Чем запомнилась встреча с известным педагогом и психологом Шалвой Амонашвили учительскому активу города - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Вторник, 28 Января 2020 09:53

Чем запомнилась встреча с известным педагогом и психологом Шалвой Амонашвили учительскому активу города

Как мы уже сообщали, на минувшей неделе Волковыск посетил известный педагог и психолог Шалва Амонашвили. Сегодня рассказываем о том, чем запомнилась эта встреча учительскому активу города.

В пятницу в нашей гимназии собрались педагоги всего города. Произошло то, о чем мы могли только мечтать: к нам приехал известный во всем мире классик педагогики и психолог, академик Шалва Амонашвили. Наш уважаемый гость так смог увлечь всех принципами, законами и методиками гуманной педагогики, что почти шесть часов для присутствующих на этом семинаре пролетели незаметно. Мне очень понравилось, что Шалва Александрович постоянно призывал педагогов любить детей — красивыми словами «небесной любовью». Встреча прошла в теплой, доброжелательной атмосфере.

В самом начале был показан открытый урок, мастер-класс, как мы теперь это называем. На сцене происходило нечто невероятное. Это был не урок математики для пятиклассников, это было что-то волшебное: мастерство, праздник души, сказка, которая может происходить на уроке. Все дети с удовольствием решали логические задачки, высказывали свое мнение. Урок назывался «Семь раз отмерь — один раз отрежь». Шалва Александрович доказывал детям, что настоящий математик глазам не верит. Математику знаменитый педагог называл симфонией чисел, сравнивал с музыкой, а дети поняли учителя и смогли объяснить, почему он делал именно такое сравнение. Учитель был как дирижер, а дети — как музыканты, и все получали удовольствие.

Шалва Амонашвили не зря сравнил математику с симфонической музыкой, ведь на концерте, как и на уроке, кто-то смотрит в окно, кто-то на музыкантов, кто-то на инструменты, а кто-то этого ничего не видит, потому что увлеченно слушает музыку. Все дети из 5 «В» класса, не боясь целого зала зрителей — педагогов из всех школ города — спокойно решали логические задачки, отвечали громко и понятно. А учитель за этот урок успел рядом с каждым посидеть на стуле, пошептаться, каждого из них погладить по голове, а за правильные ответы обнять и поблагодарить рукопожатием. От души Шалва Александрович поздравил Полину Пивоварчик — с тем, что она самая умная, не по возрасту интеллектуально развитая, и выразил надежду встретиться с нею, когда она закончит школу и будет уже студенткой престижного ВУЗа. Классный руководитель Станислава Станиславовна Будницкая поблагодарила Шалву Александровича за прекрасный урок, а дети подарили ему сувениры. Всем зрителям и детям гость объяснил причину, почему дал занятию такое название: не надо искать легких путей, ведь вся наша жизнь заполнена трудностями. А, как известно, кто ищет трудность, тот находит мудрость.

Затем была интересная лекция о гуманной педагогике, во время которой мне понравилось все, что я услышала. Одна из прозвучавших мыслей: если на уроке дети не радуются, и после урока тоже, тогда зачем проводить такие уроки? Шалва Александрович прав в том, что пришло поколение многогранно талантливых детей, и с ними нужно заниматься по-другому. Детям надоели за столько лет одинаковые уроки: опросы-допросы. Надо, чтобы на уроке дети удивлялись и удивляли, а не пересказывали материал из учебника. Всех педагогов академик просил избавить себя от раздражения, входить в классы с хорошим настроением, ведь дети все чувствуют. На протяжении многих часов Шалва Александрович доказывал, что именно гуманность по отношению к детям, вера в них подталкивают детское саморазвитие. Тогда ребенок становится соратником в своем воспитании, а учитель — проводником между ребенком и духовностью. Дети сотрудничают с учителем, а он направляет их энергию на эффективное познание. При этом дети чувствуют поддержку и доброжелательность учителя, готовность всегда прийти на помощь. Шалва Амонашвили считает, что нет отстающих детей. Просто надо любить всех учеников и заниматься с ними в подходящей духовно-нравственной среде, создать которую — задача учителя.

Праздник души продолжался почти шесть часов. Все желающие могли купить книги Шалвы Александровича и его сына Пааты, получить автографы авторов. Гости в этот день посетили также гимназический Музей Матери, послушали, что рассказывали ученики об открытии этого музея и его экспонатах. А в самом конце семинара Шалва и Паата Амонашвили отвечали на вопросы, которые педагоги в письменной форме передавали им. Некоторые вопросы касались воспитания и обучения самых маленьких — первоклашек, и на них отвечал сын академика Паата. Когда мероприятие завершилось, все его участники, обмениваясь впечатлениями, с восторгом отзывались о великом педагоге, на чьих трудах и книгах учились сами, когда начинали свою трудовую деятельность.

Тереза КОВАЛЬЧУК, заведующая библиотекой ГУО «Гимназия № 2 г. Волковыска».

 

После открытого урока мы вместе с коллегами из Мозыря попросили Шалву АМОНАШВИЛИ ответить на несколько вопросов.

— Шалва Александрович, если в трех словах, гуманная педагогика — это…

— Будущее образования. Она давно уже пустила свои корни, тысячу лет тому назад, но это будущее. Если мы не будем менять образовательный процесс и вооружать его гуманными принципами, мы будем давать планете еще одно недоразвитое поколение.

— Какой совет вы дали бы любому родителю и учителю в трудной ситуации с ребенком? Что сделать?

— Я дам совет, но все равно все будет зависеть от родителя или учителя. Главное — терпение. Его нужно проявлять в любых обстоятельствах. Повышать голос, кричать, наказывать ребенка, заниматься рукоприкладством — все это разрушительные процессы в воспитании детей. Терпение, улыбка, дружба со своими детьми — вот что нужно. Дружите со своими детьми! Без дружбы вы воспитаете из них если не врагов, то людей, которые быстро уйдут от вас, как только повзрослеют.

— Иногда родители всплескивают руками, не понимая, как же научить ребенка хотеть — учиться, читать, жить…

— Дети уже от рождения хотят учиться и познавать мир. Только ставят нам условия: «Дайте нам знания, культуру и все остальное соразмерно с нашей природой. А мы хотим развиваться, взрослеть и обрести свободу. Опирайтесь на эти наши стремления, и мы будем внимательно слушать, выполнять и радоваться».

— Как вам волковысская земля, Гродненщина, Беларусь?..

— Я влюблен в Беларусь. Чем чаще приезжаю, тем больше проникаюсь теплом к людям, коллегам, детям особенно. У вас чудесная страна. Вам надо беречь то спокойствие и ту стабильность, которые у вас есть. Я не политик, но замечу: именно спокойствие очень нужно народу для творчества.

— Что можете сказать про сегодняшний открытый урок? Как вам ученики, можете выделить кого-то из них?

— Я уже выделил одну девочку и с ней поговорил. Это обычная практика гуманного учителя, когда после уроков с одним или с другим ребенком он намечает перспективы. Класс уникальный. Лишь бы этим детям мы давали другую обстановку, другое общение. Иначе эти прекрасные дети где-то застрянут в своем развитии и восполнить это уже не смогут. Видите, какие они? Дайте им такой же импульс в шестом, восьмом, девятом, десятом, одиннадцатом классах и в семье — и получится новое поколение!

 

Впечатлениями от встречи поделилась с нами и преподаватель Волковысского колледжа Гродненского госуниверситета им. Янки Купалы Татьяна БОТЬКО:

— Замечательные впечатления, очень продуктивный открытый урок. Мы знаем Шалву Александровича очень давно, как, можно сказать, энциклопедию такой гуманной, оптимистической, мажорной педагогики. Я тридцать лет назад была на таком же открытом уроке в Минском государственном педагогическом университете имени Максима Танка и хочу сказать, что Шалва Александрович все такой же мобильный, подвижный, такой же мудрый во всех отношениях. И сегодня он в очередной раз показал, как надо жить, как надо относиться к детям и ко всем людям, как надо любить эту жизнь. Спасибо большое организаторам за эту великолепную встречу.

— Как вы считаете, что из увиденного можно было бы применить в нашей педагогической практике?

— Прежде всего, психологию общения с детьми, создания комфортных условий для обучения. Потому что когда мозг свободен, не сковывается стрессом и тревожностью, тогда и мысль работает.

 

О том, как родилась идея организовать это мероприятие, мы спросили у члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, заместителя директора по развитию СООО «Конте Спа» Валентина Байко:

— Мое первое образование — педагогическое, я учитель начальных классов, музыки и пения. Как-то я летел из командировки, и на глаза мне попалась статья о том, как Шалва Амонашвили готовился ко встрече с первоклассниками. Меня она настолько тронула, что мне захотелось познакомиться с этим человеком. Через некоторое время я прочитал о том, что Шалва Александрович проводит у себя в деревне в Грузии семинары для родителей в форме лагеря. Я предложил супруге: давай не поедем никуда в отпуск, а поедем в деревню в Грузию. Мы были там семь или десять дней, и каждый день по шесть часов я проводил с конспектом. Это были удивительные знания и знакомство с волшебным человеком, я как будто встретил родную душу. Я настолько проникся идеями, которые он несет, что мне захотелось поделиться этим счастьем с другими людьми. В 2017 году пригласили Шалву Александровича в Гродно, провели открытый семинар для педагогов и родителей в самом большом зале города — в драмтеатре. Два дня по восемь-десять часов — и в результате полный восторг, масса счастливых людей и положительных отзывов, всплеск позитивной энергии. Так мы и познакомились.

— Поменялось ли после этого что-нибудь в вашей семье?

— Да, я извинился перед своими детьми, попросил у них прощения за некоторые свои поступки и слова, которые уже оценил иначе. Отношения в семье стали теплее и добрее, стало больше любви. Это, безусловно, счастье.

Как вы считаете, чего не хватает сейчас нашим людям? Мы видим так мало улыбок на улицах…

— Вот почему в том числе меня привлекли идеи Шалвы Амонашвили: когда один из моих сыновей пошел в школу, он тоже практически перестал улыбаться. Мне не нужны его «десятки», «девятки» или «восьмерки», для жизни это дело десятое, но если у ребенка отсутствует улыбка, это очень серьезный сигнал для родителей и учителей, что что-то мы делаем не так. Я не хотел бы, чтобы мой ребенок не улыбался.

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 1516 раз Печать