенском озерце, больше похожем на крупную лужицу. Петя нечаянно соскользнул со льдинки и оказался в воде. Выходит мокрый такой, грязный. Наш дом недалеко располагался. Мы к нам быстрей направились. Моя мама, заметив нас из окна, вышла навстречу, Петю за руку взяла и быстрей в дом. Там вытерла его, переодела в сухую одежду. И домой отправила с банкой малинового варенья. Петенька, говорит, бегом домой, и сразу горячего чая с малиной попей. Вероятно, он так и сделал, потому что не заболел.

Казалось, тот смешной и нелепый случай из далекого детства был давно всеми забыт. Но… Прихожу я однажды домой, а внучка мне говорит, мол, дедушка, на твое имя бандероль пришла. Я в то время как раз начал заниматься в Доме ремесел изготовлением мечей, щитов, прочих рыцарских доспехов. Открываю пакет, а там деньги лежат и записка со словами: «Это тебе на развитие нового дела». А внизу написано чуть меньшими буквами: «Помнишь банку варенья?»

Матусы были замечательной семьей. Родители, несмотря на занятость, много времени уделяли сыновьям. Другие дети у них тоже были частыми гостями. И мы в том числе. Как и в моем родительском доме. Как в домах других наших сельчан. Не было в деревне чужих детей. Подтереть сопливый нос Ване или Лене не было ни для кого зазорным. Накормить, напоить, обогреть… Не было разницы, свое голодное дитя кормишь или соседское. Менталитет такой у белорусов. А еще война была свежа в памяти. Не было ни одной семьи, которая бы не пострадала от немецко-фашистских захватчиков. Родители братьев Матусов не стали исключением.

Из воспоминаний Петра Матуса, доктора физико-математических наук, профессора, члена-корреспондента Академии наук Беларуси;

— Моя мама в 16 лет была угнана в Германию с Украины. Отец в 1941 году в 17 лет собирал оружие для партизан, попал в концлагерь, оттуда его освободили союзнические войска. Родители встретились в пересылочном пункте, а победу встретили в Германии, поженились в 1945 году. Прожили вместе 56 лет и умерли практически в один день (отец прожил на 80 дней больше).

Петр Матус хоть и пошел по научной стезе, но шашками, шашечными композициями продолжает увлекаться до сих пор. В 2014 году вышла его книга по этой теме, которая называется «Шашечные задачи». К слову, у Петра Павловича немало статей и книг, где он либо автор, либо соавтор. Он не забывает свою малую родину, своих земляков. Например, книгу «Разностные схемы с операторными множителями», одним из авторов которой он является, он подарил Брониславе Кирилловне Окулик, назвав свою классную руководительницу в дарственной подписи талантливым педагогом и мужественной женщиной. Приезжая на праздник родной деревни, он не устает общаться со своими земляками, друзьями, соседями, одноклассниками. Говорит с улыбкой, что жизнь его удачно сложилась благодаря удачному началу, в котором была дыхновичская школа со всеми ее достоинствами. Без утайки рассказывает о себе, о своей семье:

— Сын Олег с отличием закончил БГУ (факультет прикладной математики и информатики). Работает в области информационных технологий Моя опора и надежда. Внучка Настя — чемпионка США по шахматам, мастер спорта. Приз ей вручал Гарри Каспаров.

Рис060

Рис061

Не менее знаменит и брат Петра Матуса, Владимир, с которым они в далеком детстве пасли коров и придумывали шашечные композиции. Причем он стал настоящим шашечным композитором, хотя профессионально связал себя с юриспруденцией. Владимир Павлович Матус — заслуженный юрист России. Полковник юстиции в отставке. Неоднократный чемпион СССР и мира по шашечной композиции. Гроссмейстер и наш земляк Владимир Павлович Матус обладает по сей день (а ему больше 60 лет) удивительной памятью и аналитическом умом, продолжает побеждать на престижных мировых соревнованиях. Открывая секрет своего спортивного долголетия одному из средств массовой информации, он признался, что шашки для него не только спорт и любимое упражнение для ума, а непреходящая и волнительная страсть. Шашечная композиция для него — это бесконечный творческий полет над 100-клеточной доской, который таит в себе великое множество удивительных комбинаций. Находить нешаблонные идеи для них, совершать все новые и новые открытия для него такая же потребность, как пить и дышать.

Вот так и проявилась в людях нескольких поколений их малая родина, которая всем им дала силы, энергию, раскрыла их таланты и на всю жизнь стала прочной опорой. Остается только сохранить это все в нашей коллективной памяти.

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 1281 раз