Версия для печати
Понедельник, 31 Декабря 2018 15:38

В коллекции волковычанки Ларисы Гриневич больше шестидесяти елочных раритетов

Я часто вспоминаю, как на Рождество мы приезжали в деревню к бабушке и дедушке, где в большой комнате стояла огромная, обязательно до самого потолка, пушистая елка. И даже когда выросли уже не только дети, но и внуки, елка была неизменным украшением зимних праздников. Обязательно большая и живая. Дедушка и бабушка не признавали ни искусственных елок, ни модных небьющихся игрушек. Ветки пушистой красавицы украшали только настоящие стеклянные шары, пряники, фонарики, птицы, солдаты, космонавты, ракеты. По этим игрушкам можно было проследить историю и жизнь огромной страны.

Уже много лет нет моих дедушки и бабушки. Пустой стоит их квартира в деревне. Наша большая семья собирается там по праздникам. В ней все осталось не тронутым, так, как было при хозяевах. Только куда-то исчезла, затерялась та зеленая коробка с игрушками. И каждый Новый год я жалею, что не успела взять себе на память хотя бы одну из них.

Сколько на елочке шариков цветных

А вот для некоторых людей елочная игрушка — это не только новогоднее украшение, но и увлечение на всю жизнь. У этого хобби нет специального названия, коллекции елочной игрушки относят к антиквариату, а коллекционеров хрупких раритетов называют просто — «елочниками».

Несколько лет назад «заболела» «елочной болезнью» волковычанка Лариса Гриневич. «Заболевание» оказалось заразным: вместе с ней его подхватили коллеги и друзья.

— Все началось в 92-м году вот с этой морковки, — Лариса Николаевна показывает мне большую стеклянную морковь, увесистую, явно старинную. — Тогда я только пришла на работу в детский сад № 3 методистом. (Сейчас Лариса Николаевна является его заведующей). Мы с коллегами готовились к Новому году, накупили много новых красивых игрушек, а старые решили выбросить. Стали разбирать коробки, разбитые, сломанные украшения складывали отдельно — на выброс. Туда же попала и эта морковка. Я посмотрела на нее — и рука сама потянулась. Забрала ее домой, еще не понимая, для чего она мне вообще нужна.

В голове промелькнула, так и не успев оформиться, идея. А спустя много лет, когда в очередной раз детский сад готовился к Новому году, Лариса Николаевна вспомнила про старинное украшение и решила: в этом году у ее подопечных будет праздник в стиле ретро. Конечно, одной старинной игрушки для этого было недостаточно. Но идею с азартом подхватили коллеги и родители воспитанников. Все несли в детский сад старые елочные украшения: игрушки, бусы, гирлянды. В холле поставили большую живую елку, на которой всем игрушкам нашлось достойное место. Под елкой расположился под стать игрушкам раритетный Дед Мороз из 50-х годов. Рядом накрыли праздничный сладкий стол, на котором были мандарины, грецкие орехи, шоколадная колбаса и конфеты «Мишка на севере». Дополнил атмосферу фотоальбом с детскими снимками педагогов: снежинки, зайчики, белочки и лисички у новогодней елочки.

Лариса Николаевна с улыбкой вспоминает, с какой радостью ее коллеги тогда старались воссоздать ту самую атмосферу их детства. И нужно отметить, это у них прекрасно получилось. Новый год в стиле ретро понравился и самим педагогам, и воспитанникам, и их родителям.

После праздника Ларису Николаевну ждал приятный бонус: многие коллеги и родители подарили ей принесенные для елки игрушки. Вот так неожиданно у нее образовалась целая коллекция винтажных украшений.

Через несколько лет Лариса Николаевна решила повторить новогоднюю ретро-вечеринку уже у себя дома. И снова идея прошла «на ура!». После этого все друзья, которые узнали о ее увлечении, стали дарить ей старые елочные игрушки.

История страны в игрушках

Сейчас в коллекции уже больше шестидесяти елочных раритетов. Большинство из них — в прекрасном состоянии. Трудно себе представить, что многим из этих хрупких стеклянных предметов — по 50 и более лет! Лариса Николаевна может многое рассказать о своей коллекции. Ведь за это время она стала знатоком истории елочных украшений.

— Самые старые — вот эти три игрушки: морковь, шишка и вот это украшение, которое я даже не знаю, как назвать, — Лариса Николаевна бережно достает из коробки самые ценные экспонаты коллекции. — Такие игрушки делались вручную, посмотрите, какие толстые у них стенки.

Подержав в руках и рассмотрев как следует странную игрушку, напоминающую экзотический фрукт, мы приходим к выводу, что это, скорее всего, цветок колокольчика. Если снять крепление, за которое игрушка подвешивается, можно увидеть, что толщина стекла 4 мм. Украшение очень тяжелое, не каждая ветка такое выдержит. По этому факту можно судить о том, каких масштабов елки ставили наши бабушки и дедушки.

В 50-е годы появилась новинка — игрушки из прессованного хлопка. В коллекции Ларисы Николаевна тоже есть такая. По форме можно догадаться, что раньше это был лимон. Но сейчас краска уже сильно вылиняла, и теперь игрушка больше напоминает топинамбур.

В эпоху Хрущева на елках красовалась «царица полей» — кукуруза в самых разных вариациях,  а также игрушки в виде другой сельскохозяйственной продукции. Из того времени в коллекции несколько початков кукурузы, персик и слива, две клубнички, три лимона, грецкий орех и пшеничные колосья. Еще одну ягоду нам опознать не удалось, мы условно определили ее как желтую ежевику.

Кроме того, в 60-е годы очень модными были игрушки космической тематики: различные космонавты, ракеты и спутники. В некоторых игрушках творческая мысль дизайнера так поработала над идеей, что опознать в них космический аппарат очень непросто. В это время в СССР появились первые электрические елочные гирлянды: небольшие лампочки-шарики, выкрашенные в разные цвета, иногда расписанные снежинками или «морозными узорами». Никаких реле в них не было, потому горела такая гирлянда просто, без мерцания.

Есть в коллекции Ларисы Николаевны несколько игрушек с советской символикой: с одной стороны — серп и молот, с другой — красная звезда — такие массово штамповались в 70-е. К этому времени относится и большинство игрушек на прищепках. Тогда же фабрики елочных украшений стали выпускать наборы незатейливых шаров, пирамидок, сосулек и колокольчиков. Стал популярен «дождик» из фольги и пушистая мишура. Елочку принято было украшать «богато», так, что за игрушками почти не видно было самого деревца.

Дружба СССР с Китаем отразилась в виде моды на китайские фонарики. В том числе и в качестве елочных украшений. В коллекции Ларисы Николаевны тоже есть несколько таких игрушек. Одну из самых больших тематических групп в коллекции составляют сосульки. Кстати, знатоки-коллекционеры утверждают, что особенно популярны такие украшения были в 60-е, и тогда они символизировали не столько зиму, сколько хрущевскую оттепель.

Еще одна большая группа — игрушки по сказкам: пряничный домик, Снегурочка, белка с золотым орешком, царевна-лягушка, Айболит и другие. В разное время выпускались целые наборы таких игрушек, посвященные народным сказкам, сказкам Пушкина, братьев Грим и советских писателей. Ну и, конечно, всегда пользовались большой популярностью игрушки в виде птиц и животных.

— А вот эту верхушку мне подарила мама одного из наших воспитанников, — в руках Ларисы Николаевны появляется коробка из толстого картона. — Она не очень старая, 80-х годов, но сделана в традиционном стиле: в виде пики с тремя шариками в основании. Некоторые думают, что это такая большая сосулька, но на самом деле прообразом этого украшения были шлемы солдат кайзеровской Германии. Именно от немцев пришла на них мода. В советское время, мы все это прекрасно помним, верхушку елки украшала красная звезда, которая заменила собой традиционную Вифлеемскую.

Бесценная память детства

Каждый экспонат из коллекции хочется взять в руки, чтобы рассмотреть поподробнее. Одни поражают тонкостью работы, другие — оригинальностью дизайнерской мысли, третьи представляют собой загадку из разряда: «Догадайся, что я такое?» Что это за странный гибрид зайца и собаки? Кто это: космонавт или монгольская девочка? Где художник увидел этот экзотический фрукт, не имеющий аналогов в реальности? Но каждый из них — уникален и по-своему ценен.

— Когда я изучала историю елочных игрушек, я узнала, что существуют специальные каталоги, где описаны коллекции, которые выпускались в разных странах, указаны особо ценные экземпляры, — рассказывает Лариса Николаевна. — Моя коллекция не имеет большой коммерческой цены, но она имеет огромную духовную ценность. Она возвращает людей в детство, подталкивает к исследованиям и новым идеям.

Многие знакомые Ларисы Николаевны вслед за ней стали доставать с чердаков и из шкафов винтажные елочные игрушки, реставрировать их и украшать ими новогодние елки.

У воспитателя Галины Станиславовны Шкулепы, например, получил вторую жизнь дед Мороз, которому уже больше 60 лет.

— Этого Деда Мороза покупали, когда моя мама, которой сейчас 75 лет, была еще маленькой. Она выросла в многодетной семье. Времена были нелегкие, но ее родители, мои бабушка и дедушка, не жалели денег на праздник. Всегда ставили большую елку, наряжали ее покупными игрушками. Вот и этого Деда Мороза мама с дедушкой увидели в каком-то магазине, и когда дедушка получил зарплату, купили.

У Галины Станиславовны тоже сохранилось немало елочных игрушек. Особенно интересны украшения из стеклянных трубочек и бусы. В 50-е годы стеклодувные предприятия выпускали наборы полых шариков, колбочек и трубочек, которые можно было нанизывать на проволоку в различных вариациях, придавая разные формы. А окрашивать нужно было с помощью марганцовки, зеленки или туши. Вот такой новогодний «сделай сам». Каждый создавал украшения, как ему подсказывала фантазия, поэтому двух одинаковых сейчас просто не найти.

У Ларисы Николаевны и ее единомышленников, увлекающихся коллекционированием елочных игрушек, есть мечта: организовать выставку, на которой все «елочники» смогут показать свои коллекции, и пообщаться друг с другом. Наверняка такое мероприятие было бы интересно многим горожанам. Ведь каждый из нас хочет снова, пусть и ненадолго, вернуться в детство.

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 1640 раз