Версия для печати
Среда, 18 Марта 2020 13:19

Кто к кому должен подойти в автобусе городского маршрута при оплате проезда: кондуктор или пассажир?

В редакцию позвонила женщина, назвавшаяся Людмилой Петровной. Возмущенным голосом она изложила суть своих претензий и потребовала опубликовать их в газете, чтобы «другим неповадно было». Другие — это кондукторы городских автобусов.

Проблемная ситуация возникла, казалось бы, на ровном месте. В утренний час городской автобус был переполнен, потому что работники двух перерабатывающих предприятий нашего города возвращались домой после ночной смены. Когда вошла Людмила Петровна, оставалось последнее свободное место, к которому она и устремилась:

— Я, пробыв всю ночь на ногах, устала ужасно. Сесть для меня в то время являлось жизненной необходимостью. А потом я, как обычно в подобной ситуации, задремала. Пробудил меня голос кондукторши, которая потребовала предъявить проездной документ. У меня его не было, так как я покупаю одноразовые талоны на проезд. Я оплатила проезд и намерена была продолжить свой «полусон». Но не тут-то было. Кондукторша, наверное, была без настроения. Поэтому она начала стыдить меня. Дескать, вы три остановки проехали бесплатно, спрятавшись за спину соседа. Вы не подумали о том, что из-за таких нечестных пассажиров кондукторы лишаются немалой части зарплаты.  Она не раз повторила, что я должна была разыскать ее и оплатить билет сразу же по входу в салон автобуса...

От обиды Людмила Петровна тоже начала стыдить кондуктора, говоря, что в ее обязанности входит обилетить пассажира. А денежные потери в случае контроля были бы и со стороны ни в чем не повинного человека, который просто сел и, в ожидании кондуктора, задремал.

По словам позвонившей женщины, реплики посыпались со всех сторон. Мнения же пассажиров разделились. Одни были уверены, что кондуктор должен сломя голову мчаться к пассажиру, чтобы тот не сидел в ожидании с зажатыми в руке копейками. А другие считали, что это обязанность пассажира — подойти и купить билет.

Людмила Петровна из тех женщин, что всегда и полностью уверены в своей правоте. Факт поучания ее, уважаемой в коллективе женщины, возмутил ее до такой степени, что она сразу позвонила в редакцию. И заверила, что этим дело не ограничится. Что она пойдет дальше и найдет управу на «наглую» работницу автопарка. Забегая вперед, скажу — не найдет. Ибо в своих претензиях эта наша читательница не права.

Так кто к кому должен подойти в автобусе городского маршрута при оплате проезда — кондуктор, чтобы взять с пассажира плату за проезд, или пассажир, чтобы приобрести у кондуктора документ, подтверждающий его право на поездку?

По словам заместителя директора автобусного парка № 4 г. Волковыска Григория Грицкевича, руководствоваться в данном случае необходимо главой 14 Правил автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 г. № 972 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.08.2018 г. № 636). А здесь, как говорят, черным по белому написано, что пассажир обязан своевременно приобретать проездной документ и в полном объеме оплачивать проезд, если иное не предусмотрено законодательными актами и международными договорами Респуб­лики Беларусь, у водителя, в кассе продажи проездных документов или других местах — до начала поездки, у кондуктора (при его наличии) — до следующего остановочного пункта маршрута. То есть, позаботиться о том, чтобы не стать «зайцем», должен именно пассажир.

Тем не менее, Григорий Степанович уверяет, что из уважения к пассажирам и желания иметь хорошую выручку кондукторы все равно ходят по салону автобуса и сами подходят к пассажирам. Ни один из них не будет спокойно сидеть, если не уверен, что все пассажиры имеют билет. Я сама постоянный пассажир городского автобуса. А потому могу полностью подтвердить этот факт. Да, в преобладающем большинстве случаев пассажиры не спешат подходить к представителю перевозчика для оплаты проезда. То ли обязанностей своих не знают, то ли культурой не блещут. Как правило, первым подходит кондуктор. Хотя, повторюсь, в его обязанности не входит бегать за каждым пассажиром. В главе 15 этих же Правил четко обозначено, что должны делать кондукторы, как представители автомобильных перевозчиков. А именно, они обязаны:

- получать плату за автомобильную перевозку пассажира, провоз багажа и ручной клади по установленным тарифам, если иное не предусмотрено законодательными актами или международными договорами Республики Беларусь;

- проверять у пассажиров проездные документы и до­кументы, подтверждающие право на льготы по оплате проезда на автомобильном транспорте.

 В завершение хочется сказать, что бывают разные ситуации. Но в любой из них нужно относиться друг к другу с пониманием, уважать не только свой труд, но и чужой. И тогда любых конфликтов станет в разы меньше.

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 11136 раз