Версия для печати
Суббота, 21 Августа 2021 17:13

Экономические процессы в Западной Беларуси (1921-1939 гг.)

Продолжаем публикацию материалов, посвященных теме воссоединения Западной и Восточной Белоруссии. В этом номере — статья гродненских историков о том, как жилось белорусам на территории «восточных крэсов» после заключения Рижского мира.

Экономика Беларуси межвоенного периода основывалась на сельском хозяйстве. В 1931 г. 85% населения края жило в деревне и лишь 15% — в городе, 79% было занято в сельском хозяйстве [1, c.214]. В земледелии было занято 76,3% населения; в промышленности, на транспорте и в системе коммуникаций — 12,1%. Остальные 11,6% населения находили занятие в других отраслях хозяйства (овощеводство, рыболовство, лесничество, торговля, домашняя прислуга, общественные службы, костел, школа и т.д.). Экономическое развитие западно-белорусского региона в межвоенный период характеризуется двояко. С одной стороны, на экономике региона в полной мере отразились экономические реформы, проводимые польским правительством [2, с.29]. В частности, аграрная и денежная реформы. Первая значительно ограничила крупное помещичье землевладение (за помещиками осталось лишь 17% земли) и создала дополнительный земельный резерв для развития деревни по капиталистическому пути. С другой стороны, аграрная реформа была половинчатой и только частично удовлетворила земельный голод. Как следствие, увеличение доли бедняцких хозяйств с 62% (в 1921 году) до 80% (1930-е), при двукратном сокращении середняцких и зажиточных.

Аналогичная ситуация наблюдалась и в сфере промышленного производства. Регион, который по площади составлял четверть всей страны и обладал значительными природными и трудовыми ресурсами, в общей массе промышленного производства Польской республики дотягивал только до 3%. Промышленность Западной Беларуси на протяжении всего межвоенного периода сохраняла в основном специализацию, традиционно сложившуюся в довоенный период. Согласно официальной польской статистике, в четырех восточных воеводствах выделялись следующие отрасли производства: металлообработка, машиностроительная и электротехническая отрасли, химическая, текстильная, деревообрабатывающая, бумажная, пищевая, трикотажно-галантерейная, строительная и полиграфическая промышленность. Также к промышленности необходимо отнести такую отрасль хозяйства как связь и транспорт. Для промышленности была характерна неравномерность, цикличность развития. В 1921-1923 гг. она переживала период инфляционного оживления, в 1924-1926 гг. — кризис, в 1926-1929 гг. — экономический подъем, в 1929-1934 гг. — снова кризис и значительный спад производства, в 1935-1939 гг. — депрессию и незначительное оживление. Очевидно, что ситуация могла бы сложиться несколько иначе, если бы не несколько моментов. Во-первых, промышленность четырех восточных воеводств развивалась как часть единой общепольской хозяйственной системы, поэтому находилась под решающим влиянием как внутренних, так и внешних экономических и политических условий. Во-вторых, ощущалась необходимость значительных капиталовложений в послевоенное восстановление инфраструктуры и промышленности региона. В-третьих, негативно сказывался и высокий процент населения, занятого в сельском хозяйстве (около 80%). В-четвертых, отсутствовали стабильные рынки сбыта для готовых товаров: торговля с ближайшим соседом – СССР была фактически сведена к 0 (0,5% от общего торгового оборота Польши), в регионе отмечался высокий процент сырьевого экспорта (прежде всего древесины и сельхозпродукции). Как следствие, сложился низкий уровень промышленного производства, как в количественном выражении, так и качественном исполнении. Впрочем, данные, прежде всего из ежегодников «Промышленная статистика» говорят о росте промышленных производств в Западной Беларуси. К примеру, в 1924 году в регионе насчитывалось 1 862 предприятия (из них, 482 — текстильных, 507 — относящихся к потребительской отрасли производства чуть больше 200 — в сфере деревообработки и легкой промышленности), в 1930 — 2 232 предприятия, в 1935 — 2 675. Однако стоит учитывать некоторые нюансы статистических подсчетов: в общую цифру промышленных предприятий включались все организации, вне зависимости от количества работающих. По факту же реальное количество средних и крупных предприятий с количеством занятых от 20 человек было гораздо меньше. Для сравнения: по данным статистики, в докризисный 1927 год в регионе насчитывалось 2 153 предприятия, однако средними и крупными (от 20 человек и выше) можно считать лишь 560 (данные на 1928 год). Наибольший удельный вес крупных предприятий к общему числу был отмечен в деревообработке и строительстве. Наименьший — в химической и галантерейной. Последняя отрасль при суммарном количестве «предприятий» 379 (1927) могла похвастаться лишь 4 (четырьмя!) (1928) крупными производствами. Похожая ситуация наблюдалась также в сфере потребительской кооперации, кожевенного производства, текстильной промышленности.

Менее подвержены мелким формам хозяйствования были предприятия металлообрабатывающей промышленности, полиграфии, сферы коммуникационного обслуживания. К концу 1930-х годов ситуация в сфере промышленности Западной Беларуси оставалась крайне сложной. При фактическом сохранении общей численности промпредприятий (свыше 2 000-2 500), заметным стало снижение удельного веса средних и крупных производств. К примеру, если в 1928 году статистика показывала нам цифру в 560, то в 1936, 1937, 1938 годах таковых было 272, 285 и 296 соответственно. Наиболее развитым в промышленном отношении было Белостокское воеводство, где концентрировалась почти половина крупных предприятий (I-IV категорий). Примерно одинаковое количество крупных и средних предприятий была в Виленском и Полесском воеводствах, но последнее имело гораздо больше мелких предприятий. Новогрудское воеводства было наименее развито в промышленном отношении. Средние и крупные предприятия Белостокского воеводства спеицализировались в деревообрабатывающей, текстильной, минеральной, кожевенной и металлообрабатывающей отраслях; Виленского — в деревообрабатывающей, бумажной, полиграфической, минеральной и кожевенной; Новогрудского — в деревообрабатывающей и минеральной; Полесского — в основном в деревообрабатывающей отрасли. Определенное развитие получила транспортно-логистическая сфера. Традиционно считается, что развитию коммуникаций и транспорта в западном регионе в период 1920-1930 гг. польские власти не уделяли значительного внимания. В подтверждение этому часто приводилась статистика. Безусловно, это точка зрения имеет право на существования. Однако, отметим, что западно-белорусский регион в начале ХХ века подвергался воздействие многочисленных военных конфликтов — Первой мировой, гражданской, советско-польской. Поэтому рассчитывать на высокий уровень логистической инфраструктуры было довольно трудно. Важнейшей причиной, затрудняло развитие экономики и туризма на краю, являлась неразвитость транспортно-логистического сегмента [3].

Вместе с тем, уже в начале 1930-х годов Западная Беларусь значительно улучшила свои показатели в транспортной сфере. Развивались как традиционные, так и новые для того времени транспортные средства, новые маршруты [4, с.6-12]. Слабая промышленность, отсутствие рынков сбыта и мировой кризис перепроизводства, более известный как мировой финансовый кризис 1929-1933 годов, предопредели противоречивую картину в развитии экономики Западной Беларуси: периоды аграрных реформ начала 1920-х годов совпали с восстановлением хозяйственного потенциала региона. Вместе с тем, усугубление мировых экономических процессов, наравне с неудовлетворенным земельным голодом, привело к сокращению экспортных показателей, росту безработицы и снижению жизненного уровня населения и способствовало радикализации безземельной, малограмотной, обнищавшей крестьянской массы.

Вместе с тем, польское правительство, учитывая реальные потребности развития капитализма, стратегические интересы своего государства, изменения в международных отношениях после экономического кризиса 1929-1933 гг. не могло уже так открыто проводить прежнюю политику в Западной Белоруссии, которая характеризовалась финансированием региона по остаточному принципу и превращение его в сырьевой придаток. Свидетельством тому является принятие декрета от 25 ноября 1936 г. об направлении инвестиционного движения в восточные воеводства. Согласно декрету, предусматривалось уменьшение на 5 лет налогов из прибыли в «восточных кресов», что в итоге привело к формированию дополнительных капиталовложений и активизацию местной промышленности. Так, в Лиде многие предприятия уже в конце 1936 г. получили дополнительные инвестиции, в результате чего занятость и производство возросли почти на 20% по сравнению с 1935-1936 г. [3, с.34].

Подводя итоги, отметим, что за 20 лет в составе Польской республики, экономические показатели Западной Беларуси в сфере промышленного развития так и не достигли уровня 1913 года. При этом показатели в сфере сельского хозяйства были лучше, однако и они не на много превзошли довоенный, 1913 год.

А. Гецевич, М. Семенчик, П. Стецкевич. Гродненский государственный университет им. Янки Купалы.

Источник: www.grsu.by.

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 9641 раз