Уже на подходе к храму меня «встречает» невероятный аромат свежей выпечки. Здесь в последние дни Великого поста прихожанки храма во главе с матушкой Еленой Юзвой пекут пасхальные куличи.
— Для меня Воскресение Христово — это запах маминых пирогов из русской печи, — вспоминает матушка. — Тогда мама пекла их и в маленьких формах, и в больших (их называли бляхи). Пекла столько, сколько могло вместиться в печь, — очень много. Я всегда старалась помочь. А потом, уже на саму Пасху, мы неизменно угощали этими пирогами стареньких соседей, которые в силу возраста уже просто не могли заниматься выпечкой.
В пекарне храма не просто тепло — жарко. Работа здесь кипит с четырех утра. Людмила Прокопик, или как душевно называют ее прихожане, — Петровна, выпечкой в храме занимается уже более десяти лет. Любовь к этому делу передалась ей от мамы. Непревзойденная мастерица своего дела, она всю жизнь пекла необыкновенной красоты караваи.
Сегодня Людмила Петровна, повар по профессии, главная в церковной пекарне. Соблюсти пропорции, следить за консистенцией теста, рассчитать точное количество теста для форм разного диаметра — все это на ее плечах. Когда только начинала печь хлеб в храме, замешивала тесто вручную. Сейчас же процесс несколько упростился благодаря специальной машине. Но работы у Петровны все равно хватает, она словно пчелка-труженица за все время от начала замеса и до извлечения куличиков из духового шкафа (а это ни много ни мало более трех часов) не присядет ни на минуту. И при этом улыбка не сходит с ее лица.
— Всегда ли удаются у вас куличи и булки? В чем секрет успеха? — интересуюсь у Петровны, вспоминая свой собственный неоднократный неудачный опыт выпечки.
И с неизменной улыбкой она говорит, что у церковной выпечки секрет один — молитва, Божья помощь и хорошее настроение. Признается — когда приходит в пекарню в плохом, тогда и хлеб с булками получаются другие — не такие пышные и воздушные.
Церковные куличи, которые пекут здесь для своих прихожан по рецепту из Жировичского монастыря, поражают разнообразием форм и размеров. И тем не менее, по признанию всех участниц процесса, вся эта суета — совсем не главное в приготовлениях к Светлому дню Христова Воскресения. Традиционные куличи и крашеные яйца — всего лишь неизменные спутники праздника.
— Самое важное — встретить воскресшего Спасителя с чистой душой и сердцем, — делится матушка Елена. — Для этого нам и дан сорокадневный Великий пост. Как подготовка своей души. Ведь смысл поста не в диете и отказе только лишь от некоторых продуктов. Верующий человек к посту относится как к духовной бане. Это время очищения от грехов, немощей, соблазнов. Если ради Христа мы откажемся хоть от одной вредной привычки, это уже будет наш личный подвиг. Я помню, когда была маленькой, мы с родителями пять километров ехали на мотоцикле с коляской, чтобы причаститься и освятить пасхальную корзинку в эту Святую ночь. Наверное, для меня, ребенка, это и был подвиг.
Христос за нас, грешных, претерпел мучительные страдание и страшную смерть на кресте. А мы в благодарность за эту надежду на спасение приносим ему свою жертву — воздержания и исправления.
— Если человек никак не постился — ни в еде, ни в поступках, ни в словах — но он приходит на Пасхальную службу, освящает куличи и яйца, сможет ли он в полной мере ощутить радость Воскресения?
— Господь любит всех одинаково — и праведника, и грешника, — рассуждает матушка Елена. — Для глубоко верующего человека радостью являются сам пост, участие в литургии, очищение души в таинстве исповеди и прикосновение ко Господу во Святом Причащении. Но разве не имеет права на эту радость — духовную и ни с чем не сравнимую — и тот, кто в храм заходит от случая к случаю? Святые отцы об этом говорят: праздник настал, и ты для себя должен ответить на вопрос, а где ты на этом празднике? Любовь Господа настолько велика, что он готов ждать обращение к себе каждого. Кто знает, может быть в этот миг, случайно заглянув на Пасхальную службу, человек повернется, наконец, к Богу и откроет ему свое сердце.
Ведь Пасха — это победа жизни над смертью. Но когда мы грешим, вновь распинаем Христа, наносим ему кровоточащие раны. Поэтому важно помнить и о том, что пост — это не временное воздержание, которое ограничивается лишь 40 днями. Нельзя думать так — прошли эти дни, и я могу вернуться к прежней жизни, осуждать, ругаться, празднословить. Для верующего человека пост должен длиться всю сознательную жизнь. Только так мы сможем в едином порыве истинной любви по-настоящему возрадоваться Светлому празднику и с сокрушенным сердцем произнести: «Христос Воскресе!».
Фото автора
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.