Мелодия любви - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Встречаются в жизни женщины, которым хочется поклониться за их трудную, но исполненную добра и любви жизнь. Несмотря на то что, непреклонное и безжалостное время уже успело состарить их… Но все равно какой-то не­увядающий отсвет былого счастья лежит на их одухотворенных страданиями лицах. Одной такой женщине, которой ныне девяносто три года,  я и поклонился на днях в преддверии 72-ой годовщины нашей великой Победы.

Ее зовут Роза Иосифовна Плевко. Живет она в агрогородке Матвеевцы на улице Победы, 9. И этот адрес в ее судьбе не случаен, а глубоко символичен. Ибо эта женщина в свои молодые годы сделала все, что могла, чтобы мы сегодня радовались мирному небу и спокойной созидательной жизни. А страданий в ее жизни хватило бы на троих, ибо она в разные годы перенесла три сложнейшие операции, каждая из которых была очень опасной…

Но не буду забегать вперед.

Она родилась в 1923 году в деревне Низок Узденского района Минской области. И в свои школьные годы знала множество басен своего знаменитого земляка Кондрата Крапивы. Красивая сероглазая девочка, обращающая на себя внимание парней, смышленая, она расцвела к 41-му году, действительно, как роза. Самая старшая из четырех сестер, детей Иосифа Антоновича Трус, бухгалтера свиноводческого колхоза, и Александры Петровны, домашней хозяйки. Далее за ней родились Светлана, Варвара и Рая. Все учились хорошо, но Роза была круглая отличница. Поэтому, когда в 1939 году из школ призвали на воинскую службу мужчин-учителей, ее пригасили преподавать в начальных классах. И она стала учительницей после небольшой двухмесячной подготовки в Минске и одновременно студенткой-заочницей Слуцкого педтехникума. И на свадьбе подруги познакомилась с симпатичным и серьезным студентом Минского мединститута Иваном Плевко. Казалось, впереди их ждет только безоблачное счастье.

Но над Европой уже клубились черные смрадные облака Второй мировой войны. Зловещая тень фашистской свастики накрыла и Вену, и Прагу, и Париж, и Варшаву. И вот 22 июня 1941 года переползла через границу СССР. Где-то уже шли яростные бои, вражеские самолёты бомбили большие города и крупные железнодорожные узлы. Иногда они проносились и в небе, и над поселком Танежицы, где жила семья Трусей, но врагов он пока мало интересовал: ни заводов, ни военных объектов. Фашисты появились в Танежицах через несколько дней. Назначили бургомистром соседа Яна, а двоих односельчан полицейскими и удалились…

— Этот Ян начал перед немцами выслуживаться, — рассказывает Роза Иосифовна. — У нас жили пять еврейских семей. Простые труженики, со всеми дружелюбные. Немцы приказали всем евреям переселиться в гетто, которое они устроили в Слуцке. Кто побогаче, туда переехали. А две более бедные семьи остались. Так вот, этот Ян заложил их немцам. Однажды ночью прибыли каратели, выгнали всех из домов в поле и расстреляли, не пожалев ни взрослых, ни детей. Этот случай сразу открыл глаза людям, кто такие фашисты и что несет им новая немецкая власть. А этого предателя Бог наказал, вскоре поразил его насмерть молнией…

И дальше я услышал еще одну историю удивительной любви, которая перенесла все испытания военного лихолетья, не потухла от них, не развеялась, словно дым от пожарища, но только еще более закалилась и окрепла до горячего желания связать воедино влюбленных навеки. Но на пути этих белорусских Ромео и Джульетты встала жестокая и кровавая война.

Иван Плевко получил диплом врача буквально за день до нападения Германии. И через пару дней его с группой выпускников и преподавателей успели отправить в Ташкент. Там он пр   ошел ускоренные месячные курсы по военной хирургии и уже в начале августа попал на фронт. И, конечно, в той аритмии отступления, когда наши части вынужденно сдавали позиции и города, а немцы напирали хорошо вооруженной и механизированной лавиной, трудно было избежать плена. И хирург Плевко попал... Бежал трижды. Ловили и били, но чудом не расстреляли. На четвертый раз побег удался. Шел пешком ночами, обходя деревни, днем отлеживался в лесу или жите. Питался чем Бог послал. Еще в лагере для военнопленных
завшивел, а в дороге к тому же распухли ноги. Уже в родных местах зашел в соседнюю деревню к другу. Его отец как увидел калеку, запряг в повозку лошадь и привез бедолагу домой. А дальше уже отец Ивана подхватил его на руки, как ребенка, и перенес в дом. То-то, я думаю, было в семье и слез, и радости…

Как узнала Роза, что Ваня нашелся, побежала к нему. И такой, больной и обессиленный, он был ей милей всякого здоровяка. Сердце ее от сочувствия и жалости к любимому затрепетало еще сильнее. Но война не позволила им полностью предаться своему счастью. Ну какое же счастье, когда в любой момент в хате может появиться немец или полицай? Наведывался и комендант небольшого вражеского гарнизона из соседней деревни, немец уже в годах и несколько миролюбивый к сельским жителям. Однажды, когда он с группой врагов остановился на ночевку в их доме, Роза со школьным знанием немецкого, проговорила с ним до утра. Тот показывал ей фотографии своей семьи — детей и фрау. Это знакомство помогло ей в будущем избежать многих неприятностей и, например, сохранить от реквизиции немцами коровы-кормилицы.

Несмотря на это «дружелюбие», ее сестренку Светлану отправили в рабство в Восточную Пруссию, где она работала на богатого бауэра, ухаживала за его коровами. В письмах она рассказывала, что в числе рабов есть представители всех национальностей. За ней, например, ухаживал француз и предлагал ей сердце и руку. Но на уме у Светы была родина, и она планировала бежать из плена домой. Причем об этих планах знали работники. И не только не выдали ее хозяину, но еще и помогли ей с продуктами для побега. И этот побег удался…

А дальше в мелодию любви вступает партизанская тема. По совету партизан Иван Плевко устраивается работать в городской поселок Красная Слобода в поликлинику. Партизанам нужны бинты и медикаменты. А их в свою очередь переносит по нужному адресу в сверху замаскированной корзинке Роза Трус. А потом, спустя год-полтора, оба оказываются в партизанах. Только в разных лесах и в разных отрядах. Иван — в партизанском соединении Слуцкой зоны, которым командовал генерал-майор Федор Федорович Капуста, а Роза в партизанском соединении Сидора Артемьевича Ковпака, сделавшего боевой рейд из Украины в Белоруссию, в район деревни Большой Рожин. И встретиться им удалось только однажды. Объединились их отряды в начале 44-го для совместных действий — и влюбленные обнялись. Попросилась Роза у своего командира- «ковпаковца» отпустить ее к «капустинцам» — получила отказ. «Ты нам присягу давала? — Давала. — Вот и будь ей верной!». На том разговор с командиром и закончился.

Чем занимались разлученные Иван и Роза в партизанах? Ну, Иван, военный хирург, ясно чем. Защищал бойцов от тифа и цинги, ампутировал ноги, спасая людей от гангрены. Анестезирующее — самогон, вместо скальпеля — бензопила. Только представить это — и то жуть берет. Но тогда было не до содрогания от ужаса. Или — или?! Иван Семенович закончил войну начальником санитарной службы отряда имени Александра Невского.

Роза стирала, штопала, кашеварила, ухаживала за ранеными. И получила метку вой­ны в одном из рейдов по лесам и дорогам. Осколок снаряда в левое бедро, который до сих пор там торчит, но никак не ощущается и ходить ей не мешает. Иван после войны неоднократно предлагал ей удалить этот кусочек железа, но она отказывалась, опасаясь заражения. И теперь этот осколок наощупь напоминает ей и о войне и о муже.

А сошлись они окончательно уже в ноябре 1944-го. Это событие согревает одинокую душу Розы Иосифовны до сего дня. Иван после расформирования своего отряда получил назначение в больницу городка Скидель. Был распущен и отряд, в котором воевала Роза. Обо всем они договорились по телефону. Она приехала в Скидель поздно вечером из Гродно на поезде Гродно — Калуга. Темень, холод. Кто был в Скиделе, тот знает, что от вокзала до городка, где была больница, надо еще три километра пройти. А у нее с собой был чемодан с бельем, рюкзак с продуктами, и мешок с одеялом и подушкой. Ну куда она с этим грузом ночью потащится? В ближайшем к станции доме ей дали приют на ночь незнакомые люди, узнав, к кому она едет. Ивана Семеновича все в городе уважали. Наутро приехал за ней на машине Иван. Обнялись, чтобы уже никогда не разлучаться. Этой встречи они ждали четыре года войны. Свадьбы не было, а была вечеринка в холостяцком общежитии. Кстати оказалась бутылка самогона и кусок сала из рюкзака Розы.

И началась у Розы Иосифовны счастливая семейная жизнь, которая подарила ей двоих сыновей Бориса и Павла и дочку Надежду. Посмотришь на их совместные фотографии 50-х годов, все — и муж с женой, и школьники-дети так и светятся радостью. В этот период Иван уже перевелся в Волковысскую больницу. Ну что ж, как говорится, большому кораблю большое плавание. А Иван Семенович был хирург по призванию, что вскоре оценили и волковычане. Но 28 декабря 1967 года случилось непоправимое. Ивана Семеновича не стало. Кровоизлияние в мозг. Здоровье было подорвано и партизанской жизнью в лесу и напряжением на работе. Люди, отдающие всего себя любимому делу, горящие работой, сгорают быстро...

Роза Иосифовна показала мне фотографии с похорон мужа. Его хоронил буквально весь город. Процессия растянулась по улице Социалистической на полкилометра. Впереди несли на подушечках медали и ордена. В том числе орден Отечественной войны ІІІ степени и партизанские медали. С тех пор Роза Иосифовна одна. Если Ромео умирает, оставшаяся одинокой Джульетта не ищет ему замены. Она или умирает сама, как это описано Шекспиром, или живет ради детей, которых ей подарил любимый. А ведь она была тогда еще молодая…

Роза Иосифовна, оставив педагогику, пошла работать в больницу. Она чувствовала, что ее Ваня был бы доволен выбором и как бы незримо всегда находился рядом. Сначала поработала медсестрой детского отделения, потом окончила курсы медсестер физиотерапии и фактически заново организовала это отделение, придав ему значимость наравне с другими. И занялась вплотную воспитанием детей.

Но лишения военной поры и ей не позволили сосредоточиться на детях. Нахлынули хворобы, одна горше другой. Три сложнейшие операции на глазах, на позвоночнике и на кишечнике. Последние две могли стоить жизни. Но Бог миловал. И тогда она и задумалась о Нем. И решилась накануне своего 90-летия креститься. Вспомнила, что всегда молилась и крестилась ее мама, а в детстве еще и пела на клиросе в церкви, которая занимала второй этаж дедовского дома. Это было в довоенной Польше. А дед у Розы Иосифовны был в 1904 году награжден Георгиевским крестом за храбрость, проявленную во время обороны от японцев Порт-Артура. В семье долго скрывали от чужих глаз его фотографии и рюмочку с серебряным ободочком и золотой надписью «Фельдфебелю Петру Трусову от командира». То, чем в царское время семья гордилась, в советское боялась вспоминать. А самого этого героя русско-японской войны в тридцатые годы не приняли в колхоз, приняв только его жену. Таких людей, лишённых всех прав, в том числе избирательных, советские чиновники обозвали «лишенцами». Но этот «лишенец» не унывал, он обшивал на ручной машинке «Зингер» всю деревню. Был первостатейным портным.

Чем же закончить мне этот очерк? Тем привычным резюме, что жизнь продолжается? Да! Она действительно продолжается и в 93 года. Сыновья Павел и Борис водят большегрузные машины по дорогам Европы. Дочка Надежда последние десять лет проработав директором школы, педагог с большим стажем, теперь на пенсии и, как говорится, досматривает мать. А мать еще читает газеты и журналы, разгадывает японские кроссворды — судоку, раскладывает пасьянсы. Река ее жизни теперь разделилась на отдельные независимые от нее ручейки — на пятерых внуков и правнучку.

Ей интересно с ними говорить и видеть в них давно минувшую себя, красивую, молодую, растущую в направлении счастья. И еще живы все ее сестры. Поэтому в большом доме номер девять по улице Победы частенько раздаются телефонные звонки из Солигорска и Барановичей. А сестрам всегда есть о чем потолковать. Их мама Александра немного не дожила до ста двух лет. Хорошая наследственность и внимательная ко всем людям, добрая душа — вот и все секреты долголетия. Так считает сама Роза Иосифовна. И мы, поздравляя ее и всю ее семью с Днем Победы, пожелаем ей многая и благодатная лета!

Георгий Киселев.

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 3992 раз Печать