О том, что нельзя забыть. Своими воспоминаниями о войне делится Мечислав Адольфович Харевич - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Среда, 23 Июня 2021 15:53

О том, что нельзя забыть. Своими воспоминаниями о войне делится Мечислав Адольфович Харевич

Мечислав Адольфович ХАРЕВИЧ много лет проработал в медицине, пережил Великую Отечественную войну. В его памяти она навсегда останется черным пятном. Когда началась война, мальчику Мечиславу было всего четыре года, но события того времени, словно яркие вспышки артиллерийских залпов, остались запечатленными в мозгу ребенка на долгие-долгие годы. Сегодня он нам расскажет о самом страшном событии 20-го века так, как ему оно запомнилось.

— Жили мы в местечке Будслав (сейчас это агрогородок в Мядельском районе) где-то в 15 километрах от аэродрома. Хорошо помню начало войны. Ранним утром послышались взрывы. Промелькнула мысль — случилось что-то страшное. В небе появились немецкие самолеты и начали бомбить аэродром. А уже через пару дней мы увидели движение немецких войск.

Шли они колоннами на танках, бронетранспортерах, грузовиках. Минск уже был захвачен, двигались на Витебск. Пели песни, играли на губных гармошках, чувствовали себя полноправными хозяевами на нашей территории. Помню, как разбрасывали конфеты, а мы бегали и подбирали их.

Боевые действия своими глазами не видел, но издали, на расстоянии где-то 20 километров, наблюдал залпы легендарной «Катюши». Немцы называли ее «сталинским органом». Это было связано с похожим на звуки органа звуком выстрела, а также с пусковыми установками на грузовиках, напоминавшими органные трубы.

Воочию довелось наблюдать зверства фашистов. Некоторые жуткие моменты навсегда остались в неокрепшем детском уме. Перед отступлением немцы поймали еврейку с маленьким ребенком и закрыли их на ночь в сарае. Ребенок плакал горькими слезами. Но никто из местных жителей не мог помочь. Люди знали, что смерть ждет каждого, кто посмеет открыть замок. Наутро женщину с ребенком расстреляли. В этот момент я будто повзрослел и осознал, что собой представляет война и ее страшные последствия.

Великая Отечественная война — одна из самых кровопролитных в истории человечества. Она затронула почти каждую семью. В нашей небольшой деревушке на 11 дворов четыре человека не вернулись с фронта, еще двое стали инвалидами. Погиб мой двоюродный брат. Он стремился в армию, шел туда с энтузиазмом, хотел защищать Отечество. В итоге даже похоронки не было, без вести пропал. Еще один мой родственник с войны все-таки вернулся, но без ноги — наступил на противопехотную мину.

Мечислав Харевич вместе с мамой и папой, а также братьями и сестрой


Тяжелые годы оккупации — это ведь еще и время бандитизма. Некоторые личности решили воспользоваться ситуацией и тем хаосом, который внесла война в размеренную доселе жизнь. Каждую ночь по деревне ходили грабители под видом партизан и уносили все подряд. В первую очередь их интересовали дефицитные в то время соль и спички. Но забирали и скот, и одежду, и даже детские вещи. У меня был любимый костюмчик, я боялся, чтобы его не украли. Поэтому каждый раз, идя спать, прятал его под простыню.

Был интересный случай, когда я у немцев отнял корову. Дело было так. Немецкие солдаты забирали у людей скот. Гнали стадо коров и остановились отдохнуть недалеко от нашей деревни. Развели костер, составили ружья пирамидой, распивают шнапс. Подошла моя тетя и говорит: «Надо привести корову, вот тебе поводок. Сможешь?». С опаской, но все-таки решился это сделать. Подошел к буренке, позвал ее «Лыска-Лыска». Она была послушная, подошла ко мне, накинул ей поводок и повел домой. Тетя обрадовалась, похвалила меня. В итоге эта корова единственная в деревне осталась.

Как-то заболела моя мама, температура высокая. Говорит мне: «Слушай, сходи за доктором, чтобы посмотрел меня». Спрашиваю: «Что мне ему сказать, я же немецкого языка не знаю?». Мама сказала, чтобы я запомнил одну фразу: «Meine mutter ist krank, helfen Sie» (моя мать болеет, помогите). Я пришел к офицеру, тот позвал доктора по имени Ганс и мы вместе пошли к маме. Немецкий врач внимательно осмотрел ее, измерил температуру, послушал, открыл аптечку, положил таблетки на стол и показал на пальцах сколько принимать. На следующий день маме стало лучше. Когда я связал свою жизнь с медициной, этот случай всегда вспоминал. Он для меня показателен с точки зрения отношения врача к своему пациенту, кем бы он ни был.

Мечислав Харевич стал чудесным врачом, 20 лет возглавлял Волковысскую районную больницу.


Год окончания войны для меня — это начало школьной жизни. В 1944 году я пошел в первый класс. Учились мы в деревенской избушке, все дети в одном помещении. Школа находилась на расстоянии 7 километров от дома. Летом туда и назад шли пешком, зимой запрягали лошадь и на санях ездили. Приходилось и через болото пробираться, и через лесную чащу. Идешь бывало, а рядом волчья тропа. Дико страшно, оглядываешься по сторонам. Но, слава Богу, с хищником не доводилось встречаться. Писали в школе карандашами и пером, макая его в чернильницу. Немцы оставляли бумажные мешки, мы их подбирали, намачивали в воде, высушивали, проглаживали утюгом. Потом сшивали из этой бумаги тетрадку. Послевоенная жизнь в целом была тяжелой, но мы как-то справлялись...

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 844 раз Печать