Дорога длиною в 110 лет… Юбилей отмечает средняя школа № 4 г. Волковыска - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Воскресенье, 07 Октября 2018 09:09

Дорога длиною в 110 лет… Юбилей отмечает средняя школа № 4 г. Волковыска

В эти выходные юбилей празднует средняя школа № 4 г. Волковыска — 110 лет со дня образования и 50 — с начала «новой истории», ее перехода из двух старых зданий в одно современное. Миг для истории, для школы — это целая жизнь. Это богатое прошлое, свои устоявшиеся традиции, опыт лучших педагогов и, конечно, ученики, достигшие высоких жизненных результатов. И все эти годы школа шла дорогами добра.

История школы — это история нашей малой родины, и она уникальна, считает нынешний директор средней школы № 4 г. Волковыска, отмечающей юбилей, Светлана КОЛОДИНСКАЯ.

— Светлана Николаевна, в чем вы видите уникальность?

— Она прежде всего в череде цифр и названий. История берет начало с 28 октября 1908 года, когда на станции Волковыск-Центральный было открыто одноклассное народное училище. Учились в нем 80 мальчиков и 52 девочки в возрасте от 8 до 15 лет. Заведующим был назначен Кузьма Николаевич Ковалев. Начало 1920-х годов — это уже семиклассная школа для детей железнодорожников, директором которой была Янина Савицкая.

В годы немецко-фашисткой оккупации в Волковыске-Центральном учителя организовали тайное обучение детей и молодежи. А с 1 сентября 1944 года наша школа получила название неполной средней школы № 9, через девять лет она была переименована в железнодорожную СШ № 48. Но и эта цифра не стала последней — с 1 сентября 1961 года мы стали волковысской средней школой № 4.

Но чередовались не только цифры, менялось и место расположения школы. Сначала в районе железнодорожного вокзала она занимала деревянное здание, потом учебное заведение прописалось еще и в кирпичном здании недалеко от первого. С 23 сентября 1968 года адрес у школы один — улица Шопена, 5.

— Сколько учащихся приняло новое учебное заведение? Сколько их стало через 50 лет?

— Из старого здания в новое перешли 1087 учащихся и 57 педагогов. За полвека из стен четвертой школы вышли 3 156 выпускников, 256 из которых были награждены золотыми и серебряными медалями.

Выпускники — это наша гордость. Многие из них стали профессорами и кандидатами наук, врачами и педагогами, военными и юристами, строителями и просто достойными гражданами своей страны. Не буду никого выделять, потому что быть названными достойны очень и очень многие.

История школы охватывает уже второе столетие. И в каждом достойно и ответственно выполняли и выполняют свой профессиональный долг педагоги, вписывая яркие страницы в летопись школьной жизни. Нельзя не назвать имена тех, кто этот рубеж веков перешагнул вместе со школой. Из старой в новую школу перешли Александра Александровна и Борис Антонович Кузьминские, Елена Ивановна Ягоцкая, Мария Сергеевна Худина, Валентина Александровна Мелешкевич, Нина Онуфриевна Хмурчик, Маргарита Митрофановна Мачок. Это, действительно, наши почетные ветераны, которых помнят наши выпускники, с уважением вспоминают коллеги. Но ветеранская рать нашей школы — большая, практически «догоняет» армию ныне действующих педагогов — плюс еще 50 человек. Всем им, дорогим и уважаемым людям — низкий поклон и крепкого здоровья!

— Светлана Николаевна, заканчивается второе десятилетие XXI века. Сильно ли изменилась школа? Расскажите, пожалуйста, о ней сегодняшней.

— Сегодня наша школа — это… Говоря официальным языком, это учреждение общего среднего образования, где, кроме обычных классов, есть классы с изучением отдельных предметов на повышенном уровне на второй и профильное обучение на третьей ступени обучения, классы профессиональной направленности (военно-патриотической и МЧС). В 24 классах-комплектах обучаются 570 учащихся. В коллективе трудятся 105 работников, в том числе 71 педагог, 20 процентов которых — выпускники школы. Мы являемся площадкой для профессиональной подготовки швей и столяров. С 1988 года на факультативной основе у нас изучаются предметы музыкальной и художественной направленности. Наше учреждение осуществляет образовательный процесс в областном детском реабилитационном центре «Волковыск» — учениками школы на определенный период становятся дети со всех уголков области. Школа — площадка не одного экспериментального проекта.

— Заявок много, а результат?

— Успехи есть, и их немало. За ними — большой и творческий труд наших педагогов и учащихся. На мой взгляд, добиться многого трудно без смелости, риска, без проявления инициативы и неординарности. Поэтому серьезными достижениями считаю то, что наша школа — единственное учреждение в районе, которое прошло сертификацию по внедрению системы менеджмента качества применительно к предоставлению образовательных услуг для получения общего среднего образования на соответствие требованиям СТБ ISO 9001-2015 в 2017 году, а уже в нынешнем — успешную периодическую оценку системы менеджмента качества Гродненским ЦСМС.

— А что это школе дает?

— Привлекательнй имидж, приверженность потребителей образовательных услуг, конкурентоспособность среди учебных заведений своего профиля.

Мою уверенность подтверждает то, что школа семь лет подряд занимает первое место в ежегодном смотре-конкурсе на лучшую постановку работы по обеспечению качества образования среди средних школ города и школ городских поселков района. Победы могут быть единичными, случайными и систематическими. Не примите за нескромность, но, считаю, такие факты подтверждают стабильность, систему работы и правильное понимание стоящих задач.

Школа не может не гордиться и заслугами трех образцовых коллективов, получивших такое высокое звание и уже дважды его подтверждающих. Народный вокальный ансамбль «Пяшчота», детский хоровой коллектив «Ветразь дзяцінства», детская студия изобразительного искусства «Чароўны аловак» неоднократно становились призерами многочисленных конкурсов и фестивалей самых разных уровней.

Я очень горда, что работаю среди творческих, умных и понимающих людей. Это осознанные слова. Одни педагоги замечательно готовят ребят к олимпиадам по учебным предметам, другие — к научно-исследовательским конференциям, третьи сильны в творческих конкурсах, есть у нас активисты общественной жизни, отличные организаторы, методисты. За это им всем благодарна: если каждый член коллектива будет ценить и развивать свой имидж, то и престиж школы будет расти.

— Как выпускница школы не могу не отметить ее преображение — она выглядит по-хозяйски ухоженной, в ней уютно всем. Это чисто женское отношение к делу?

— Действительно, за последнее десятилетие в нашей школе сделано революционно много. Но это стало возможно благодаря усилиям всего коллектива и родителей, поддержке районного исполнительного комитета и управления образования. Всегда с нами наши шефы — ОАО «Волковысский мясокомбинат». В комфорт, чистоту и современность учебных помещений с удовольствием идут и учащиеся, и учителя. И это тоже очень важно. Достаточно сильна и функциональна учебная база школы.

Мудрецы древнего Китая утверждали, что гибнущее государство не то, в котором нет правителя, а то, в котором нет порядка. Я с ними в полной мере согласна. Поэтому вопрос безопасности и порядка — на главном месте.

— С юбилеем родную школу от имени выпускников 1976 года поздравляю и я. Успеха ей во всем и процветания. С юбилеем!

— Спасибо. Наша жизнь устроена так, что работа занимает в ней едва ли не самое приоритетное место, поэтому важно, чтобы она была насыщена позитивом и успехом. Желаю всем своим коллегам это получать в полной мере, сохранить все хорошее и создать лучшее! Пусть здоровье и удача будут вашими спутниками, пусть желания станут реальными, а возможности — большими.

Идти в ногу со временем

Самых почетных ветеранов школы, как назвала их директор, я попросила ответить только на два вопроса:

— Какой осталась в памяти «та» школа?

— Что бы вы хотели пожелать своим коллегам, сегодняшним учителям?

Рита Митрофановна МАЧОК, учитель начальных классов, учитель литературы, завуч по начальным классам, в школе проработала 35 лет, отличник народного образования:

— Школа была храмом для молодых учителей. Именно такой я восприняла СШ № 48, директором которой был тогда Михаил Васильевич Жарский. Образцом для коллектива этот руководитель был во всем. На главном месте была культура — в работе, в общении, отношениях с учениками, в себе. Культуре, в первую очередь, и учили тех, кто пришел в школу работать. Не на последнем месте были трудолюбие и строгая дисциплина, профессионализм и творчество. В коллективе развивали дух соревнования и ценили высокий результат. Может, поэтому каждый учебный год школа «выдавала на гора» много медалистов. А какие у нас были вечера! Девушки в белых фартучках, трогательный вальс. Кстати, директор всегда открывал танцевальную часть программы, приглашая на вальс ту или иную ученицу.

— Хочу пожелать, чтобы в школе всегда было содружество единомышленников. Чтобы именно учитель был для учеников настоящим кумиром, а для этого надо работать так, чтобы дети сюда бежали с охотой и радостью. У школы одна задача — растить человека. Окружите его теплом и любовью, но при этом будьте строгими и справедливыми. Работайте, в первую очередь, над собой — каждый день и каждый час, и идите в ногу со временем, которое выбрало вас.

Нина Онуфриевна ХМУРЧИК, учитель начальных классов, 37 лет педагогического стажа:

— Впервые в СШ № 48 я попала в 1954 году в качестве учащейся Волковысского педагогического училища — на преддипломную практику. Детей было много, специалистов не хватало, и мне предложили распределяться в эту же школу. С дипломом учителя начальных классов через несколько месяцев пришла сюда уже молодым специалистом. Та запись о приеме на работу в моей трудовой книжке так и осталась единственной, при этом я ни разу не пожалела о том, что стала учителем.

Классы были огромные — 41—43 ученика. Удивительно, но работать было легко, потому что всегда передо мной были поднятые для ответа руки и горящие жаждой новых открытий глаза детей. А детей я любила всегда, до сих пор с интересом общаюсь с ними, хотя сегодня они совершенно другие — более раскованные, смелые, технически «осовремененные». Очень рада встречам с учениками СШ № 4, которые неизменно поздравляют ветеранов с праздниками, с нетерпением каждый раз жду их прихода.

— А пожелать хочу немногого — любить свою работу и детей, во всем видеть только хорошее.

Мария Сергеевна ХУДИНА, учитель химии, имеет знак «Выдатнік народнай адукацыі», в школе отработала 30 лет:

— «Та» школа запомнилась, прежде всего, отношением к молодым учителям — уважительным и доверительным. В 1963 году я пришла сюда именно как молодой специалист, хотя и поработала к тому времени немного в деревенской школе Зельвенского района. Директор школы Тамара Даниловна Погребная и завуч Мария Гавриловна Астаулова встретили меня просто замечательно: окружили вниманием и … нагрузили работой. Не без этого. Но… Тамара Даниловна лишь один раз пришла ко мне на урок, а взяли меня учителем биологии, и сделала вывод: справится. В «нагрузку» к предмету я получила теплицу и пришкольный участок — кому, как не биологу, вести и развивать это направление в школе? Помню, как любовались все моими любимыми незабудками, высаженными вдоль дорожек, как нахваливали огород и удивлялись урожаям. Несмотря на молодость, меня заметили, и даже в районную газету я попала, хотя рядом работали более опытные педагоги. И это было приятно, такое поощрение стало хорошим стимулом для дальнейшей работы. Спустя рукава мы никогда не работали.

— Свое пожелание хочу адресовать биологам. Не отказывайтесь заведовать учебно-опытным пришкольным участком. Лучше вас никто не знает, что и как надо здесь делать. А значит, и детей этому никто лучше, чем вы, не научит. Всем учителям желаю здоровья, терпения, благодарных учеников и внимательных коллег.

Александра Александровна и Борис Антонович КУЗЬМИНСКИЕ, учителя физкультуры, стаж работы 38 и 40 лет, награждены знаками «Отличник народного просвещения СССР», «Выдатнік народнай адукацыі», она — учитель-методист, он — заслуженный деятель физической культуры республики:

— Однажды на педсовете кто-то из коллег обронил в наш адрес: физруки. А мы поправили: не физруки — учителя физического воспитания. И мы сделаем все, чтобы оно было на одном уровне с русским языком и математикой. Когда мы впервые в истории района привезли второе место, уступив всего 0,12 балла гомельской школе, с республиканских «Стартов надежд», поняли все: мы не шутим. В результате мы с ребятами дошли до «Артека», получили бронзовую медаль ВДНХ за нестандартное оборудование, провели у себя всесоюзный семинар по физкультуре. Нам повезло работать в коллективе, у которого многому можно было научиться, с директором Михаилом Семеновичем Семковым, который понимал тебя с первого слова.

— Учитель — это самая благородная профессия на свете, хотя и самая, наверное, сложная. Но знайте: нет ничего важнее, чем учить преодолевать метры, секунды, страх, преодолевать самого себя — чтобы стать настоящим человеком. Если ты, учитель, будешь идти по этому пути, ты, как педагог, обязательно состоишься.

Валентина Александровна МЕЛЕШКЕВИЧ, пионервожатая, учитель трудового обучения:

— Школа запомнилась дружелюбием. И особенно проявлялось оно в отношении к сельским ребятам во время смены летнего трудового лагеря, начальником которого я и была. То время было просто замечательным. В школе не было случайных людей, здесь работали большие энтузиасты своего дела.

— Хочу посоветовать своим коллегам находить к каждому из детей индивидуальный подход, хотя это не всегда легко, стараться проявлять изобретательность и творчество. А, в первую очередь, любить ребенка, принимая его таким, какой он есть.

Признание в любви

Владимир ГНИЛОРЫБОВ, выпускник 1961 года, профессор-консультант Главного военного клинического госпиталя, лауреат премии «Призвание» (лучший врач России):

— Со школой я всегда был связан прочными нитями, ведь здесь работали долгое время и мои родители Валентина Павловна Белова и Георгий Константинович Гнилорыбов. Поэтому мне очень приятно поздравить коллектив школы с большими юбилейными праздниками. Очень приятно видеть, в каких прекрасных условиях работают преподаватели и получают знания учащиеся. Гордитесь своей школой, как гордились ею мы, старшее поколение, пусть не такой ухоженной и благоустроенной, как в настоящее время. В сложных условиях жизни послевоенного периода мы старались получить так необходимые знания, успешно защищали честь школы на предметных олимпиадах городского, областного и республиканского уровня, на спортивных соревнованиях. Желаю всем крепкого здоровья, счастья, удачи, постоянного стремления к совершенствованию.

Татьяна ОСЯЕВА (Осипович), золотая медалистка 1970 года выпуска, на торжественной линейке 23 сентября 1968 года, посвященной открытию новой школы, перерезала красную ленточку:

— Что может быть лучше прекрасных школьных лет? Школа — это самые верные друзья, это наши учителя, которые дали нам ценные знания, это незабываемые школьные праздники. Спасибо тебе, школа, и за то, что дала мне путевку в жизнь. Знания, полученные в течение 10 лет, дали мне возможность получить высшее образование по престижной уже тогда специальности. Я окончила факультет прикладной математики БГУ и всю жизнь проработала программистом. И до сих пор, вспоминая школу, говорю спасибо всем своим учителям, в первую очередь, учителю математики Валентине Павловне Беловой и директору, учителю истории Михаилу Семеновичу Семкову.

Кстати, в год моего выпуска из трех золотых медалистов (серебряных тогда не было) школ города наших было двое — я и моя одноклассница Лариса Антонюк. Желаю, чтобы и дальше моя родная альма-матер выпускала в самостоятельную жизнь «золотую» во всех отношениях молодежь. С юбилеем! Дальнейшего процветания тебе, СШ № 4!

Олег КАЗАК, выпускник 2008 года, победитель республиканской олимпиады по истории, лауреат премии Специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов:

— С юбилеем, СШ № 4! Поздравляю с этой датой коллектив, ее учащихся и выпускников. Всегда помните, что истоки ваших жизненных достижений — это наша родная школа!

В 2013 году я с отличием окончил исторический факультет БГУ, в 2017-м успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук, сейчас преподаю в Минском городском педагогическом колледже. И все это благодаря учителю истории Сергею Михайловичу Гресю, который пробудил во мне интерес к прошлому, разглядел во мне потенциал будущего историка, содействовал развитию таких важных для исследователя личностных качеств, как работоспособность, проницательность, готовность к постоянному творческому поиску.

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 5556 раз Печать