Повод для гордости есть?
Особенности развития и некоторые проблемы сотовой подвижной электросвязи в нашей стране обозначил Дмитрий Корзун, начальник управления электросвязи и регулирования радиочастотного спектра Министерства связи и информатизации:
— Цифрами, которые характеризуют охват территории услугами связи, мы можем гордиться. Так, стандартом LTE или 4G у нас охвачено 93,8 процента территории, 3G — 98,6 процента, а GSM, он же 2G, — более 99 процентов. То есть широкополосный доступ к сети Интернет представлен практически на всей территории страны. Но есть проблема: порой не хватает пропускной способности сети. Чтобы преодолеть ее, в прошлом году был разработан и подписан Указ Президента № 335 «Об оказании услуг сотовой подвижной электросвязи», который предусматривает установление обязательных для сотовых операторов требований к качеству и охвату предоставляемых ими услуг. Кроме того, в соответствии с документом сотовые операторы обязаны направлять часть прибыли на строительство новых вышек, модернизацию действующих объектов и иные меры по развитию сетей сотовой связи, что позволит увеличить зону покрытия и устойчивость сигнала. Сегодня у нас в разной стадии проектирования и строительства там, где наблюдается концентрация жалоб населения, находятся 514 объектов. До конца 2030‑го их количество в малонаселенной сельской местности достигнет 800. Это те объекты, где применяются антенно‑мачтовые сооружения высотой от 40 до 70 метров.
«СБ»: Если все так замечательно, откуда же у людей появляются проблемы со связью и интернетом?
Дмитрий Корзун: Сложность в том, что мы, как и весь мир, испытали резкий всплеск потребления интернета — оно возросло более чем в три раза. При этом нарастить инфраструктуру операторы смогли только на 25 процентов.
Естественно, сложился диссонанс между пропускной способностью сетей и потреблением населения. Проблему усугубляет тот факт, что у нас модель потребления динамичная.
Объясню проще. Во время учебного года школьники и их родители находятся в городах. Наступает лето — и точки генерации трафика начинают перемещаться в деревни, оздоровительные лагеря, на дачи. То есть там, где потребление было минимальным, оно в разы возрастает. Причем каждый год имеет свою особенность, передвижения сложно спрогнозировать. Кроме этого, в стране идет интенсивное строительство жилья: там, где вчера был пустырь, сегодня мы уже видим несколько домов, жители которых, разумеется, тоже потребляют интернет.
«СБ»: Видимо, операторам нужно постоянно анализировать ситуацию и принимать технические решения?
Дмитрий Корзун: Несомненно. Но сроки строительства антенно‑мачтовых сооружений составляют полтора‑два года. Потому что необходимо разрешить вопросы с отведением земли, собрать большой набор разрешительной документации, построить вышку и подвести к ней электроэнергию, оптоволокно. К слову, сейчас ожидается указ, который упрощает ряд процедур, связанных со строительством таких сложных объектов. Это даст ощутимое ускорение темпов. Вероятно, сроки строительства сократятся до года.
Планируется, что в малонаселенной сельской местности на 1 января 2026 года средняя скорость передачи данных в сети LTE достигнет 7 мегабит в секунду, а к 2030‑му — 30 мегабит в секунду с охватом 99 процентов территории.
Полагаем, последовательная работа, которой занимается Минсвязи рука об руку с операторами сотовой подвижной электросвязи, позволит в корне поменять ситуацию и свести жалобы населения к единичным.
...На связь не вышел
«СБ»: Позвольте познакомить вас с некоторыми из обращений. Абонент из деревни Шауры Браславского района Витебской области жалуется, что для разговора по мобильному телефону ему необходимо сидеть на подоконнике в спальне: больше сеть нигде не ловит. Если надо что‑то оплатить, жители деревни колесят по округе в поисках заветных черточек либо вовсе едут в Браслав. Два года назад приезжала компания, которая проверила качество связи и подтвердила, что она плохая. Внуки к жителям деревни ехать не хотят, потому что у них интернета нет, по видео общаться невозможно. Обидно так жить в XXI веке. Прокомментируете?
Константин Хотько, заместитель директора государственного предприятия «БелГИЭ»: Указом Президента № 335 определены требования к операторам сотовой связи и Республиканскому унитарному предприятию по надзору за электросвязью «БелГИЭ», которое является контрольно‑надзорным органом. С начала 2025‑го инспекция провела уже более 6 млн измерений по всей территории Беларуси. Практически ежедневно наши комплексы контроля проходят по 1500 км. Измерения проводятся в соответствии с разработанными планами, а также когда поступают обращения от граждан. В каждом случае выявления отсутствия покрытия или ненадлежащего качества связи в конкретной точке информация вносится в специализированную базу данных системы оценки качества услуг электросвязи «Хваля». Системой могут пользоваться операторы сотовой связи, Минсвязи и другие государственные органы, которым нужна эта информация, а также она содержит сервисы, доступные населению Беларуси. Сейчас в системе «Хваля» имеются сведения о 13 800 выявленных недостатках по покрытию и 19 000 — по качеству связи. Из них устранено операторами 4500 недостатков по покрытию и 2800 по качеству. У операторов есть около двух лет на принятие мер, и они над этим активно работают: строятся новые базовые станции, проводится оптимизация сетей.
Дмитрий Корзун: Вместе с операторами мы работаем над тем, чтобы каждый гражданин мог звонить, пользоваться интернетом в своем жилище. Если бы была возможность сделать это за один день, мы сделали бы. Но это серьезный и довольно длительный процесс, в котором задействованы тысячи людей. Думаю, к концу нашей беседы мы дадим обратившемуся к вам гражданину ответ, когда ожидать улучшения связи.
«СБ»: В таком ответе нуждаются жители еще двух населенных пунктов — Ковали Россонского района и Александровщина Зельвенского района. Ситуация практически идентичная: чтобы поговорить со мной, люди выскакивали на улицу — благо лето. В поисках мобильной связи, чтобы использовать терминал, приезжающие к ним автолавки, почтовые машины колесят по округе, за ними бредут пенсионеры с тросточками...
Алексей Тяжких, заместитель генерального директора по техническим вопросам компании МТС: Это очень печальная история! При этом хотелось бы отметить, что передвижные отделения почтовой связи оборудованы внешними антеннами, чтобы ловить устойчивую сеть. Но я еще ни разу не видел внешнюю антенну с усилителем на приезжающих в отдаленные районы торговых автолавках. Чтобы продавцы принимали оплату в безналичном виде, все автолавки должны быть оснащены антеннами. Кунг почти 4 метра высотой плюс антенна — поверьте, так можно поймать сигнал любого оператора и осуществить транзакцию.
«СБ»: Напоминаю: для того чтобы поговорить по телефону, люди выскакивали на улицу. Эту проблему антенна на автолавке не решит.
Владимир Сачков, заместитель генерального директора по техническим вопросам компании А1: Я бы обратил внимание на то, каким телефоном пользуется абонент. Сегодня 70 процентов аппаратов на нашем рынке поддерживают технологию LTE, то есть звонок идет по сети четвертого поколения. Измерения показывают более качественную связь даже при невысоком уровне сигнала. Но если у абонента старый телефон, который может обрабатывать сигналы только второго или третьего поколения, то вероятность хорошего звонка не очень высокая. Проблема может быть еще и в этом.
Всесторонняя поддержка
«СБ»: Правильно ли будет утверждать, что государство прикладывает множество усилий для повышения доступности и качества сотовой связи?
Михаил Дука, заместитель генерального директора по электросвязи ООО «Белорусские облачные технологии»: Государство оказывает всестороннюю поддержку. Еще в 2001 году был подписан Указ Президента № 516, который хоть и не касался напрямую сотовой связи, но определил структуру и полномочия органов, регулирующих электросвязь и телекоммуникации. Указ № 335 установил обязательные для сотовых операторов требования к качеству и охвату предоставляемых ими услуг, а также предусмотрел введение базового социального тарифа для населения. Меры по его реализации подробно прописаны в постановлении Совмина № 1073. Совсем недавно, 1 апреля, подписан Указ № 139, которым предусмотрено создание сети сотовой подвижной электросвязи по технологии 5G. Как уже было сказано, ждем документ, который поможет ускорить процедуры, связанные со строительством антенно‑мачтовых сооружений. Это напрямую касается и ООО «Белорусские облачные технологии», которое под брендом beCloud строит базовые станции четвертого поколения и предоставляет к ним доступ операторам, чтобы они оказывали услуги своим абонентам.
Я не сказал бы, что у нас существует глобальная проблема со связью. Да, имеются отдельные обращения, но следует отметить и успехи, которые достигнуты операторами. Как уже было отмечено, покрытие территории страны связью четвертого поколения составляет сегодня 93,8 процента, а планируется 99. На то есть причины: специфические природоохранные территории, леса, болота, где даже физически разместиться тяжело, да и не очень нужно, наверное. Существуют места с ограничениями по использованию радиочастотного спектра для развития технологии LTE.
У компании четко расписан план строительства до 2030 года, чтобы выйти на выполнение доведенных показателей качества. Параллельно мы точно так же, как и все операторы, анализируем в режиме реального времени, какое качество абоненты получают в конкретной географической точке, в зоне действия конкретной базовой станции. Затем планируем мероприятия по повышению емкости, мощности, улучшению конфигурации базовых станций, чтобы обеспечивать требуемые показатели. Каждая жалоба четко отрабатывается, мы определяем, что можно сделать. Если ситуацию способна исправить модернизация существующего объекта, он сразу берется в работу. При необходимости строительства мы вносим его в планы развития.
Обратная связь
«СБ»: Государство оказывает всяческую поддержку, операторы сотовой связи прикладывают множество усилий, а проблемы остаются. Может быть, существуют еще какие‑то факторы, которые препятствуют налаживанию связи надлежащего качества?
Михаил Дука: Человеческий фактор. Бывает так, что мы приходим, ставим вышку, базовую станцию — и начинаются жалобы иного рода, не связанные с качеством связи, а скорее демонстрирующие наличие у населения опасений по поводу влияния работы базовых станций на окружающую среду и состояние здоровья.
Алексей Тяжких: Нам порой даже создают препятствия. Например, обращается в компанию садовое товарищество и жалуется на проблемы со связью. Приходим и говорим, что намерены на их территории разместить базовую станцию. Нам отвечают: «Нет, нельзя! Мы связь хотим, а вышки нам не надо. Вы где‑нибудь так размещайте, чтобы мы ее не видели».
Владимир Сачков: Ежегодно мы теряем 15 объектов. Жалобами нас заставляют демонтировать их, разрушить, снести, перенести. Процесс переезда даже более сложен, чем строительство, ведь люди уже привыкли к определенному качеству связи, которое при перемещении для некоторых падает. Мы ищем место, где бы построиться, — и весь процесс начинается заново: отвод земли, все разрешения...
И еще один момент, который актуален для абонентов и А1, и МТС.
Первые сим‑карты, которые относились ко второму поколению связи с GSM, могут работать некорректно в сетях четвертого поколения. Поэтому, если у вас еще желтенькая велкомовская симка, ее лучше заменить. Это бесплатно, ваш номер и информация на сим‑карте сохранятся.
«СБ»: Хотелось бы дать четкий ответ людям, которые обратились к нам со своими проблемами. Когда они смогут рассчитывать на качественную устойчивую связь?
Константин Хотько: Действительно, обращения из названных населенных пунктов были, наши специалисты выезжали и проводили измерения. Их результаты в настоящее время содержатся в системе оценки качества «Хваля». Так, в деревне Шауры проверка проводилась в январе 2024 года, улучшения планируются до декабря 2026‑го — как и в деревне Ковали. А вот в Александровщине, где проверка была в середине 2024 года, требуется строительство новой базовой станции. Там придется ждать до декабря 2028‑го. Эти обращения не снимут с контроля до тех пор, пока не будут устранены недостатки.
Как грибы после дождя
Инфраструктура сотовой связи за минувший год увеличилась на 7 процентов

В 2024 году в эксплуатацию введено более 2300 базовых станций, инфраструктура операторов на всей территории Беларуси увеличилась на 7 процентов — это очень существенно. Ожидается, что по итогам 2025 года будет 3 тысячи базовых станций, а их общее количество в стране приблизится к 45 тысячам.
Чем ближе, тем лучше
Любая базовая станция полностью безопасна

Любая базовая станция, которая введена в эксплуатацию, имеет все санитарные документы и полностью безопасна, подчеркивают специалисты. Однако чем дальше телефон от базовой станции, тем с большей мощностью он работает, чтобы получить сигнал и отправить обратно. Поэтому, принимая решение, разрешать или не разрешать строительство базовой станции поблизости, учтите: чем она ближе к вам, тем лучше.
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.