Версия для печати
Воскресенье, 18 Октября 2020 14:37

Волковысский рок: музыка, проверенная временем

Молодость — счастливое время, когда многое еще предстоит сделать. Здесь и сейчас ты полон сил и активно готов отстаивать свои убеждения, взгляды, бежать по жизненной дороге, набивая синяки и шишки. Молодость — время энергии, целеустремленности, непохожести на других, противопоставлений, максимализма и бунтарства. В молодости перенимаемые нормы культурного поведения пересматриваются, обновляются, приспосабливаясь к новым реалиям.

А еще молодость — это время музыкальных экспериментов. Нам нравится творчество то одних артистов, то других. В конечном итоге мы делаем выбор, который соответствует нашим внутренним ощущениям. Музыка отражает настроение молодежи, ее желание самоопределяться и быть, как говорится, в тренде. Сейчас время хип-хоп, рэп и поп-исполнителей, а еще лет эдак 15-20 назад повсеместно из колонок звучала музыка «потяжелее». Рок-группы пользовались бешеной популярностью, собирали стадионы, их клипы крутили по центральным телеканалам.

Вся эта мода на музыку умную и свободолюбивую возникла не на пустом месте. Люди старшего поколения хорошо помнят вокально-инструментальные ансамбли (это понятие сохранилось и до наших дней), виниловые пластинки и кассеты с записями любимых артистов, которые передавались из рук в руки. Да, та эпоха в прошлом, но именно она дала толчок к развитию живой инструментальной музыки будущим поколениям.

Сегодня мы начинаем цикл материалов, в котором расскажем, как Волковыщина приобщались к рок-музыке. Поговорим с музыкантами, людьми, которые имели непосредственное отношение к организации и проведению рок-фестивалей. Узнаем, чем сейчас живет волковысская рок-тусовка. Что ж, поехали…

Годы советские музыкальные

На Волковыщине живое инструментальное творчество всегда было в почете. Фестивали, смотры-конкурсы художественной самодеятельности, праздничные мероприятия привлекали молодежь, которая хотела пообщаться, послушать любимую музыку, повеселиться, на других посмотреть и себя показать, поделиться своими умениями и достижениями. С гитарой в руках у подъезда в хорошей компании звучали самые разные песни — от легендарных «Битлз» до популярной в Союзе «Машины времени». Во многих трудовых коллективах были вокально-инструментальные ансамбли, представлявшие свои организации и предприятия на различных музыкальных площадках. К примеру, в волковысском педучилище существовал инструментальный ансамбль «Педагог» под руководством С. Дебыша. У студентов он пользовался большой популярностью.

Ансамбль «Педагог»


Свои поклонники были и у ВИА «Юность», в составе которого играли преподаватели педагогического училища. Ансамбль выступал перед зрителями города, а также сельскими тружениками.

ВИА «Юность»


Успехом также пользовалась росская рок-группа «Дебют». Их песни отличались идейной направленностью, высоким профессионализмом исполнения. Группа неоднократно принимала участие в различных молодежных музыкальных фестивалях, была награждена призами обкома комсомола, имела и другие регалии. «Дебют» — настоящие «монстры» волковысского рока. Они прошли долгий и тернистый путь на вершину славы. В итоге стали узнаваемыми и любимыми, причем разными поколениями. Классический рок 80-х и 90-х, который они исполняли, нравился в равной степени и молодежи, и людям постарше.

Волковысская «Пирамида» начинала свой путь во второй половине 80-х, и первым серьезным испытанием для них стал фестиваль рок-музыки в Гродно, на котором собрались коллективы не только из БССР, но и гости из Москвы и Прибалтики. Наша группа выступала на одной сцене с достаточно известными на то время минскими группами «Акцент», «Квинта» и сверхпопулярной хард-рок группой «Мроя», в которой начинал свою музыкальную карьеру Лявон Вольский. Праздник музыки был ознаменован также участием в нем таких знаковых для советской андеграундной сцены коллективов как «Зигзаг», «Ночной проспект», «Биоконструктор», «Доктор Фауст». Волковычане не растерялись в этой достойной компании и, усмирив волнение, отработали на ура. Зрители тепло встретили наших ребят и даже вызывали их на «бис».

Отдельно хочется рассказать про вокально-инструментальный ансамбль «Стремление» (художественный руководитель Вадим Агей) производственного объединения «Волковыскцементношифер». Ансамбль просуществовал более 10 лет, начав свой путь приблизительно в 1973 году. Ребята принимали участие во многих конкурсах вокально-инструментальных ансамблей, концертах. Тепло принимали «Стремление» в Кобрине, Бресте, Березовке, Гродно. Надолго запомнился участникам ансамбля 1982 год. Они стали лауреатами Всесоюзного конкурса и как активные участники пропаганды советской патриотической песни за высокое исполнительское мастерство награждены дипломом. В репертуаре «Стремления» песни Антонова, Добрынина, Раинчика, Макаревича и других советских композиторов. Их лирика нравилась многим слушателям. Поэтому коллектив частенько приглашали на районные и городские мероприятия.

ВИА «Стремление»


В целом сильного разнообразия в музыкальных жанрах вокально-инструментальных ансамблей не было. Большинство отдавали предпочтение перепевкам уже известных композиций или исполняли лирические песни, которые, что называется, трогали за душу. Главное, музыка была живой, она находила отклик в сердцах людей, хотя у фонограммных артистов тоже были свои поклонники.

Постсоветская тусовка в стиле рок

После распада Советского Союза вокально-инструментальные ансамбли заметно «забуксовали». Настоящих ВИА стало меньше. Молодой слушатель начал отдавать предпочтение коллективам иной формации. Это рок-группы с арсеналом выразительных средств и стилистики, максимально отвечающих мироощущению молодежи. Рок-тексты, насыщенные подробностями повседневной жизни, соседствующими с символами и иносказаниями, выражали столь настойчиво отстаиваемое молодыми людьми право на самостоятельность суждений.

Период конца 90-х, начала и середины 2000-х ознаменован появлением большого количества творческих коллективов, каждый из которых создавал уникальный музыкальный продукт и находил своего слушателя. Молодежь, как модно тогда было говорить, лабала на гитарах (кто-то акустических, кто-то электро) в гаражах, подвалах, квартирах и на улице прямо на лавочках. Постепенно рок-тусовка разрасталась и превращалась в «полигон» для творческих экспериментов.

В 1999 году на Волковыщине состоялся первый районный фестиваль вокально-инструментальных ансамблей или просто рок-фестиваль, как его тогда все называли. Он собрал под сводами летней эстрады горпарка все «сливки» андеграундной молодежной тусовки. Его организаторами выступили методический центр и отдел по делам молодежи райисполкома. Через несколько лет фестиваль переехал из парка на другие площадки и стал частью праздничных мероприятий ко Дню молодежи. А еще стоит вспомнить районный фестиваль «Рок против СПИДа» и фестиваль кавер-бэндов. Все эти и многие другие культурно-массовые мероприятия собирали под свои знамена талантливых музыкантов не только из Волковыссского района, но и других регионов страны.

Рок-движение развивалось не только в Волковыске. Андеграундный бомонд был и в Красносельском, и в Росси, и даже в Репле. А какие разнообразные названия у групп: «Лабиринт», «Камелот», «Облико Морале», «Роджер», «Разные», «Санузел», «ND Панда», «Хаос», «Секонд Хенд», «Суицид», «Краденая запеканка», «Стена», «Ялпер», «Новый город», «Bloom», «Starlight», «Jump»... Кто-то играл музыку мелодичную инструментальную, а кто-то «валил потяжелее». Свежесть идей и оригинальность исполнения — тот фундамент, на котором базировалась вся волковысская рок-тусовка 90-х и 2000-х. В песнях поднимались такие серьезные темы, как взаимоотношения между людьми, внутренняя свобода человека, гармония личности, вечность души, смысл жизни, проблемы современной жизни и, конечно же, любовь. Правда, о любви пели чаще всего безответной, неразделенной, безхэппиэндной.

Устойчивый запах пива и сигаретный дым витали в воздухе на открытых площадках рок-фестивалей. Разгоряченные подростки то и дело выскакивали на сцену, так что успокаивать их приходилось милиции. Такая «поддержка» фанатов отнюдь не радовала музыкальные коллективы, портила общее впечатление от праздника и подрывала авторитет того или иного фестиваля. Но не надо думать, что так себя вели все. Наоборот, большая часть молодежи собиралась с вполне «мирными» целями: себя показать и на других посмотреть. А посмотреть было на что: рок — это не просто музыка, это своеобразный стиль в одежде и прическе. Разноцветные «ежики», «бомбы» и дрэды на их головах были достойны звания произведения парикмахерского искусства.

Подростковый «Хаос»

Вотчиной альтернативной музыки на Волковыщине являлся Центр социального обслуживания семьи и детей. Здесь были свои клубы по интересам, в частности «Подросток», в котором занимались ребята, любящие живую инструментальную музыку. «Камелот», «Краденая запеканка», «ND Панда», «Хаос» — все они воспитанники Центра. О последней группе в 2002 году рассказывала наша газета. Руководитель клуба «Подросток» Иван Моржало восхищался ребятами, считал, что они подают большие надежды. Группа обзавелось армией поклонников.

Группа «Камелот»


Кто же эти понравившиеся всем молодые музыканты? Барабанщик Антон Шевелюхин, бэк-вокалист и гитарист Сергей Чупрета, бас-гитарист Иван Иванов, вокалист и гитарист Олег Ботвич. Группа была создана в 2000 году. Сначала играть было негде, репетировали дома, снимали посещения. Мечтали купить аппаратуру, нормальные инструменты, экономили карманные деньги, просили помочь родителей, одалживали гитары у знакомых.

Однажды, когда с большим трудом удалось добыть инструменты, их кто-то украл. Ребята не знали, что делать и как продолжать зарождающийся творческий путь. А потом им подсказали обратиться в клуб «Подросток» при Центре социального обслуживания семьи и детей. И все срослось. Выделили хорошую ударную установку, дали колонки и усилитель, другую музыкальную аппаратуру. Группа стала писать песни, некоторые им просто дарили. Свой музыкальный материал ребята доносили до слушателей на концертах. В 2002 году даже прошел своеобразный «сейшн» поклонников тяжелой музыки. Под сводами Дома культуры железнодорожников на Центральной собрались сразу пять волковысских групп с «металлическим» звучанием. Среди них был и «Хаос», заряжавший молодежь бешеной энергетикой. Кстати, зал тогда специально освободили от стульев, чтобы все желающие могли выплеснуть эмоции без ущерба для ЖДК.

Группа «Хаос»


С благодарностью отзывалась о руководителе клуба «Подросток» Иване Моржало мать одного из музыкантов рок-группы «Хаос»:

— Я рада, что есть у нас такие люди, как Иван Фадеевич, которые помогают подросткам реализовать себя. Наши дети заняты любимым делом, не сидят по подворотням и подвалам, не хулиганят. Мы, мамы, не раз ходили к ним на репетиции, смотрели, чем они там занимаются. Ребята не обижаются на нас за этот контроль и даже сами предлагают: «Приходите, посмотрите, послушайте». Конечно, в моем возрасте трудно понять их музыку, их стиль одежды. Но от меня и не требуется это полюбить, мы не навязываем свои вкусы друг другу.

А вот что говорит Иван Фадеевич о своих воспитанниках:

— Это очень способные, серьезные и ответственные ребята. Любят заниматься музыкой и стараются достичь успеха. Репетицию могут пропустить только по очень уважительной причине. Летом будет проводиться рок-фестиваль, в котором примут участие довольно сильные группы из разных городов. Я думаю, эти ребята себя покажут.

(Продолжение следует)

Вадим МАРЧИК

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 1255 раз