Версия для печати
Суббота, 11 Мая 2019 15:13

Дороги нашей памяти: виртуальные и реальные. Вниз по течению Росси в Россь

15 тысяч лет тому назад последний ледник отступил на север от территории современной Беларуси.

В наследие от себя он оставил на нашей земле не только неповторимый ландшафт, но и поистине колоссальное количество водных объектов: рек и озер. Их по всей стране более 31 тысячи, в том числе почти 11 тысяч составляют озера, а около 20 800 — реки и ручьи, общая длина которых превышает 90 тысяч километров. Это более чем в 2 раза больше длины нашей планеты по экватору и почти в 13 раз длиннее самой длинной реки Земли —Амазонки.

Правда, из всего количества порядка 19300 – это малые реки и ручьи, длина которых не достигает и 10 км. Пять десятков наших рек преодолевают путь более 100 км, еще десять — более 500 км, а 1 452 реки — средние по размеру и имеют протяженность от 10 до 100 км. Среди них — главная водная артерия нашего района: река Россь, которая, словно кинжал пронзает Волковыщину с юга на север.

По мнению белорусского писателя и литературоведа, признанного исследователя белорусского слова Владимира Юревича название реки Россь связано с общим названием славянских племен – росов. Жили росы вдоль нашей реки Россь и были рослыми и сильными людьми. Да такими, что по преданию (и по текстам античных авторов) их не могли носить кони. Жили мирно, оружия у них не было.

Средневековые авторы исторических хроник описывали россов (руссов) как мужественных и храбрых людей. Ростом они были высоки, красивы собой и смелы в нападениях.

История того времени, в том числе нашей местности, еще полна тайн и загадок. Немая свидетельница происходящего в тот период – река Россь – увы, не может нам помочь приоткрыть их завесу. Она, как и прежде, звонко и игриво журча, несет свои воды с территории Свислочского района в главную водную артерию Гродненщины, настоящую жемчужину нашей области – реку Неман, которую многие писатели и поэты уважительно называют «Бацька Нёман».

Сегодня мы направимся вниз по течению нашей реки Россь в одноименный городской поселок. Отправляясь в путь, рекомендую взять с собой столь популярное средство передвижение как велосипед, чтобы совершить увлекательное путешествие по памятным местам вдоль нижнего (от Волковыска) течения Росси. Замечу лишь, что длина маршрута составит примерно 17-18 км, а значит со всеми остановками, а также промежутками на отдых и подкрепление сил, вам понадобится примерно 3-4 часа времени. В добрый путь.

Россь помнит

Приехав в городской поселок Россь, свой велопробег мы начнем с центра населенного пункта: сквера 40-летия Победы. На месте ожесточенных боев за освобождение этого старинного белорусского местечка в братских могилах (воинское захоронение 2551) лежат останки 392 бойцов и командиров, большинство из которых погибли в 1944 году. Кроме того, здесь захоронено несколько военнослужащих Красной Армии, убитых в первые дни войны летом 1941 года, а также 5 партизан, сражавшихся против захватчиков и погибших в 1943—1944 гг.

Имена 302 человек нам известны, судьбу еще 90 пока установить не удалось. Среди погибших и захороненных в сквере — воины 283-й стрелковой Гомельской Краснознаменной дивизии, которые, форсировав реку Россь, освобождали городской поселок в июле 1944 года.

В 1948 году здесь был установлен обелиск из мрамора на постаменте из бетона общей высотой 3,5 метра. Две братские могилы, разделенные между собой дорожкой, которая ведет к памятнику, огорожены невысоким бетонным ограждением.

Позднее, в 1985 году, мемориал дополнила стела, на которой сегодня мы видим 7 гранитных плит с фамилиями известных борцов за свободу Отечества. Есть среди них и одна редкая: Тиден. О человеке, который ее носил, нельзя не сказать несколько слов.

Тиден Владимир Владимирович родился в 1905 году в городе Кострома. В 1921—1925 годах работал на предприятиях железнодорожного транспорта. С 1925 года связал свою трудовую судьбу с Карело-Финской ССР, где работал на различных должностях. С 1927 по 1928 год служил в Красной Армии, после чего вновь вернулся в Карелию. С 1932 года Тиден В. В. работал секретарем партийного комитета Онежского металлургического и механического завода в городе Петрозаводск (сегодня – столица Карелии).

После начала советско-финской войны он добровольцем уходит на фронт, командует лыжным батальоном, в 1940 году был ранен.

С марта 1941 года Владимира Тидена назначают директором Онежского завода, однако проработал он в этой должности недолго. Началась Великая Отечественная война. Как настоящий патриот Тиден снова рвется добровольцем на защиту Родины. Однако, как директор крупного оборонного предприятия, призыву не подлежит. Тогда Владимир Владимирович в начале июля 1941 года в здании заводоуправления формирует партизанский отряд, который насчитывал более 90 бойцов, в основном из числа рабочих и служащих Онежского завода. Отряд назвали «Красный онежец», а командиром был назначен товарищ Тиден.

В течение августа-октября 1941 года отряд совершил 10 походов по тылам противника. За это время было уничтожено до 300 вражеских солдат и офицеров, 1 легковая и 6 грузовых машин, 2 гидросамолета, подорвано 2 моста, выведена из строя телефонная связь, сожжена база стоянки белофиннов. Кроме того, народные мстители добыли и доставили командованию Карельского фронта важные разведывательные документы.

За образцовое выполнение боевых заданий, проявленные при этом доблесть и мужество приказом по войскам Карельского фронта № 067/н от 18 ноября 1941 года 14 человек из состава «Красного онежца» были удостоены государственных наград, в том числе командир отряда старший политрук Тиден В. В. награжден орденом Красного Знамени.

26 ноября 1941 года Тидена направляют в город Пудож на формирование 1-ой партизанской бригады Карельского фронта. Бригада была сформирована в короткие сроки и состояла из 9 партизанских отрядов и Пудожского истребительного батальона. Общая численность бойцов составила 1 140 человек. Уже в январе 1942 года она во главе с командиром совершила свой первый рейд.

В феврале 1942 года Тиден В. В. откомандирован в Красную Армию, учится в Военной академии им. М. В. Фрунзе. С января 1944 года он вновь на фронте.

25 мая 1944 г. подполковник Тиден был назначен командиром 858-го стрелкового полка 283-й стрелковой дивизии. Под командованием Владимира Владимировича во время Белорусской наступательной операции 858-й полк неоднократно показывал себя с лучшей стороны: участвовал в освобождении Быховского района, организации форсирования реки Друть, освобождал города Червень и Дзержинск.

5 июля 1944 года при занятии крупного железнодорожного узла Негорелое подразделения 858-го стрелкового полка нанесли противнику большой урон в живой силе и технике, захватили огромные трофеи, в том числе много фуражного овса, эшелон с оборудованием лесозавода и много другого ценного имущества.

14 июля в бою за местечко Россь, когда противник превосходящими силами пехоты при поддержке танков и самоходных орудий в течение суток беспрерывно контратаковал подразделения полка, подполковник Тиден лично руководил отражением трех контратак, в результате чего выбил немецкие войска из Росси.

На следующий день недалеко от городского поселка он погиб и захоронен в братской могиле в центре Росси. Посмертно был награжден орденом Отечественной войны I степени. Именем В. В. Тидена названа одна из улиц этого населенного пункта.

В 1956 году на бывшей рыночной площади Росси, где разместились братские могилы, учащиеся Росской школы посадили деревья, положив, таким образом, начало будущему скверу.

Через десять лет, в 1966 году, в этом же месте Росси установлен памятник погибшим землякам в виде скульптуры воина и партизанки.

В 1984—1985 гг. сквер реконструировали, и он приобрел не только современный облик, но и название. В 2015 году его территорию в очередной раз благоустроили.

Рядом со сквером 40-летия Победы находится храм Святой Живоначальной Троицы Белорусской Православной церкви, на территории которого сохранилось небольшое воинское кладбище (номер 6984) русских и немецких военнослужащих 1915—1916 гг., т.е. времен I Мировой войны. Это на сегодняшний день единственное смешанное кладбище военных лет в Волковысском районе.

Трагедии партизанских семей

Из центра поселка по ул. Красноармейской мы направляемся на север к православному кладбищу. Проехав 500 метров, поднявшись в горку, по центральной дорожке — вглубь этого места вечного упокоения. Когда пройдем несколько десятков метров, увидим по левой стороне два черных памятника, увенчанных красными звездами. На памятниках большими буквами написаны две фамилии Телеш и Морозовы. Остановимся у могил жертв фашизма (номера 5985 и 5991 соответственно) и вспомним о трагедиях тысяч семей белорусских партизан.

Иван Степанович Телеш жил в Красном Селе. В годы гражданской войны, когда их семья была эвакуирована вглубь страны, юный Иван Телеш служил в дивизии Чапаева. Вернувшись из РСФСР на малую родину, Иван Степанович стал работать на цементном заводе. Жизнь потекла своим чередом: собственная семья, появились дети – да не один-два, как часто бывает сегодня, а восемь. С началом Великой Отечественной войны старшую дочь угнали в Германию, а глава семейства, не желая быть немым свидетелем того, что стали творить оккупанты, ушел в партизаны.

В 1943 году кто-то выдал фашистам семью партизана. 23 июля каратели пришли в дом Ивана Телеша. Семью загнали в гумно, детей выстроили у стенки, а перед ними посадили мать. Фашистов интересовал лишь один вопрос: где находятся партизаны? В ответ на молчание матери (да и знала ли она что-то?) раздались выстрелы. Детей стали убивать по одному, чередуя это зверство лишь одним и тем же вопросом. Наталья Александровна Телеш была расстреляна последней.

8 тел безвинных жертв гитлеровцы погрузили на подводы и повезли хоронить в Россь. Очевидцы вспоминали, что по дороге очнулась раненая дочь Нина, но ее тут же добили, и рука у карателей не дрогнула.

В тот же день подобная участь постигла и семью партизана Василия Морозова в деревне Скрибово, что в паре километров к западу от Красного Села. 20-летнюю Марию Морозову с ее маленьким сыном Николаем на руках, которому не было еще и года, вывели за сарай и расстреляли. К слову, глава семьи тоже погиб в партизанах. Обе семьи немцы зарыли на пустыре за росским кладбищем.

Иван Степанович Телеш когда узнал, что случилось с его семьей, поседел от горя, однако смог выжить и после освобождения Волковыщины перезахоронил свою семью и семью Морозовых на кладбище. В 1965 году на могилах были установлены памятники.

Левее этих братских могил находится еще одно захоронение жертвы фашизма (номер 7296) – партизанской связной, жены участника сопротивления Петра Алексеевича Махонько – Клавдии Григорьевны. Ее также в июле 1943 года схватили, с усердием допрашивали, травили собаками, желая услышать ответ на все тот же единственный вопрос. Но ответа от юной патриотки они также не дождались.

Собрав жителей местной деревни Коты (недалеко от Ендриховцев Росского сельсовета), Клаву прилюдно застрелили, запретив хоронить ее тело на кладбище. Отец Клавдии Махонько смог сделать это лишь после освобождения.

Муж Клавы пережил молодую жену ненадолго: 12 февраля 1944 года в составе спецгруппы «Стойкие» во время одного из рейдов у деревни Огородники (Свислочского района) попал в фашистскую засаду и погиб в бою. Его именем названа одна из улиц Росси.

Три памятника на могилах погибших стоят сегодня рядом друг с другом как три напоминания о зверствах фашизма, творимых на оккупированных землях карателями в то время, которые вызывают три чувства: память, боль и надежду. Память обо всех безвинно пострадавших матерях, женах, а главное ни в чем не повинных детях, которая отзывается болью в сердце каждого, кто посещает такие места. И, наконец, вызывает надежду на то, что в будущем это не повторится.

На католическом кладбище

Возвращаемся к воротам кладбища, садимся на двухколесного друга и продолжаем велопробег. Скатившись с горки, сворачиваем на перекрестке направо и по ул. Красноармейской едем до КПП бывшей воинской части. Перед КПП возьмем левее и вдоль гаражей и забора территории части подъезжаем к католическому кладбищу.

Зайдя на территорию погоста, продолжим двигаться прямо. Через пару десятков метров слева мы видим бетонный крест высотой 1,3 метра, а также памятный знак в виде надломленного креста, чуть выше первого. Здесь находится братская могила 3-х военнослужащих 1-ой Литовско-Белорусской дивизии, перезахороненных сюда 6 мая 1999 года из старого парка. В том же году на захоронении (номер 6895) были установлены сегодняшние формы увековечения.

Проходим дальше и в середине кладбища сворачиваем налево. Через 50 метров слева остановимся у еще одного памятника жертв фашизма (7113). В братской могиле лежат останки двух работников цементного завода из Красного Села: дежурного слесаря Ивана Санцевича и рабочей Елены Снитко, которых фашисты повесили в отместку за совершенную партизанами на заводе диверсию 15 ноября 1943 года.

В Ендриховцах

Возвращаемся к месту нашего старта – скверу 40-летия Победы – сворачиваем направо и по улице Советской устремляемся на окраину поселка. На выезде из Росси, на У-образном перекрестке сворачиваем руль велосипеда налево и начинаем неторопливую поездку в агрогородок Ендриховцы — на малую родину знаменитого художника 1-й половины XX века Станислава Жуковского

Проезжаем деревню Станковцы, въезжаем в Новое Село, ближе к концу которого свернем налево. Еще несколько сотен метров и мы у цели. Перед нами агрогородок Ендриховцы. На въезде нас встречает местный Дом культуры, в сквере за которым мы останавливаемся в еще одном памятном месте нашего района.

Здесь на постаменте в 1970 году была установлена скульптура воина с лавровым венком в ознаменование памяти 64 земляков, погибших в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.

Отдохнув и перекусив в тенистом сквере Ендриховцев, отправляемся в обратный путь. Развернем велосипеды на 180 градусов, через 200 метров свернем направо и по главной извилистой дороге устремимся в сторону Красносельского.

В память о Красносельских цементниках

Минуя деревни Скрибово и Зенчики, затем дачный массив, въезжаем в городской поселок Красносельский (ранее – Красное Село). По улице Школьной спускаемся к центру населенного пункта, и на кольце свернем направо к бывшей проходной старого цементного завода.

Тут мы сделаем последнюю перед финишной прямой нашего велопробега остановку. На стене проходной – памятная доска с именами заводчан, погибших в годы войны на фронтах или в тылу врага (на могиле 2-х из них мы сегодня уже побывали). Доска обрамлена барельефом в виде венка, обвязанного лентой, под ним – небольшая цветочница. Памятный знак – единственный в своем роде в нашем районе.

Уважаемый читатель! Наш велопробег подходит к концу. Нам осталось с вами проехать уже знакомый путь от Красносельского до Росси. Подводя итоги велопутешествия, давайте на его последних километрах еще раз вспомним увиденное и задумаемся: а все ли мы делаем для сохранения правды о Великой Отечественной войне, передачи этих знаний подрастающему поколению? Ведь сегодня появляется все больше людей и стран, стремящихся переписать историю того времени, по иному расставить акценты. Можно ли это допустить? А здесь все зависит от каждого из нас, от нашего отношения к своему прошлому, к прошлому страны и народа. Пока мы помним его, бережем и передаем из поколения в поколение, не прерывается живая связь времен, как не перестанет катить свои воды сквозь время наша река Россь.

Александр Васильев.

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 2176 раз