Воскресенье, 03 Марта 2019 14:51

Как поет хор, так и молится храм. Четвертый год подряд ансамбль Кирилло-Мефодиевской церкви из Волковыска становится лауреатом фестиваля «Коложский благовест»

Автор
Пение — одна из древних форм выражения чувств человека. Церковные песнопения появились вместе с рождением Церкви: в них музыка как бы берет слова и мысли на свои крылья и поднимает их на невероятную духовную высоту, увлекая за собой и слушателей, и исполнителей. Чьи голоса помогают сегодня молиться прихожанам храма святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, без каких качеств не может быть певчего и что значит для церковного ансамбля участие в «Коложском благовесте» — сегодня в нашем выпуске.

Четвертый год подряд ансамбль Кирилло-Мефодиевской церкви из Волковыска становится лауреатом Международного фестиваля православных песнопений «Коложский благовест». Нынешний, XVIII, принес коллективу второе место в категории «Церковные хоры и ансамбли епархии и районных центров». Регент Елена Юзва честно признается, что о наградах певчие никогда не думают. Слышать мнение жюри с высокой оценкой их пения, конечно, приятно, но более строгих судей, чем сами, им все равно не найти. Каждое свое выступление они обязательно записывают, и сразу же, не успеет опуститься занавес, готовы начать работу над ошибками. Поэтому и свое ежегодное участие в фестивале, и награды за пение иначе как стимул к дальнейшей работе над собой ансамбль не воспринимает. И, несмотря на то, что «Коложский благовест» только-только отзвенел, и воспоминания о нем еще очень живы, матушка Елена и ее девочки уводят разговор в другое русло — хвастаться не любят, а гордыне не дай Бог голову поднять.

По средам на литургии на клиросе собирается далеко не полный состав церковного хора — в будний день работающие на работе. Но, думаю, те, с кем поговорить после службы мне удалось, мнение выразили общее: без церкви и без пения в ней жизни никто из них уже не мыслит.

Матушка Елена уверена, что Господь собрал их всех вместе не случайно. Кстати, состав коллектива за пять лет существования практически не изменился: Валентину, уехавшую за мужем, сменила Галина Красовская — вот, пожалуй, и все изменения. Поэтому ансамбль (и это признание прозвучало у каждой) на самом деле давно стал для певчих второй семьей. Хотя каждая из них пришла сюда и к Богу вообще своим путем.

Семья будущего регента, например, была не ахти какой верующей, разве что дядя стоял здесь особняком. Он-то и предложил племяннице попробовать себя в церковном пении. Петь Леночка любила в принципе, поэтому от предложения не отказалась, и все восемь лет до своего совершеннолетия состояла в хоре Зельвенской Свято-Троицкой церкви. Это и определило ее дальнейшую судьбу. Правда, в первый год после школы в Минское духовное училище девушка не поступила, зато воспользовалась приглашением Владыки поработать чтецом — осела в Гродно на три года. Но при этом не оставляла мечту стать регентом. Началом ее исполнения стало поступление в Жировичскую семинарию. Из 23 человек, набранных на курсы в первый набор, регентов выпустили только четверо. За опытом уже в новой специальности Елена вернулась в областной центр, а, выйдя замуж и став матушкой, попала вместе с отцом Александром в Волковыск. Он — диаконом в собор, она — сюда же руководителем церковного хора. Кстати, любимый дядюшка, который привел племянницу и к вере, и к любимому делу, иногда приезжает к ним в храм. И даже на клиросе с хором под Леночкиным руководством петь ему довелось.

Поинтересовалась у матушки, обязательно ли, на ее профессиональный взгляд, музыкальное образование для певчих.

— В нашем хоре соотношение шесть к пяти в пользу специального образования. Для певчих не это главное, — уверена регент. — На первом месте должны быть вера и молитва, благоговейное отношение к тому, что мы поем.

— Конечно, — вторят матушке певчие, — церковное пение — это молитва, молитва особая, выражающаяся именно в пении. Человек поющий — это человек особо молящийся. И если в храме звучит молитвенное, духовно правильное пение, то и прихожане, даже невольно, начинают молиться, потому что через пение передается молитвенный дух.

Не согласиться с этим трудно. Вспомнила и свой опыт посещения церковных богослужений: пришла-то в храм мало что понимающая в них, расстроенная еще и этим, в страстях и грехах. Мало ли таких приходит в церковь? Еще только отчитаны часы, а у тебя уже ломит спину и нестерпимо хочется хотя бы присесть. И вдруг слышится с клироса проникновенное: «Благослови, душе моя, Господа...», и расправляются плечи, и к небу устремляются мысли — и ты ощущаешь на себе волшебную благодать молитвы. И понимаешь: дело не во внешней красоте — красиво и светские хоры поют, а именно в благодатности пения. А как поет хор, так и молится храм.

Голос Ольги Соколовой, преподавателя музыкально-теоретических дисциплин ДШИ, — третий в ансамбле. Она тоже убеждена, что без горячей веры на клиросе делать нечего. Ей есть с чем сравнивать. Начинала свой певческий церковный путь она в Лиде, когда училась там в музыкальном колледже. В храм привела ее воцерковленная подруга. По выходным Ольга ходила туда петь — и только. И от веры, и от Бога тогда, признается, была далека — просто нравилось хоровое церковное пение. А уже в Волковыске, выйдя замуж и родив детей, в церковь она пришла по-настоящему, и петь, считает, стала совершенно иначе. Когда поняла, что такое молитва, молитвенным стало и пение — вот тогда и жизнь изменилась. По-другому теперь никак. Когда-то далекая от православия, Ольга сейчас еще и в воскресной школе преподает библейскую историю, учась вместе со своими четвероклассниками.

А для индивидуального предпринимателя Елены Эльяшевич хор всегда казался чем-то недосягаемо возвышенным, молитва «снизу» воспринималась как-то обыденно. Зато сейчас она уверена: с клироса Бог слышит ее, поющую, намного лучше. И своей молитвой в пении она не только обращается к Нему, но и прославляет Господа. Поэтому, подходя после службы к Кресту, и ощущает Елена такую благодать, равной которой больше нигде не найти. За это она и матушке Елене благодарна, ведь в хор регент ее привела в буквальном смысле слова за руку, несколько раз до этого просто приглашая подняться на клирос. В Церкви же вообще она с самого детства: в вопросах веры ее, рано потерявшую мать, опекала тетя. Хотя, вспоминает, только в подростковом возрасте осознала: без Бога мы — ничто, а заступника и собеседника в Нем нашла только, когда умер папа. Потому-то Елена и не устает повторять: «Слава Богу за все!».

У Татьяны Волковой образование музыкальное, хотя сейчас она работает билетным кассиром автовокзала. На молебны в Южный с отцом Александром приезжала к поклонному Кресту, когда церковь еще только начиналась строиться, так что в приходе она — старожил. Хотя ее дорога к храму была совсем не простой. Родители в детстве дочку не крестили — папе, работавшему в райкоме, это было непозволительно. Крестилась Татьяна осознанно сама, вместе с мужем и дочуркой. Но это таинство автоматически не привело ее в Церковь. В год первого фестиваля «Коложский благовест» в хор собора позвала ее бывшая коллега по школе. Поначалу заставляла себя ходить на службы: непонятен был церковно-славянский язык, ничего не смыслила в молитвах. Через год пришло удовольствие, еще столько же понадобилось до полного понимания и удовлетворенности жизнью воцерковленной прихожанки.

Подобные истории, уверена, могли бы рассказать и остальные певчие: бухгалтер Ксения Мороз, работник «Белпочты» Галина Акудович, социальный педагог детского сада № 11 Ирина Кологрив, лесник и единственный мужчина в хоре Сергей Акудович, профессионалы Екатерина Политова, Татьяна Лапа, Елена Савко, Галина Красовская. Каждый из них живет духовной жизнью — без этого петь в церковном хоре нельзя.

А еще, и в этом не сомневается никто в их дружной «семье», не может молиться, а значит, и хорошо петь, несмиренный человек.

— Молитва гордого не может быть нормальной: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать, — напоминает матушка Елена.

Поэтому о фестивале и наградах мы больше не говорили. Самой значимой будет для них за то, если они своим пением, смирением будут помогать людям приходить к Богу.

Прочитано 482 раз Печать