Версия для печати
Пятница, 16 Августа 2019 19:38

Ме-ме-ме, или Какая из козы кормилица?

Супруги Николай Савченко и Татьяна Мигунович, выбирая деревню на постоянное место жительства, даже не думали заниматься разведением коз. Более того, в этой самой деревне они оказались совершенно случайно.

От домашнего питомца к любимой работе

Когда Татьяна и Николай уезжали жить в деревню, многие друзья чуть ли не пальцем у виска крутили, спрашивали недоуменно, мол, зачем вам деревня нужна. Ни Таня, ни Коля ответить на этот вопрос не могли, ибо признавали, что и правда, не нужна им сельская жизнь. Но денег, которыми они располагали, на жилье в городе не хватало. А небольшой домик в Пятаках как раз пришелся по карману.

Решающую роль сыграло расположение деревни рядом с городом. Автобусы чуть ли не каждый час туда-обратно ездили. Мы в то время оба работали в городе: я — кладовщиком, муж — мелиоратором. Чтобы не слишком отличаться от сельчан, завели небольшое хозяйство: собаку, кота, несколько курочек. Про крупную живность речь никогда не заходила, потому что мы не были близко знакомы ни с одним из сельскохозяйственных животных, — рассказала Татьяна.

В их размеренную сельско-городскую жизнь вмешался случай. У Татьяны на работе случилось сокращение, под которое она угодила. Николай успокаивал расстроенную жену, говорил, чтобы дома сидела, борщи-котлеты готовила. Что его зарплаты на их небольшую семью хватит с лихвой. Молодая женщина прислушалась к словам любимого, но условие поставила:

— Я попросила Колю подарить мне козочку. Про это животное я, можно сказать, давно мечтала. Правда, только как о домашнем питомце. Я думала, что буду холить и лелеять ее, а она будет гулять со мною, отвечая любовью и преданностью. То есть, о козочке я рассуждала, как о собачке.

По объявлению в «Нашем часе» молодые люди купили Танину мечту — милое рогатое создание, сразу пришедшееся по душе домочадцам. Спустя некоторое время Таня поняла, что ее любимицу необходимо доить. Она совсем растерялась, потому что при несмелых ее попытках получить молоко, козочка жалобно мекала, а молоко не появлялось. На помощь пришел сосед, который держал коз и знал толк в этих животных. Татьяна смотрела на него и диву давалась, как ловко двигались руки пожилого мужчины, как быстро наполнялось молоком ведерко. Ей казалось, что она никогда не постигнет эту сложную науку. Но уже на следующий день сама, без посторонней помощи, провела первую в своей жизни дойку.

Молоко, вопреки распространенному мнению, не имело никакого запаха. А на вкус было очень даже приятным. Особенно оно пришлось по душе Николаю, который, зная про целебные свойства козьего молока и про свою язву желудка, потреблял новый продукт в больших количествах. Забегая вперед скажу, что про свою основную болячку он вскоре и думать забыл, а исследования подтвердили, что от язвы не осталось и следа.

Недолго была Таня с одной козочкой. В том же году количество рогатых питомиц увеличилось на три головы — в связи с ухудшением самочувствия старик-сосед отдал ей своих трех коз.

Молока стало слишком много. Я знала, что его принимает «Беллакт», и поехала туда договариваться о сдаче. Но мне отказали, мол, не имеет смысла возиться с моими пятью литрами. Вот если бы много молока было, тогда другой разговор. Я очень просила вникнуть в ситуацию, обещала, что прибыль от продажи молока буду использовать только для увеличения козьего стада. Что через полгода буду сдавать молоко от тридцати коз. Мне пошли навстречу, — вспоминает Татьяна начало превращения увлечения в бизнес.

Между фермерством и личным подсобным хозяйством

Татьяна сдержала свое слово. Спустя неполный год количество ее дойного стада выросло до 30 особей. А любовь к козам стала превращаться в козоманию. Интерес женщины, которой на то время еще и тридцати лет не было, стал большей частью вращаться вокруг мекающих красоток. Все, касающееся козочек, представляло для нее живой интерес. Она общалась на эту тему на форумах, обсуждая тонкости с такими же увлеченными людьми. Николай не сразу разделил интерес жены. Он даже несколько раз выражал свое недовольство тем, что на содержание стада уходит почти вся его заработная плата. Хотя доход от продажи молока «Беллакту» в то время был неплохим, так как литр молока принимался по доллару. Но поголовье росло, пропорционально росли и расходы на его содержание.

Пять лет Татьяна справлялась одна. Но когда численность коз в ее подсобном хозяйстве перевалила за цифру 80, она попросила помощи у мужа.

— Я уходил на работу в 7 часов, а возвращался в 19. Конечно, при таком раскладе немного Тане помогал. Мне было жалко ее, она уставала от непосильного труда. Тем более что к тому времени я и сам уже был увлечен козоводством. Так я ушел с работы, чтобы заниматься семейным бизнесом, — вспоминает Николай.

Семейной паре пришлось (и приходится) сталкиваться с многочисленными проблемами. Например, чтобы пасти коз и заготавливать сено требуется большой земельный участок. Как владельцу личного подсобного хозяйства больше трех гектаров выделить по закону нельзя. Значит, следовало бы создавать фермерское хозяйство. Но размах не тот. То есть, как выражается Татьяна, «личное подсобное мы переросли, а до фермерского не дотягиваем»:

 — Плохо, что в нашей республике нет чего-то промежуточного, типа семейной фермы. То есть, нет в сельском хозяйстве. Неплохой вариант оформить ИП, но при данном ведении хозяйства не предусмотрено выделение земли. Неплохой вариант — агроусадьба. Однако при таком раскладе придется принимать гостей. А очень не хочется, чтобы посторонние люди ходили, козочек напрягали. Тем более что содержание коз должно быть идеальным, не должны посторонние находиться в помещениях для их доения и содержания, — рассуждает владелица козьего хозяйства.

То, что их животные должны пребывать в безупречных условиях, Николай и Татьяна прекрасно осознают. Потому что молоко, получаемое от их козочек, идет на производство детского питания. Поэтому у них чистые раздельные помещения, хорошая доильная установка, специальные места для выпаса и прочее.

Требования у «Беллакта» обоснованно высокие. Чтобы им соответствовать, необходимо постоянное вложение средств. Например, сейчас нам необходимо купить большой мощный холодильник. Для этого нужны деньги. А потому уменьшить количество коз мы не можем. Хотя хотелось бы. Теперь, на седьмом году козоводства, я почувствовала усталость. Хотя, возможно, сказывается то, что дома у нас проходит капитальный ремонт, — поделилась мыслями Татьяна.

Может, конечно, и ремонт. Но разве можно не устать, когда за семь лет не было ни одного выходного и праздничного дня, ни одной возможности уехать на денек-второй для отдыха и развлечения, когда не позволяешь себе спать более шести часов в сутки…

Однако Таня с этим не вполне согласна. Она считает, что занятие любимым делом компенсирует все неудобства. Хотя продолжает мечтать, что найдется еще пара таких же увлеченных людей, чтобы объединиться и создать фермерское хозяйство.

А много ль коза принесет молока

Вопрос прибыльности своего хозяйства у Николая и Татьяны находится далеко не на первом месте. Тем не менее, задумываться об этом приходиться. Татьяна — экономист по специальности. Поэтому высчитать доходы, расходы, чистую прибыль для нее труда не представляет:

— Коза в сутки дает от 1 до 6 литров молока. Зависит от сезона. В целом за год удой от одной козочки составляет около 2 тысяч литров молока. На «Беллакт» сейчас сдаем по 1 рублю за литр. Если учесть все расходы, то получается заработок на литре молока 20 копеек. В итоге, чистая прибыль за месяц составляет от 300 до 600 долларов, — подсчитала хозяйка козьего царства.

Она говорит, что в материальном отношении хорошее время — от поздней весны до ранней осени, когда козочки особенно высокоудойные.

— Летом мы богатые, даже не смотрим на цены в магазине. Бывает, все, на что глаз упадет, покупаем. А зимой приходится иногда каждый рубль считать. Узнаем цены и понимаем, что они выросли, а значит — надо жить экономней, — смеются супруги Савченко-Миганович.

Растраты на содержание коз довольно-таки большие. Самой главной проблемой было и остается приобретение качественного сена. Его просто негде купить. А своего с 3 гектаров на год не заготовишь. Недавно Татьяну на тысячу долларов «кинули» — купила сена в Лидском районе через «Куфар». В двух рулонах сверху было вполне приличное. А снизу — гнилое. В остальных 38 — все испорченное. Сейчас вот снова заказала 30 тонн в одной из фирм Минского района по предоплате. В апреле. А сена до сих пор нет. Звонит женщина туда, отвечают, мол, не волнуйтесь, привезем. А если не привезем, то деньги вернем:

— А что мне с того, что в сентябре они деньги вернут? Где я в это время уже качественный продукт приобрету, — вопрошает Татьяна.

Вторая наболевшая проблема у супругов связана с приобретением лекарств и витаминов для козочек. Как правило, все ветеринарные препараты продаются в крупных упаковках. Часто приходится платить деньги за лекарство, рассчитанное на большое количество поголовья, а надобность в нем значительно меньшая. Оставшееся лекарство, которое зачастую нельзя хранить больше 2—3 суток, приходится выбрасывать.

Рассказывая о проблемах, супруги вовсе не жалуются. Просто знакомят с фактами. И надеются, что в козоводстве со временем что-то изменится в лучшую сторону. Дело, которым они занимаются, настолько им по душе, что жизни без него они уже не представляют.

«Девочки» с характером

Нынче в хозяйстве Николая и Татьяны содержится 100 коз. Про своих любимиц хозяева могут рассказывать часами. Причем истории настолько занимательны, что не поделиться хотя бы одной было бы нечестно.

— Когда козы котятся, то мы не можем оставить всех деток. Приходится, скрепя сердце, выбраковывать новорожденных «мальчиков» и козлят, меньше приспособленных к жизни. Однажды одновременно окотились две козочки. Тошка привела мальчика, а Капитошка — девочку. У первой пришлось забрать козленка и умертвить. Она плакала, когда мы его отнимали. Она плакала еще сутки. А потом, поняв, что слезами горю не поможешь, силой отняла козленка у Капитоши. Так и кормила одна маленькую козочку до превращения ее во взрослую особь. Кстати, настоящая мама не особо страдала. Несколько часов помычала сердито-жалобно и забыла. У коз тоже по-разному материнский инстинкт развит, — поведали супруги.

По их словам, более характерных животных, чем козы, найти сложно.   

Каждая их «девочка», а козье царство — это сугубо женский коллектив, имеет только ей присущие черты характера. Одной доброта присуща в большей степени, другой — игривость, третьей — вредность, четвертой — нелюдимость и так далее. Одни особи — интроверты, другие, наоборот — экстраверты. Словом, все, как у людей. Даже имена у всех ста коз имеются:

— Сначала мы их называли человеческими именами. Когда известные имена закончились, в ход пошли греческая и римская мифология. Сейчас же вообще называем по первой ассоциации с чем угодно. Недавно козочка тройню привела, то козлят стали звать «единицей», «двойкой» и «тройкой».

К слову, в стаде есть два козла. Стоили они больших денег, потому что являются не простыми, а породистыми, с хорошей родословной. Один зааненец, другой — альпиец. С помощью их стадо на глазах преображается — становится красивым и высокоудойным. Впрочем, про козлов, кроме того, что они исполняют свои прямые обязанности по отношению к козочкам, сказать особо нечего. Козел — он и есть козел.

 

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 4221 раз