Версия для печати
Воскресенье, 27 Февраля 2022 16:31

Проект «Возвращение в юность». Воспоминания нашей землячки Ольги Бутько о своих родителях — педагогах, интеллигентных, увлеченных и творческих людях

Начиная очередную публикацию проекта «Возвращение в юность», мы предлагаем вам погрузиться в атмосферу периода, который иногда принято называть «застойным». Соглашаться с таким определением или нет — не наша цель сейчас, но мы бы сказали так: время было относительно спокойное, да и люди были добрее друг к другу. А еще в это время было немало настоящих профессионалов, которые душой радели за свое дело. Ниже пойдет речь об учителях — наставниках не только в смысле школьных предметов, но и наставниках на жизненном пути, людях интеллигентных, творческих и увлекающихся.

Расскажет нам о них наша землячка, библиотекарь Волковысского государственного аграрного колледжа Ольга Михайловна БУТЬКО. А мы по-прежнему предлагаем вам, уважаемые читатели, делиться с нами своими воспоминаниями о детских или юношеских годах, проведенных в нашем краю, и вносить таким образом свой вклад в нашу общую историческую память.

Часть 1. Папа

Только недавно, в очередной раз пересматривая фильм «Доживем до понедельника», я поняла, почему каждый раз, наталкиваясь в программе телевидения на этот фильм, я, забыв про все дела, как завороженная, с теплотой и грустью досматривала его до конца. Это фильм о моих родителях — Михаиле Михайловиче Гапонике и Хелле Ивановне Журавлевой. И сегодня, на примере их жизни, их профессиональной и творческой деятельности, хочу напомнить о педагогах советского периода, воспитывавших в наших душах любовь к прекрасному.

В жизни моих родителей тесно и на всю жизнь переплелись преподавательская деятельность и безграничная любовь к театру. Талантливый человек талантлив во всем. Это как нельзя лучше характеризует моих родителей. Где зарождаются и откуда идут корни любви к творчеству? Для того, чтобы понять, откуда в этих людях было столько стремления к прекрасному, столько желания делиться своими знаниями, своим талантом с другими, нужно понять, в какой среде они родились и выросли. К сожалению, родителей нет в живых уже очень давно: отца не стало, когда мне было 12 лет, а с мамой мы так к серьезным воспоминаниям не пришли, все казалось, успеем… Поэтому мое повествование будет основано на моих детских воспоминаниях и рассказах тех немногочисленных участников событий, которых удалось отыскать.

Первые воспоминания — ПАПА. Мы идем, взявшись за руки, по городу. Я держу его за один палец — моей маленькой ручки не хватает, чтобы обхватить всю его огромную, как тогда казалось, ладонь. Абсолютно все с ним здороваются. А он всегда приподнимает шляпу и приветствует в ответ. Я важно шествую рядом. Я чувствую то безусловное уважение, которое выказывают люди моему отцу; еще совсем маленькая, но очень гордая, что моего папу все знают. Это интеллигентнейший человек, всегда в костюме, плаще и шляпе.

Папа родился 4 июня 1928 года в деревне Ячно Сокольского района Белостокской области в многодетной семье священника Михаила Гапоника.

Мой дедушка был маленьким, щупленьким, замкнутым, немногословным и очень религиозным. Об этом человеке можно говорить долго и только в похвальном тоне, потому что он был по-настоящему верующим, светлым и справедливым человеком. Отец Михаил служил в Скиделе, Яворе, Острове, Кузьмичах и Гудевичах, а с 1956 года — в селе Олекшицы Берестовицкого района. В доме священника была богатая библиотека, в которой имелись произведения Пушкина, Куприна, Лескова, Толстого, Тургенева, Уэллса и других писателей. Здесь же были издания и религиозного содержания, а также русские газеты и журналы «Русское слово», «Воскресное чтение», «Русский паломник», «Нива» и другие. Дедушка много знал, много читал и много писал. В частности, писал статьи для журнала «Воскресное чтение». Более десяти лет он издавал собственный рукописный журнал «Отечество» (с художественными иллюстрациями, сделанными на цветной и белой бумаге синими, красными и фиолетовыми чернилами, с наклеенными вырезками из газет и журналов разных лет). На страницах журнала батюшка помещал свои статьи и стихи. Из всех окрестных деревень Олекшицкого прихода наведывались к нему люди за книгами. Прихожане и священнослужители, знавшие отца Михаила, отзывались о нем как о ярком, незаурядном человеке, достойном и преданном служителе церкви, многое сделавшем для повышения духовной культуры своего народа. Его правильно было бы назвать просветителем того времени.

162 (3)

И неудивительно, что мой отец в 1947 году поступил и в 1951 году окончил полный курс факультета иностранных языков Гродненского государственного педагогического института по специальности «немецкий язык». Так началась его преподавательская деятельность — сначала в Глубоком, затем в Изабелинской школе и, наконец, в СШ № 2 города Волковыска. Папа был грамотнейшим человеком, свободно владевшим четырьмя языками. Когда он заходил в городскую библиотеку, работники опускали глаза и терялись, потому что знали: ничего нового предложить ему не смогут — все уже было прочитано и перечитано. Маленькой он часто брал меня на уроки, усаживая за заднюю парту, и я тихонько следила за всем, что происходит в классе. Интеллигент и умница, папа никогда не повышал голос ни в классе, ни дома, но тишина на уроке была просто звенящая. Он притягивал внимание слушателей своими знаниями, внутренней силой, эрудицией во всех областях, ученики слушали своего учителя, открыв рты.

Папа хорошо рисовал и неплохо играл на фортепиано. Не зная нотной грамоты, садился за инструмент и, как заправский тапер, мог сходу подыграть поющим гостям. А стенгазеты, которые он делал вместе с мамой! Сами рисовали, сами писали стихи. Это были шедевры, посмотреть на которые сбегалась вся школа. Правда, бывало, и окна нам за это били «герои» стенгазет. А еще папа был мастер на все руки: переплетал старые книги, делал или ремонтировал мебель своими руками, на машинке «Зингер» шил, ушивал или перешивал всем домашним и соседям одежду, прекрасно готовил.

Где бы папа ни работал, за какую работу бы ни брался, всегда доводил ее до совершенства, был честен перед собой и перед людьми. За это он был отмечен и награжден всевозможными грамотами и дипломами. Первое слово, которое можно услышать, задавая вопрос о папе знавшим его людям, это слово УМНИЦА.

Часть 2. Мама

Второе воспоминание — МАМА. Красавица, каждое утро она делала укладку, надевала платье, обувала туфли на высоком каблуке и шла на работу. До самой смерти мама ходила в обуви только на каблуках. Мама и музыка — это одно целое. В доме музыка звучала всегда. Чаще всего мама пела романсы или играла на фортепиано.

014

Мама родилась в городе Яны-Кургане Казахской ССР в семье врача-рентгенолога Ивана Федотовича и медицинской сестры Любови Яковлевны Журавлевых. Дедушка, человек очень умный, с волевым и жестким характером, много читал и интересовался политикой. В его жизни был драматический сюжет: его ведут по казенному коридору, и он ждет… выстрела в затылок. Может, этот эпизод и сказался на его непростом характере, эта история так и ушла недосказанной вместе с ним. Бабушка много читала, прекрасно пела и играла на семиструнной гитаре. О чем всегда вспоминала мама, так это о безграничной доброте и любви бабушки к детям, как своим, так и чужим. Мама тоже играла на гитаре, но всегда мечтала научиться играть на фортепиано. Она окончила музыкальную вечернюю школу по классу фортепиано, уже будучи взрослым человеком. Воспитывали маму как принцессу, так она и несла себя всю жизнь.

В 1963 году мама поступила в Гродненский государственный пединститут им. Янки Купалы и окончила полный курс по специальности «история». Уже тогда, в Гродно, принимая участие во всевозможных музыкальных и драматических любительских спектаклях, посещая в качестве зрителя профессиональные постановки, она «загорелась» идеей театра, любовь к которому во многом определила ее дальнейшую профессиональную, творческую и даже личную жизнь.

Помотавшись по сельским школам и поработав в школе рабочей молодежи, по воле судьбы мама пришла в среднюю школу № 4 Волковыска, в которой и проработала 28 лет. Мама очень любила свою работу, а ученики любили ее. Как человек творческий, она настолько красочно преподносила информацию, что это были не уроки, а мини-спектакли: дома историю никто не учил, достаточно было посидеть на уроке. То, что историю мама рассказывала, как сказку, или то, что она была любимой учительницей в школе, я от многих слышала всегда и слышу до сих пор.

Педагог, готовясь к уроку, по сути выступает и в роли драматурга, и в роли постановщика, и в роли артиста. А если педагог — натура творческая, то эта составляющая находит выход не только на занятиях. Так случилось и с моими родителями.

Вспоминает Сергей Павлович Кобылко, заведующий приемным отделением волковысской больницы: «В СШ № 4 училось много талантливых и инициативных учеников, а среди педагогов, которые могли сплотить вокруг себя этих ребят, была учитель истории Хелла Ивановна Журавлева. Она была эрудированным, всесторонне развитым человеком. Замечательно пела и декламировала. Помню, она очень любила Чехова, Толстого и Есенина. В свое время она организовала при школе театральный кружок для учеников. Чтобы стать его участником, необходимо было пройти настоящее конкурсное испытание, собеседование, — смеется Сергей Павлович. — Она умело и тактично развивала у школьников театральные данные. Выступления драмкружка проходили перед учениками и их родителями, и не только в школе».

Спектакли кружка всегда были событием. Зачастую происходило раскрытие творческого потенциала у детей, от которых этого никто не ожидал, и это было волшебно. Ученики сразу же становились героями школы. Такими героями были Дмитрий Пригородов, Светлана Михнюк, Алла Подгаецкая, ­Сергей Кобылко, Светлана Крышалович и другие. Некоторые после школы серьезно задумывались над карьерой актера. В драмкружке были поставлены такие спектакли, как «Воловьи лужки» Антона Чехова, «Красная шапочка», «Королевство кривых зеркал», всевозможные капустники и сценки для концертов.

Часть 3. Театр

Третье воспоминание — ТЕАТР. Именно он познакомил и соединил моих родителей. Люди талантливые и творческие не могли не заинтересовать друг друга. Мне вспоминается множество прожекторов, проводов, какие-то чужие люди, я знаю, что там папа, но меня к нему не пускают. «Тихо, детка, папа дает интервью» — это приехало из Гродно телевидение. Помню запах кулис, запах паркета, запах грима и — свет, много света от софитов, и зал, огромный, как целый мир. Это и есть мир для меня, для родителей, для актеров, для зрителей, которые всегда заполняли зал до отказа, так, что требовались дополнительные стулья.

014-1

Премьера!.. Премьера — это всегда событие. Нервозность чувствуется во всем. Идут последние приготовления. Украдкой выглядываю из-за кулис — зал практически полон. Опоздавшие тихонечко, смущаясь и извиняясь, пробираются на свои места. Ощущение приближения чуда не покидает меня. И вот занавес открывается, и я на время спектакля погружаюсь в другой мир. Занавес закрывается — спектакль окончен. Актеры выдыхают. А зрители заходят за кулисы, жмут папе руку, мужчины целуют руку маме, делятся впечатлениями и своими соображениями об увиденном, а потом, в фойе и по дороге домой, долго и оживленно обсуждают мизансцены и реплики героев. Люди становятся чуточку лучше и чище. И так будет долгих 14 лет.

Почему же, казалось бы, обычный любительский театр районного Дома культуры пользовался таким успехом? Ответ очевиден: потому что люди, участвовавшие в постановках, — люди яркие, творческие, талантливые — имели что сказать этому миру. Театр собрал единомышленников, людей по духу и по профессии интеллигентных. Основной состав труппы составляли учителя, но были здесь и врачи, и работники культуры.

База для создания в Волковыске любительского театра была заложена еще в 1970 году в виде драмкружка РДК. Вспоминает Надежда Тякало, бывший руководитель отдела культуры горисполкома, в свое время тоже принимавшая участие в постановках: «Михаил Гапоник был режиссером и актером театра, а примой была Хеллочка Журавлева». Это был любительский коллектив, где люди собирались и играли, может быть, даже больше просто для себя. На сцену выходили Наталья Архапова, Эдвиг и Лилия Котик, Надежда Тякало, Евдокия Терещенко, Алла Лапшина, Николай Медведев, Иван Селивончик, Анна Дружеловская, Роман и Рая Щесюки, Галина Гнатюк, Леонид Логинов, Николай Поцекайлик, Константин Скробатун, Виктор Курилович. О каждом из этих людей можно было бы рассказать отдельно, потому что каждый из них — личность и, безусловно, талант. В репертуаре театра были произведения как классиков, так и советских драматургов. В частности, такие пьесы как «Вишневый сад» Антона Чехова, «И смолкли птицы» Ивана Шамякина, «Всего одна жизнь» Аркадия Мовзона, «Последние» Максима Горького, «Листок календаря» Иллариона Стальского, «На Молдаванке музыка играла» Олега Сосина, «Наедине со всеми» Александра Гельмана, «Сиреневый сад» Цезаря Солодаря, «Если любишь» Николая Горулева и другие.

Конечно, в своем рассказе я лишь прикоснулась к судьбам этих замечательных людей. Ясно одно: движущая сила, которой они руководствовались и которую пронесли через всю жизнь — это Любовь. Любовь к людям, к выбранной профессии, любовь к творчеству и к искусству. Желание созидать — это отличительная способность педагогов 70-х—80-х годов минувшего века. Нашему поколению посчастливилось в своей жизни соприкоснуться с такими людьми. Этого, на мой взгляд, очень не хватает поколению нынешнему, и этого я желаю будущим поколениям.

А в завершение хочется сказать большое спасибо моим преподавателям, учителям четвертой школы Волковыска, которые заложили во мне и моих сверстниках ту фундаментальную основу жизненных приоритетов, на которую наслаивались все остальные знания, полученные в течение жизни. Спасибо!

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 954 раз