Версия для печати
Среда, 21 Декабря 2022 11:06

Все оттенки белорусского золота. Больше тридцати лет Оксана Врублевская из Волковысского Дома ремесел занимается соломоплетением и учит этому мастерству подрастающее поколение

Яркие лучи зимнего солнца, отражаясь от белоснежных сугробов, осветили полки, по которым тут же запрыгали золотые искры. Куклы и лошадки, сундучки и вазы, шляпки, венки и обручи засверкали, будто сделанные из драгоценного металла, желтого, лимонного, белого… От движения воздуха «ожили» под потолком легкие «паучки» — прародители модных в семидесятые годы прошлого века «мобилей», а от больших панно на стенах повеяло ароматом спелой нивы, и этот запах на мгновение перенес меня в жаркий летний день…

Белорусское золото — соломка. Изделия из него ценятся во всем мире, не имеют аналогов и давно приобрели значение национального бренда. 1 декабря этого года соломоплетение Беларуси внесено в репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Это древнейшее ремесло берет начало от обрядов, связанных с культом хлеба и плодородия, и насчитывает не одну тысячу лет. Сегодня его традиции продолжают развивать народные мастера, среди которых — член Белорусского союза мастеров народного творчества Оксана Врублевская. Больше тридцати лет она занимается соломоплетением и учит этому мастерству подрастающее поколение. Сначала 22 года — в Изабелинском Доме культуры, а последние десять лет — в Волковысском Доме ремесел.

— Интерес к соломке у меня появился еще в школе, — рассказывает Оксана Алексеевна. — Я часто бывала с отцом на поле, смотрела на спелую ниву, любовалась ее золотистым цветом — и мне было очень жаль, что после того, как урожай будет собран, вся эта красота пропадет. Хотелось как-то сохранить ее, принести домой, чтобы каждый день видеть и радоваться этому яркому солнечному цвету. Я думала, что можно было бы сделать, как использовать соломку…

saloma (2)

Интернета тогда еще не было и в помине, нужную информацию Оксана находила в книгах и журналах, многому училась сама. Как заготавливать, как обрабатывать, как плести — до всего доходила своим умом, методом проб и ошибок.

— Самое распространенное — спиральное и плоское плетение, — Оксана Алексеевна показывает мне образцы. — Это основа основ. Спиральным плетением изготавливают короба, емкости для хранения продуктов и одежды, и даже мебель. Прямое плоское плетение — «зубатка» — используется как заготовка для соломенных шляп, корзинок, кошей и шкатулок. Ну, а объемное плетение используется при создании декоративных предметов.

Но прежде, чем приступить к плетению, соломе предстоит пройти длинный путь подготовки. Материал этот — хрупкий и нежный, для того, чтобы из него можно было плести, его нужно высушить, почистить, сортировать и обработать… Как говорится, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

— Сначала мы идем на поле, срезаем нужный нам материал, приносим домой, потом сушим и раскладываем по «коленкам»: первое колено — это часть стебля у самого колоска, самая тонкая, она идет на «витушку» — витой шнур. Следующее колено — самое длинное, оно идет за «зубатку» и лепестки, третье колено, более плотное, подходит для плетения лепестков и ромбиков, — рассказывает мастерица.

Перед плетением соломка замачивается в кипятке, становится мягкой и податливой. И вот тогда уже из нее можно создавать и традиционных кукол, и изысканные шляпы, и богато декорированные сундуки, и воздушные цветы, и изящные колокольчики…

saloma (3)

Наши предки наделяли солому наряду с зерном божественной силой, которая несет в себе живородящую силу природы. С соломой были связаны многие обряды и поверья белорусов: например, невесту на свадьбе принято было сажать на солому, чтобы сила природы передалась будущим детям. Соломенные «пауки», кони, птицы, куклы — это не просто декор и игрушки, а обереги, в защиту которых люди искренне верили. Зародившись в дохристианские времена, соломоплетение широко использовалось во время различных обрядов, и позже осталось в нашей жизни в виде различных поверий. На «каляду» из соломы плели фигурки козы, «гукаць вясну» людям помогали соломенные жаворонки. А ко дню зимнего солнцестояния в каждом доме появлялся новый соломенный «паук» — особая подвесная конструкция, которой приписывалась способность собирать негативную энергию и охранять дом от злых сил.

В кабинете, где Оксана Алексеевна ведет занятия кружка соломоплетения, таких «пауков» — целых три. Все разные, один другого больше и сложнее.

— Самая распространенная форма «пауков» — пирамидальная. Говорят, под таким пауком можно почувствовать прилив сил и энергии. Также «пауки» делались в виде шара, символизировавшего солнце. Традиционный «паук» довольно простой, но многие мастера вносят свои детали, показывают свое мастерство, украшая подвесками в виде солнышка, колокольчиков, птичек…

Соломка широко использовалась для изделий, которые носили функциональный характер — и это не случайно. В соломенных коробах отлично хранились зерно, мука, хлеб и другие продукты. Соломенные шляпы отлично защищали от солнца. Чувство прекрасного древним белорусам тоже было не чуждо, поэтому они украшали соломенным декором свои дома и не только: в конце ХVIII—начале XIX веков украшения из соломы использовали даже в церковных интерьерах: плетеные Царские врата, а также иконостасы выглядели совсем как позолоченные и долгое время не теряли своей декоративности. Трое таких Царских врат сохранились до нашего времени, их можно увидеть в Гродненском историко-археологическом музее и Музее белорусского народного искусства в Раубичах под Минском.

saloma (4)

В литературе нередко приходится встречать эпитет «соломенный». Чаще всего под ним имеется в виду простой, не слишком красивый желтый цвет. Но сегодня я посмотрела на это слово совсем другими глазами.

Знаете ли вы, сколько оттенков может иметь обычная солома? Как по-своему красивы выгоревшие практически до бела побеги цвета топленого молока, и сохранившие легкую зеленцу молодые стебли цвета нефрита, и потемневшие от осеннего дождя соломинки цвета старого антикварного палисандра?..

— Заготовленная в разное время, соломка имеет разные оттенки, — объясняет Оксана Алексеевна. — Также цвет зависит и от способа высушивания: высушенная на солнце будет иметь более белый оттенок, в тени — более желтый. Мы используем не только рожь, но и другие виды злаковых: пшеницу, ячмень, овес... Каждый злак имеет свою структуру и свой цвет. Их можно комбинировать, получая разные рисунки.

Иногда, если нужен особый цвет, мастера используют красители для ткани или пищевые. Но чаще прибегают к природным: если при замачивании соломки добавить отвар коры дуба — получатся разные оттенки коричневого, а крапива дает самый яркий, желтый цвет, который сверкает, как настоящее золото.

На выставочных полках в кабинете соломоплетения можно увидеть и традиционную белорусскую «ляльку» и коников, и сундучки, и шляпы, и обручи… Центральное место занимает авторская работа Оксаны Врублевской — павлин. Чудесная птица с великолепным хвостом сразу привлекает внимание.

— Однажды я увидела в Интернете фото соломенного павлина. Очень захотелось сделать что-то похожее, но свое, — делится Оксана Алексеевна. — Сначала нарисовала эскиз, потом стала придумывать технику исполнения. Особенно пришлось поработать над хвостом.

saloma (5)

Рядом с павлином — целая коллекция соломенных шляп: мужские и женские, скромные повседневные и богато украшенные праздничные. Чтобы создать одну такую шляпу, нужно сплести 20 метров «зубатки». Плоский шнур нужно выложить витками, а затем сшить витки между собой, и не просто сшить, а невидимым швом…

Еще одна коллекция — коллекция венков, совсем скоро отправится во Владивосток. Ее заказали для вокального коллектива.

В Дом ремесел часто поступают заказы от коллективов художественной самодеятельности. Заказывают и шляпы, и венки, и обручи. Изделия волковысских мастеров есть и в России, и в Казахстане, и в Литве, и в Польше. Много заказов делают агроусадьбы: и для украшения интерьера в традиционном стиле, и на сувениры отдыхающим.

Много изделий продается на различных мероприятиях. Белорусская соломка — безусловный хит любого фестиваля традиционных ремесел. Пользуются спросом вазы с цветами, панно на березовых спилах, на пасху — корзинки, летом — соломенные шляпы. И, конечно, традиционная «белорусская лялька».

Соломка — материал самодостаточный. Но также ее можно сочетать и с другими материалами: деревом и глиной, кукурузой и рогозом, мешковиной и льном… Все зависит от фантазии мастера. Фантазия и мастерство Оксаны Алексеевны не знают пределов. Каждый год она создает несколько новых коллекций, которые представляет на различных конкурсах и фестивалях. Среди ее наград — грамоты регионального фестиваля обрядов и ремесел «Скарбы Гродзеншчыны», областной выставки-конкурса декоративно-прикладного искусства «Народная лялька», республиканского фестиваля-ярмарки народных художественных ремесел «Вясновы букет» и многих других.

Всеми этими умениями и знаниями Оксана Алексеевна делится со школьниками, которые приходят к ней на кружок. Сейчас многие мамы отводят детей в различные развивающие центры, продвигающие новомодные методики. На самом деле наши традиционные ремесла развивают ничуть не хуже.

— Мы начинаем обучение с маленьких изделий, например — с книжных закладок в технике аппликации, — рассказывает руководитель кружка. — Постепенно вырабатываем усидчивость и терпение, переходим к более сложным формам и техникам. Соломоплетение — очень полезное занятие, развивает воображение, фантазию, мелкую моторику пальчиков…

А еще в процессе занятий дети больше узнают о родной стране и ее традициях, учатся любить и ценить уникальное наследие, доставшееся нам от предков. А ведь это не менее важно, чем умение быстро считать в уме, каллиграфия или восточные танцы.

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 2108 раз