Версия для печати
Вторник, 19 Июля 2022 09:25

В национальном беспамятстве

Разные бывают юбилеи и не любой может стать поводом для праздника. В прошлом году, например, Беларусь и страны — сестры по Советскому Союзу, отмечали 80-летие начала Великой Отечественной войны. Не за праздничным столом, понятно – отмечали траурными митингами, символическими акциями, «Вечной памятью» в храмах душам погибших защитников Отечества и мирных жителей, ставших жертвами войны.

А соседняя Польша в этом году празднует 80-ю годовщину создания Армии Крайовой. Именно празднует, воздавая почести ее ветеранам, как едва ли не главным своим освободителям. Тем, кого в нашей стране называют нацистскими преступниками. В мае этого года Генеральный прокурор Республики Беларусь Андрей Швед сообщил во всеуслышание: «Установлены сведения о еще живых нацистских преступниках, которые числились в списках и принимали участие в деятельности карательных батальонов. В первую очередь литовских батальонов СС и Армии Крайовой. Сейчас готовятся соответствующие материалы и будет направлено поручение об оказании правовой помощи в эти государства для того, чтобы соответствующие правоохранительные органы провели с этими лицами (а они еще живы, нам известно их место жительства) процессуальные действия в рамках уголовного дела о геноциде». Вместо этого власти Польши потребовали от белорусского правительства официальных разъяснений по поводу данного определения. Ведь за реабилитацию нацистских преступников и ЕС по головке не погладит, а если героями их назвать – совсем другой имидж нарисуется.

Вот только реальные исторические факты, как наждак, обдирают лакировку с этого нарисованного имиджа, обнажая поистине звериную суть «борцов» из АК.

То, что они творили, скрываясь в наших лесах, с 1944 по 1953 год, историки называют войной после войны. Польские националисты всеми силами старались продемонстрировать свое присутствие на «Кресах всходних», всячески противодействуя организации и нормальному функционированию советских органов власти на еще недавно оккупированных немцами территориях.

«Эта политика вылилась в тысячи убийств представителей советской администрации, силовых структур и сотрудничавших с ними лиц. По отношению к своим противникам польские националисты нередко применяли принцип коллективной ответственности — жертвами стали многие сотни мирных жителей, включая женщин, детей и стариков. Как свидетельствует мартиролог жертв постаковских формирований, составленный Управлением КГБ по Гродненской области, сотрудники милиции и органов госбезопасности, совпартактив и госслужащие составляют примерно половину убитых польским подпольем — остальные были обычными крестьянами, большинство которых вряд ли имело какое-либо отношение к политике» (warspot.ru).

По словам Андрея Шведа, на территории Беларуси нет ни одного района, который бы не затронула эта беда. Волковысский – не исключение. Входивший в аковский «обвуд 9», он стал ареной террористической войны, которую боевики Армии Крайовой и созданных после ее официальной ликвидации бандформирований вели с советской властью.

«Наш час» уже писал подробно о том, что происходило в тот период на территории Волковысского и близлежащих районов («Армия Крайова. Трагедия противостояния». volkovysknews.by/istoriia/10533-news).

По архивным советским данным, за время существования «обвуда 9» аковцы  провели 35 боевых акций, убив 52 советских правоохранителя. По делу подпольной организации было арестовано 700 человек. Деятельность лиц, участвовавших в аковском и постаковском подполье, чаще всего квалифицировалась по статьям 63 («измена Родине») и 76 («организационная деятельность, направленная к подготовке или совершению измене Родине») УК БССР. В других «обвудах» происходило то же самое.

«Из протокола судебного заседания по делу Бурака С. и др. г. Лида 4 ноября 1945 г. Показания подсудимого Козловского

«1 июня 1945 года пришел ко мне Тыркин, командир пляцувки, дал мне оружие и повел с собой домой, в котором находились: Шешко, Бурак Станислав, Цидик Иван. После маленького совещания повел нас в дер. Дайнова к дому, где жили две женщины-восточницы (т. е. выходцы из Восточной или Центральной Белоруссии), сам он пошел в хату, а нас оставил на улице охранять. Через некоторое время Тыркин вывел этих женщин, и мы всех их повели в лес, где он их расстрелял, а мы, 4 человека, стояли на охране…

В июне 1945 года, недалеко от деревни Дайнова, ехали мы по дороге и встретили одну женщину, которую Тыркин задержал и расстрелял… Это было днем. Женщина – русская, примерно 30 лет. Женщину эту закопали по приказанию Тыркина посторонние. За что убили эту женщину, я также объяснить не могу…

В июле 1945 года мы сидели в засаде… на дороге между дер. Банцевичи и Рыловцы, но не вооруженные. В это время шли две женщины, мальчик и девочка, которых Цидик задержал и оставил с нами, а сам пошел к Тыркину, который выдал Цидику винтовку и приказал расстрелять их. Цидик приказание Тыркина выполнил…

В июле 1945 года я, Бурак Станислав, Цидик, Шешко и Тыркин поехали ночью в дер. Дайнова, где Тыркин задержал мальчика лет 10 или 12, отвез в лес и убил.

В июле месяце 1945 года в дер. Бельские Тыркин так же задержал на улице мальчика лет 13 или 15, которого отвез в лес и расстрелял, после этого мы отправились в дер. Кульбаки за самогоном. В деревне мы встректили женщину, которую также расстреляли. Она была восточница». (В. И. Ермолович, С. В. Жумарь. «Огнем и мечом». Хроника польского националистического подполья в Белоруссии (1939-1953гг.). Белорусский научно-исследовательский центр документоведения, археографии и архивного дела).

Мороз по коже, когда читаешь это монотонное, безэмоциональное перечисление. Как будто не живые люди встречались, на свою беду, «борцам за свободу», а бумажные мишени. Ни жалости, ни мук совести. Вот кто, оказывается, спасал Польшу от «коричневой чумы», а вовсе не советские красноармейцы, отдававшие свои жизни в чужой стране. По данным Центрального архива Минобороны РФ, при освобождении Польши погибло более 477 тысяч советских военных. Знали бы они, что даже память о них в этой стране постараются стереть с лица земли. Пять лет назад в Польше был принят закон, обязывающий сносить памятники советским воинам. И вот это издевательство транслируют даже в прямом эфире. Об этом не постеснялся объявить польский Институт национальной памяти перед тем, как были снесены гранитные плиты в ряде населенных пунктов. Особенно поразило, что, например, в Злотуве под уничтоженным монументом захоронены 99 солдат 1-й армии Войска Польского и 9 красноармейцев, погибших 30-31 января 1945 года в боях за освобождение Злотува. Так было написано на камне. Выходит, даже своих не щадят – мол, не на той стороне воевали?

А что тогда делать нам, потомкам тех, кого истязали и убивали предки сегодняшних осквернителей кладбищ? Промолчать и никак не реагировать на происходящее? Или дать адекватный ответ, но уподобиться при этом соседям-вандалам? В Беларуси всегда с уважением относились к местам захоронений, мемориальным знакам и сооружениям. Так что памятным местам, зарегистрированным как воинские захоронения, ничто не угрожает.

Ну а те могилы, которые мемориальными не являются, вполне могут быть перенесены на другое место, если того требует законодательство. К примеру, на окраине Волковыска было погребение с обозначением, что здесь покоятся останки лиц, входивших в состав формирований Армии Крайовой. При этом размещение захоронения с установкой плиты в данном месте нарушало действующее законодательство в области архитектуры и градостроительства, а также земельное. Поэтому погребение было убрано с незаконного места. Что, к разочарованию фейкометов, никак не дает повода к встречным обвинениям в вандализме.

Вообще поражает, как активно в некоторых странах история переписывается в угоду политической конъюнктуре. Как уничтожается коллективная память народа, и вот уже боевики АК, которых сами поляки сразу после войны называли «проклятыми солдатами», превращаются в героев. Хотя армия эта буквально залита кровью русских и белорусов, украинцев и польских евреев. О чем можно говорить с людьми, воздающими почести военным преступникам? Разве только о том, что история мстительна и не раз уже напоминала забывшим ее о себе – напоминала повторением пройденного. Неужели этого хотят те, кто обеляет нацизм и воюет с советскими памятниками? Тогда пусть миллионы военных жертв — погибших на фронтах и в тылу, замученных в концлагерях и тюрьмах гестапо, убитых оккупантами и их пособниками — станут им судьями.

Федор Николаев

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 2436 раз