Версия для печати
Четверг, 19 Марта 2020 16:03

Очередной Единый день информирования посвящен социально-экономическому состоянию регионов, профилактике пожаров и противодействию незаконному обороту наркотиков

Социально-экономическое состояние регионов и перспективы их развития.

Устойчивое региональное развитие – одно из приоритетных направлений деятельности руководства страны. О значимости данного вектора и нахождении его на постоянном контроле Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко свидетельствуют как проводимые на высшем государственном уровне совещания по вопросам регионального развития, так и частота посещений регионов Главой государства, в том числе отдаленных районных центров.

Такое пристальное внимание к политике регионального развития неслучайно, т.к. от него зависит благополучие всей республики в целом и каждого гражданина в отдельности. Как отмечал А.Г.Лукашенко: «Фундамент успешного развития государства – сильная экономика, поэтому прежде всего необходимо развивать экономику регионов, создавать там рабочие места с достойным уровнем зарплаты».

Помимо повышения доходов населения целями социально-экономического развития регионов является улучшение качества образования, здравоохранения и т.д. И Беларусь однозначно преуспела в данном направлении.

Оценка степени развития регионов и стран осуществляется с помощью ряда универсальных интегральных показателей, один из которых – Индекс человеческого развития, разработанный ПРООН. По данному индексу Беларусь занимает 50 позицию из 189 государств и входит в группу стран с очень высоким уровнем человеческого развития согласно классификации ООН. По показателям достижения странами Целей устойчивого развития республика находится на 23 месте (77,4 балла из 100), что выше средней оценки по региону Восточной Европы и Центральной Азии. В общем рейтинге национального благосостояния за 2019 год Беларусь расположилась на 73 месте
(из 167 стран). Страна также занимает высокие позиции по уровню образования (32 место) и уровню условий жизни (45 место).

Достижение таких результатов было бы невозможно без слаженной и четкой работы всех органов государственной власти по исполнению прогнозных и программных документов на республиканском и региональном уровнях. Применительно к 2020 году к таковым относятся:

Указ Президента Республики Беларусь от 31 октября 2019 г. №401 «О параметрах прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2020 год;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от27 декабря 2019 г. №921 «О задачах социально-экономического развития Республики Беларусь на 2020 год»;

Программа социально-экономического развития Республики Беларусь, утверждаемая Главой государства;

государственные программы, разрабатываемые на пятилетний период и формируемые по отраслевому (строительство, образование и др.) или функциональному (занятость, малое и среднее предпринимательство) признаку;

программы социально-экономического развития на пятилетку, разрабатываемые на уровне областей, г.Минска, районов и городов областного подчинения.

Для реализации мероприятий государственных программ на пятилетний период, финансируемых за счет средств местных бюджетов, на уровне областей, г. Минска, районов и городов областного подчинения формируются региональные комплексы мероприятий.

Задачи социально-экономического развития на очередной год раскрываются через планы развития каждой из указанных территорий.

Кроме того, ряд системных документов программного и планового характера разработан на региональном уровне во исполнение поручений Главы государства. Так, утверждены Программа развития Оршанского района на период до 2023 года (Указ Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2018 г. № 506) и Комплекс мер по ее реализации (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 января 2019 г. № 58).

В рамках выполнения поручения Главы государства по ускоренному социально-экономическому развитию 11 городов с численностью населения свыше 80 тыс. человек (Барановичи, Пинск, Новополоцк, Орша, Полоцк, Мозырь, Лида, Борисов, Солигорск, Молодечно, Бобруйск) и соответствующих административно-территориальных единиц (далее – АТЕ) разработаны и приняты Комплексные планы ускоренного развития данных территорий на период до 2020 года.

В целях реализации комплексного подхода к ускоренному развитию территорий принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 сентября 2019 г. № 627 «Об ускоренном развитии отдельных административно-территориальных единиц». В нем для каждой из 10 АТЕ определены 5 целевых параметров на 2019 –2020 годы.

Справочно.

Целевые параметры определены для городов Барановичи, Пинск, Новополоцк, Бобруйск, Полоцкого, Мозырского, Лидского, Борисовского, Молодечненского, Солигорского районов.

В качестве целевых определены 5 параметров по заработной плате, выручке от реализации продукции, товаров, работ, услуг в расчете на одного среднесписочного работника, темпам роста собственных доходов местного бюджета, инвестиций в основной капитал, численности занятого в экономике населения.

Все это позволяет формировать новые точки роста в регионах и создавать условия для их дальнейшего социально-экономического развития.

 

Социально-экономическое состояние регионов в 2019 году

Одним из ключевых показателей социально-экономического развития Республики Беларусь является валовой внутренний продукт (далее – ВВП).

Более половины ВВП страны (52,9%) формируют 3 региона: г.Минск (26,9%), Минская (15,8%) и Гомельская (10,2%) области. На долю оставшихся регионов (Брестская, Витебская, Гродненская и Могилевская области) по итогам 2019 года приходится 32% ВВП.

Справочно.

Удельный вес Брестской области в ВВП – 9,4%, Витебской – 7,5%, Гродненской – 8,2%, Могилевской – 6,9%.

15,1% – нераспределенная часть ВВП.

Это обусловлено сложившейся структурой экономики регионов и динамикой валового регионального продукта (далее – ВРП).

По итогам 2019 года рост ВРП достигнут в Минской области (104,4% к 2018 году), Брестской области (102,8%), г.Минске (101,2%) и Могилевской области (100,5%). В Витебской и Гомельской областях ВРП сложился на уровне предыдущего года, в Гродненской области допущено падение ВРП до 99,6% к 2018 году.

Во многом такая ситуация обусловлена влиянием внешних факторов – перебоев в работе отечественных нефтеперерабатывающих предприятий из-за поставок в начале 2019 года некачественной нефти, цикличных замедлений в мировой горнодобыче и падения мировых цен на сырьевые ресурсы, усиления конкуренции на основных рынках сбыта.

Основная доля ВРП формируется предприятиями промышленного комплекса.

Промышленность

Данная отрасль народного хозяйства находится под пристальным вниманием Президента Республики Беларусь. Только с начала 2020 года А.Г.Лукашенко побывал с рабочими визитами в г.Шклове, г.Добруше, г.Светлогорске.

В республиканском разделении труда основными индустриальными регионами являются Гомельская (за 2019 год – 20,6% объема промышленного производства страны), Минская (19,6%), Витебская (14,3%) области и г.Минск (15,4%). На долю остальных регионов (Брестской, Гродненской и Могилевской областей) приходится 30,1% объема промышленного производства республики.

Основным видом деятельности является обрабатывающая промышленность, которая формирует от 15,1% ВРП в г.Минске до 40,6% – в Минской области. В 2019 году отрасль внесла положительный вклад в ВРП во всех регионах, кроме Витебской области («минус» 0,5%) и г.Минска («минус» 0,1%), чему способствовало создание условий для эффективного развития предприятий, глубоко перерабатывающих отечественное сырье.

По итогам прошлого года положительное влияние на формирование ВРП в Брестской, Гомельской, Гродненской, Минской областях и г.Минске оказали предприятия по производству продуктов питания, напитков и табачных изделий. Увеличение производства товаров на основе отечественного сырья углубленной переработки обеспечило рост выпуска продукции из дерева и бумаги во всех регионах (кроме Могилевской области). Кроме того, во всех областях положительное влияние на ВРП оказало производство резиновых и пластмассовых изделий, прочих неметаллических минеральных продуктов.

Также следует отметить высокие темпы роста в производстве вычислительной, электронной и оптической аппаратуры (Витебская область), электрооборудования (Витебская, Гомельская и Могилевская области), транспортных средств и оборудования (Витебская, Гомельская, Гродненская, Минская и Могилевская области), прочих готовых изделий, ремонте и монтаже машин и оборудования (Гомельская и Могилевская области), металлургии (Минская и Могилевская области).

Вниманию выступающих: в ходе проведения единого дня информирования целесообразно приводить соответствующие сведения и примеры применительно к конкретному региону, территории, населенному пункту.

В целом в 2019 году отмечается рост промышленного производства в 4 областях: в Брестской (103,6% к 2018 году), Минской (102,9%), Гомельской (100,8%) и Гродненской (100,6%). В Могилевской области промышленное производство сложилось на уровне 100% к 2018 году.

Справочно.

За 2019 год индекс промышленного производства составил: в Витебской области – 99,3% к 2018 году, г.Минске – 99,7%.

Сельское хозяйство

Сельскому хозяйству Республики Беларусь руководством страны уделяется не меньшее внимание. Как отметил А.Г.Лукашенко: «Сельскохозяйственное производство уже давно вышло за рамки его рассмотрения исключительно как части экономики. Продовольствие – это политика, и внутренняя, и внешняя. Поэтому ставка на развитый аграрный сектор как на один из приоритетов развития страны еще на заре нашей независимости была верной. Теперь уже никто с этим не спорит. От состояния дел в агропромышленном комплексе во многом зависят благосостояние и социально-политическая стабильность в стране».

Сельское, лесное и рыбное хозяйство представлено в экономике всех областей республики и формирует от 9,7% ВРП в Минской области до 14,3% – в Брестской области (в ВВП – 6,8%).

Справочно.

За 2019 год доля сельского, лесного и рыбного хозяйства в ВРП Витебской области составила 11,8%, Гомельской – 10%, Гродненской – 13,6%, Могилевской – 12,2%.

Основные производители сельскохозяйственной продукции в стране – хозяйства Минской (24,8% республиканского объема), Брестской (19,4%) и Гродненской (16,6%) областей.

Лидером по производству (выращиванию) скота и птицы является Минская область. По итогам 2019 года сельскохозяйственными организациями региона произведено 28,9% республиканского объема.

Минская и Брестская области являются лидерами в производстве молока: на их долю по итогам 2019 года приходится 49,6% республиканского объема.

Справочно.

По итогам 2019 года на долю сельскохозяйственных организаций Брестской области приходится 24,5% объема молока страны, Витебской – 10,1%, Гомельской – 13,9%, Гродненской – 17,6%, Минской – 25,1%, Могилевской – 8,9%.

Наиболее высокие результаты в животноводстве достигнуты в Брестской области: производство этой продукции в сельхозорганизациях региона выросло на 5,4% к 2018 году. С приростом в животноводстве по итогам 2019 года также сработали сельхозорганизации Минской (на 2,8% к 2018 году) и Гродненской (на 0,9%) областей.

Наличие высокопродуктивных земель в Брестской, Гродненской и Минской областях создает условия для опережающего развития растениеводства. По итогам 2019 года в этих 3 регионах произведено
67,5% валового сбора картофеля, 63,1% – зерновых и зернобобовых культур, 57,9% – овощей.

В результате принятых мер по итогам за прошедший год производство продукции сельского хозяйства увеличилось во всех областях, кроме Гомельской. «Год был хороший. Не идеальный – хороший», – отметил Глава государства.

В целях повышения эффективности сельскохозяйственного производства в регионах также принимаются меры по внедрению ресурсосберегающих технологий, увеличению продуктивности и поголовья скота, совершенствованию структуры посевных площадей, созданию сбалансированной по питательности кормовой базы, соблюдению технологических регламентов выращивания культур.

Жилищное строительство

Для создания комфортных условий проживания населения во всех регионах республики осуществляется строительство жилья. За 2019 год за счет всех источников финансирования введено в эксплуатацию
4 061,9 тыс кв.м жилья (102,4% к 2018 году). Наибольшие объемы жилья введены в Брестской (16,9% к республиканскому объему) и Минской (31,1%) областях.

С государственной поддержкой в республике введено в эксплуатацию 1 165 тыс кв.м жилья (116,6% к 2018 году); в наибольших объемах – в Брестской (24,8%), Минской (18,4%) и Гомельской (15,9%) областях.

Индивидуальных жилых домов за прошлый год введено в эксплуатацию 1 770,9 тыс кв.м (102,5% к 2018 году). Наибольшие объемы такого жилья также введены в Минской (44,6%), Брестской (18,3%) и Гомельской (11,6%) областях.

Все это способствовало улучшению жилищных условий граждан, в первую очередь многодетных семей.

Торговля

По итогам 2019 года оптовая и розничная торговля оказала положительное влияние на формирование ВРП в 4 регионах: в Брестской, Минской, Гродненской и Могилевской областях.

В основном это обусловлено наращиванием объемов розничного товарооборота. Во всех регионах отмечается его рост от 101,4% к 2018 году в Витебской области до 107,7% – в Минской области (по республике –104,2%).

Такая ситуация связана с открытием новых торговых объектов, реконструкцией и модернизацией действующих объектов, проведением акций, а также ростом реальных денежных доходов населения, использованием механизмов потребительского кредитования.

Справочно.

В 2019 году в стране было введено в эксплуатацию 87 торговых объектов, в том числе в Брестской области – 19 объектов, Витебской – 16, Гомельской – 19, Гродненской – 11, Минской – 10, Могилевской области – 10 объектов, г.Минске – 2.

В объеме розничного товарооборота страны наибольшая доля приходится на г.Минск (31,2%). За ним следуют Минская (14,9%), Брестская (12,4%) и Гомельская (11,7%) области. Удельный вес Витебской области – 10,8%, Гродненской – 10,3%, Могилевской – 8,7%.

В регионах обеспечена стабильная ситуация на потребительском рынке, в магазинах представлен широкий ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров, преимущественно отечественного производства.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2017 г. № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания» созданы дополнительные благоприятные условия для осуществления деятельности в торговле, общественном питании и бытовом обслуживании в малых городских поселениях и сельской местности. В частности, предоставлен ряд льгот и преференций для субъектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, осуществляющих деятельность на территории сельской местности и малых городских поселений. «Важно сохранить село и дать ему новую жизнь», – отмечал Глава государства.

Продолжают свое развитие внемагазинные формы продаж, в том числе интернет-торговля, торговля по образцам с использованием электронных платежных инструментов и средств платежа. Расширяется сеть объектов системы TAX FREE.

Инвестиционная деятельность

Значительным стимулом для поднятия экономики регионов и, соответственно, всей Республики Беларусь являются инвестиции. Так, выступая в декабре 2019 г. с обращением к депутатам Палаты представителей и членам Совета Республики Национального собрания шестого и седьмого созывов Глава государства А.Г.Лукашенко подчеркнул, что «экономическое развитие Беларуси будет базироваться на четырех опорах: создание наилучших условий для привлечения инвестиций в нашу экономику, повышение производительности труда за счет стимулирования деловой активности, расширение внешней торговли через освоение новых экспортных рынков, кардинальное изменение ситуации в демографии».

По итогам 2019 года обеспечен рост инвестиций в основной капитал во всех регионах, кроме Гродненской области. В 5 областях темпы роста инвестиций в основной капитал опережают среднереспубликанский темп (105,7%): в Брестской (106%), Витебской (106,2%), Гомельской (115,6%), Минской (112,6%), Могилевской (109,8%).

Справочно.

В 2019 году завершен ряд следующих инвестиционных проектов:

в Брестской области – строительство завода по производству премиксов, суперконцентратов и комбикормов для молодняка сельскохозяйственных животных (ЗАО «Консул»); строительство второй очереди Западного обхода г.Бреста; объекты к празднованию 1000-летия г.Бреста;

в Витебской области – «Создание производственных мощностей по выпуску обуви до 5 млн пар в год и реконструкции мехового комбината с учетом создания холдинга «Белорусская кожевенно-обувная компания «Марко» на 2013–2024 гг.» (ООО «УКХ «Белорусская кожевенно-обувная компания «Марко»);

в Гомельской области – «Модернизация действующей линии по производству листового полированного стекла на ОАО «Гомельстекло». Организация производств по промышленной переработке стекла»
(ОАО «Гомельстекло»);

в Гродненской области – «Создание промышленного производства лекарственных средств в форме таблеток и капсул, соответствующего требованиям Надлежащей производственной практики (GMP)»
(ООО «Новалок»); «Строительство цеха азотной кислоты мощностью 1200 тонн в сутки с реконструкцией действующего производства карбамидо-амиачной смеси» (ОАО «ГродноАзот»);

в Минской области – «Создание мощностей и увеличение объемов производства и реализации карьерных самосвалов грузоподъемностью 90–450 тонн» (ОАО «БЕЛАЗ» – УПХ «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ»); «Строительство завода по производству нитрата калия на территории Любанского района» (ООО «Белкалий-Мигао»); «Реконструкция действующих и создании новых инженерных и производственных мощностей по производству мясо-колбасных, кулинарных и иных изделий из мяса птицы и продуктивных животных на территории Смолевичского района» (ЗАО «ЮНИМИТ»);

в Могилевской области – «Строительство объекта «Комплекс по производству полиэфирной продукции в ОАО «Могилевхимволокно» по проспекту Шмидта, 45 в г.Могилеве. Первая очередь строительства. Реконструкция химического цеха № 2 производства органического синтеза с организацией производства полиэфирного волокна способом прямого формования» (ОАО «Могилевхимволокно»);

в г.Минске – «Проектирование и строительство медицинского центра по ул. Семашко» (СП ООО «Фармлэнд»); «Проектирование и строительство торгового центра в районе пересечения ул.Чечота и Каролинской в г.Минске» (ОДО «Виталюр»).

На привлечение инвестиций и трансформацию республики в настоящую IT-страну направлен подписанный Главой государства А.Г.Лукашенко Декрет от 21 декабря 2017 г. № 8 «О развитии цифровой экономики» (далее – Декрет). «Этот Декрет наряду с пакетом принятых решений для бизнеса должен позволить Беларуси стать на путь опережающего развития», – подчеркнул белорусский лидер.

В целях привлечения инвестиций в экономику в Республике Беларусь предлагаются различные преференциальные режимы, которые взаимно дополняют друг друга. В числе основных преференциальных режимов: свободные экономические зоны; особая экономическая зона «Бремино-Орша»; Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий камень»; Парк высоких технологий; средние, малые городские поселения, сельская местность; Оршанский район Витебской области; юго-восточный регион Могилевской области.

Независимо от преференциального режима, выбранного инвестором, государство оказывает консультационную поддержку по широкому кругу вопросов. «Одним окном» для инвесторов является ГУ «Национальное агентство инвестиций и приватизации», работа которого направлена на повышение инвестиционного имиджа Республики Беларусь за рубежом, содействие иностранному бизнесу в реализации инвестиционных проектов на территории Республики Беларусь, а также привлечение стратегического инвестора на предприятия пилотного проекта приватизации, реализуемого совместно с Всемирным банком.

По итогам 2019 года регионами привлечено 1 227,4 млн долл. прямых иностранных инвестиций на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги; далее – ПИИ на чистой основе). Наибольший объем ПИИ на чистой основе привлечен в г.Минск (614,8 млн долл., или 50,1% от объема в целом по стране), Минскую (281,3 млн долл., или 22,9%) и Могилевскую (104,5 млн долл., или 8,5%) области.

Справочно.

В разрезе остальных регионов привлечение ПИИ на чистой основе составило: Брестская область – 61,3 млн долл., или 5%, Витебская – 42,5 млн долл., или 3,5%, Гомельская – 77,1 млн долл., или 6,3%, Гродненская – 45,9 млн долл., или 3,7%.

Предпринимательство и деловая активность

Предпринимательство и деловая активность во многом определяют устойчивое социально-экономическое развитие регионов страны. Наибольшая деловая активность сохраняется в г.Минске и Минской области: на 1 тыс. действующих юридических лиц – субъектов малого и среднего предпринимательства в г.Минске приходится 105,3 вновь созданных юридических лиц – субъектов малого и среднего предпринимательства, что выше среднего показателя по республике (83,7). В разрезе областей: Минская область – 70,2, Витебская и Могилевская области – по 70,0, Гомельская – 67,2, Гродненская – 61,1.

Соответственно предприниматели столицы и Минской области вносят более весомый вклад в развитие региональных экономик. Удельный вес субъектов малого и среднего предпринимательства в ВРП г.Минска составляет более 40%, в Минской области – около 32%.

На государственном уровне проводится работа по стимулированию развития малого и среднего предпринимательства по следующим ключевым направлениям:

принятие регуляторных решений общесистемного характера, направленных на совершенствование делового и инвестиционного климата, снижение административной нагрузки на бизнес, оптимизацию уровня контроля со стороны государства, формирование рациональной фискальной политики;

создание различных преференциальных режимов – от стимулирования высокотехнологичных и направленных на экспорт производств до развития отдельных территорий.

На республиканском и региональном уровнях осуществляется постоянный диалог власти и бизнеса по совершенствованию и упрощению законодательства, регулирующего условия ведения предпринимательской деятельности. Решение проблемных вопросов осуществления предпринимательской деятельности на местном уровне происходит в рамках советов по развитию предпринимательства. По решению Правительства Республики Беларусь (постановление Совета Министров
Республики Беларусь от 9 сентября 2019 г. № 604) сформирован новый формат взаимодействия между советами различных уровней через систему подчинения районных советов – областным, областных – республиканскому.

Одним из основных инструментов поддержки малого и среднего предпринимательства в областях и г.Минске является Государственная программа «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016–2020 годы. В 2019 году Государственная программа дополнена Комплексом мер по реализации первого этапа Стратегии развития малого и среднего предпринимательства «Беларусь – страна успешного предпринимательства» на период до 2030 года.

В целях оказания содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в организации и осуществлении предпринимательской деятельности в республике действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки предпринимательства. По состоянию на
1 января 2020 г. в стране действовало 109 центров поддержки предпринимательства и 26 инкубаторов малого предпринимательства.

К стимулированию развития малого и среднего предпринимательства на отдельных малых территориях привлекаются международные организации. Министерством экономики Республики Беларусь реализуются два проекта Международной технической помощи.

Справочно.

Проект «Поддержка экономического развития на местном уровне в Республике Беларусь» ориентирован на развитие местных микро-, малых и средних предприятий, а также иных предприятий, нацеленных на решение социально-значимых проблем.

Реализация данного проекта будет способствовать созданию рабочих мест на местном уровне с акцентом на молодежь и уязвимые группы населения (как мужчин, так и женщин), усилению потенциала специалистов администраций и организаций на местном уровне не менее чем в 12 районах страны (Березовский, Кобринский, Браславский, Оршанский, Брагинский, Жлобинский, Хойникский, Лидский, Борисовский, Молодечненский, Быховский, Хотимский).

С февраля 2017 г. реализуется проект «Содействие занятости и самозанятости населения в малых и средних городах Республики Беларусь». В рамках данного проекта на отобранных 6 пилотных площадках планируется создание центров поддержки предпринимательства (Витебская область – г.Глубокое, г.Барань, Могилевская область – г.Кричев, г.Чаусы, г.Горки и г.Мстиславль).

О беспрецедентной поддержке предпринимательства и деловой активности в республике однозначно заявил Глава государства А.Г.Лукашенко: «Что касается свободы предпринимательства, создания новых предприятий в любой точке, особенно на селе, ну слушайте, тут уже больше нельзя принять каких-то решений. Потому что полную свободу дали (трудно найти такую страну): в течение дня зарегистрировался и иди работай».

Внешнеэкономическая деятельность

Внешнеэкономическая деятельность регионов нацелена на обеспечение сбалансированности во внешней торговле товарами и услугами.

Экспорт товаров в 2019 году в целом по стране составил
32,9 млрд долл., или 97,1% к 2018 году. Наибольший удельный вес в объеме экспорта товаров страны приходится на г.Минск (34,7%), Минскую (22,6%) и Гомельскую (12,4%) области. Среди регионов рост экспорта товаров в 2019 году зафиксирован в Брестской (109%), Минской (101,1%) и Могилевской (111,2%) областях.

Важнейшими товарными позициями, поставляемыми на экспорт, являются: молочная и мясная продукция, рыбопродукты, масло рапсовое, газовые плиты, холодильники и морозильники, ткани льняные, чулочно-носочные изделия, обувь, мебель, лекарственные средства, плитка керамическая, изделия из пластмасс, полиамиды, провода изолированные, кабели, стекловолокно, химические продукты, лесоматериалы, сжиженный газ, нефть, черные металлы и изделия из них, уголь каменный, минеральные смешанные удобрения, калийные удобрения, азотные удобрения, древесно-волокнистые и древесно-стружечные плиты, сельскохозяйственная техника, грузовые и легковые автомобили, части и принадлежности для автомобилей и тракторов, вагоны моторные железнодорожные или трамвайные, шины, цемент, волокна синтетические.

«Диверсификация экспорта, поиск новых рынков – вопрос первостепенной важности, вопрос выживания нашей страны», – отмечал А.Г.Лукашенко. На сегодня диверсификация экспорта товаров республики по рынкам сложилась в следующей пропорции: страны ЕАЭС – 44,2%, ЕС – 25,5%, дальней дуги и иных стран – 30,4%.

Таким образом, регионы расширяют географию поставок продукции при сохранении и усилении позиций на традиционных рынках (Российская Федерация, Украина, Казахстан, Армения). При этом основное внимание уделяется расширению географии поставок готовой продукции с высокой добавленной стоимостью и современных материалов на рынки стран ЕС и дальней дуги (в страны Азии, – в первую очередь Китай, – Латинской Америки, Африки).

По итогам 2019 года положительное сальдо внешней торговли товарами обеспечено в Брестской (840 млн долл.), Гродненской (386,8 млн долл.), Минской (1 381,6 млн долл.) и Могилевской (776,2 млн долл.) областях.

Экспорт услуг в целом по республике за прошлый год составил 9,7 млрд долл. (109,3%), из них 57,9% приходится на г.Минск (5,6 млрд долл., или 116,3%). В целом по стране сформировалось положительное сальдо внешней торговли услугами в размере 4,2 млрд долл.

В экспорте услуг преобладают: услуги трубопроводного, автомобильного и железнодорожного транспорта, прочие деловые, строительные, туристические, а также телекоммуникационные, компьютерные и информационные услуги.

Одновременно с активизацией внешнеэкономической деятельности проводится работа по рационализации объемов импорта за счет импортозамещения. Привозные товарные позиции в основном представлены сырьем и материалами, не производимыми в республике.

 

Перспективы развития регионов страны

Как неоднократно подчеркивал Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, «останавливаться на достигнутом недопустимо», несмотря на поступательное развитие регионов. Применяются новые подходы стимулирования регионального развития за счет мер, направленных на максимальное раскрытие регионального потенциала.

Согласно проекту Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 года, стратегической целью регионального развития является создание в регионах равных возможностей для достижения высокого уровня и качества жизни населения на основе реализации личностного потенциала и удовлетворения потребностей граждан, рационального размещения производительных сил, эффективного, сберегающего и развивающего использования ресурсов. Не только столица и областные центры, но и средние, малые города, сельские территории Беларуси станут привлекательными для жизни.

Среди главных задач – увеличение доходов от экономической деятельности путем стимулирования потенциала саморазвития территорий, улучшение качества жизни и возможностей самореализации граждан в городской и сельской местности.

Достижение поставленных целей и задач предусматривается по четырем направлениям.

  1. Комплексное развитие и рациональное размещение производительных сил.

Данное направление предусматривает развитие территорий как единых природно-хозяйственных комплексов, ядром которых являются областные центры, 11 городов и районов с численностью населения свыше 80 тыс. человек (города Барановичи, Пинск, Новополоцк, Бобруйск, районы: Оршанский, Полоцкий, Мозырский, Лидский, Борисовский, Солигорский, Молодечненский), а также регионы перспективного строительства (Островецкий и Петриковский районы) и удаленные от таких городов, но обладающие значимым производственным потенциалом (Глубокский, Жлобинский и Кричевский районы). Равномерное распределение этих экономических центров позволит охватить влиянием всю территорию страны с приданием импульса развития прилегающим районам.

Развитие столицы необходимо сконцентрировать на выполнении функций административного, делового, финансового, инновационного, торгового, туристического, научно-образовательного и IT-центра международного значения.

Справочно.

Системная работа по развитию столичных функций г.Минска включает разработку и реализацию планов выноса отдельных производственных предприятий из г. Минска в регионы, имеющие для этого необходимую базу, потенциал и компетенции с подготовкой пакета поддерживающих мер. В первую очередь это машиностроение, станкостроение, металлургическое производство, легкая промышленность, производство строительных материалов.

В рамках развития городов-спутников важна разработка и реализация регионами планов, обеспечивающих часовую транспортную доступность.

Промышленный комплекс столицы должен развиваться по пути создания и модернизации наукоемких компактных производств, отвечающих запросам по экологичности и низкой материалоемкости. Параллельно предусматривается расширение сервисных видов услуг промышленного характера: услуги по наладке, обслуживанию, программному обеспечению высокотехнологичного оборудования, обучению кадров.

  1. Развитие городов и поселков на основе «умных» технологий и принципах «зеленого» градостроительства с повышением эффективности использования ресурсов и улучшением качества среды проживания населения.

Предполагается внедрить в практику новые стандарты градостроительства и интеллектуальные системы управления жизнеобеспечением городов на основе современных информационно-коммуникационных технологий:

развитие производственного сектора и городского хозяйства на принципах экономики замкнутого цикла (циркулярной экономики) с оптимизацией потоков потребляемых ресурсов, производственных и коммунальных отходов;

формирование в городах сбалансированной, низкоуглеродной, безопасной, комфортной и недорогой для потребителей транспортной системы.

Особое значение имеют повышение эффективности и надежности жилищно-коммунального хозяйства с улучшением качества услуг для конечных потребителей; развитие городских сервисов и экономики совместного потребления с повышением эффективности услуг, увеличением полезного срока использования материальных ценностей.

Улучшение качества жизни горожан предусматривает формирование городской среды, основанной на функциональном зонировании, формировании общественных пространств с учетом интересов различных групп населения и создании универсальной среды, совершенствовании облика застройки с комплексной градостроительной реконструкцией неэффективно используемых территорий производственных зон, благоустройством озелененных территорий общего пользования.

  1. Повышение устойчивости развития отстающих районов и сельских территорий.

Планируется изменить тенденцию интенсивного сокращения демографического и трудового потенциала отстающих районов и сельской местности, сформировать условия для роста доходов и качества жизни населения и источников наполнения местных бюджетов.

Расширение экономических доходов предусматривается на основе повышения эффективности сельского хозяйства, диверсификации экономики отстающих районов и села за счет использования местных ресурсов и развития сферы услуг.

Основу повышения уровня и качества жизни сельского населения составит развитие транспортной инфраструктуры, высокоскоростного доступа в сеть Интернет, внедрение для жителей таких районов возможности работать в режиме удаленного доступа, получать дополнительное образование.

Предусматривается активное введение в практику оказания услуг мобильных форм и информационных технологий, сочетания преимуществ сельского уклада жизни с городскими стандартами инфраструктурного обустройства и сервисного обслуживания.

  1. Наращивание компетенций и потенциала саморазвития территорий.

Важно сформировать инновационно мыслящее, инициативное, готовое к предпринимательскому риску и активному участию в развитии территорий сообщество. Особая роль в реализации данной задачи отводится совершенствованию региональной образовательной среды в интересах устойчивого развития, личностного роста, реализации индивидуальных способностей.

Важно создать в регионах правовые и институциональные условия повышения финансовой заинтересованности и самостоятельности органов местного управления и самоуправления в развитии территорий, поддержки местной инициативы и сотрудничества административно-территориальных единиц.

Рассмотрим перспективы развития Гродненской области.

Главной целью развития области в 2020 году является рост конкурентоспособности экономики на основе эффективного использования местного ресурсного потенциала и конкурентных преимуществ для повышения качества и уровня жизни населения.

Основу инвестиционного портфеля области в 2020 году по-прежнему составит проект РУП «Белорусская атомная электростанция».

Продолжится реализация ряда крупных проектов в сфере промышленности (ОАО «Гродно Азот», ОАО «Красносельск-стройматериалы», ОАО «Мостовдрев», ОАО «Гродненский стеклозавод», ИООО «Кроноспан», ООО «Европластекс инвест», ООО «ЭйчЭсБелакон», ООО «Праймилк» и др.), мясомолочной отрасли и сельском хозяйстве (ОАО «Молочный Мир», ООО «Дэйрифарм» и др.), в области логистики (ООО «ЗападТрансГраница», ООО «СТРОЙКАРГОСЕРВИС») и др.

Кроме того, за счет привлечения прямых иностранных инвестиций планируется реализация крупных инвестиционных проектов по созданию предприятий по деревообработке и производству мебели в городе Сморгони, производству удобрений в городе Гродно. В рамках межрегионального сотрудничества Гродненской области и провинции Ганьсу осуществляется реализация инвестиционного проекта по созданию нового гостинично-ресторанного комплекса ООО «Торгово-промышленная корпорация «Цюань Шэн».

Главной задачей развития регионов в 2020 году является  сокращение межрегиональной дифференциации по уровню и качеству жизни населения.

Содействуя ускоренному привлечению ресурсов в районы, определенные центрами экономического роста, будет обеспечено развитие прилегающих территорий за счет стимулирования и поддержки предпринимательской активности и местной инициативы, обеспечения гарантированного уровня и качества жизни населения на основе социальных стандартов.

Особое внимание будет уделено развитию районов, отстающих по уровню социально-экономического развития (Вороновский, Зельвенский, Свислочский).

Развитие социальной сферы планируется за счет реализации мероприятий, направленных на дальнейшее формирование качественного человеческого потенциала на основе повышения эффективности, качества и доступности услуг образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта. Также планируется строительство качественного и доступного жилья (планируется ввод в эксплуатацию 415 тыс.квадратных метров жилья).

 

***

По словам Главы государства А.Г.Лукашенко, прежде всего стоит задача развить экономику регионов и на этой основе решать социальные вопросы, сократив до минимума разрыв в уровне жизни населения, социально-экономического развития территорий.

«Поэтому для того, чтобы здесь дети ваши и внуки жили, надо создать условия. Условия не хуже, чем в лучших местах нашей Беларуси. И перед нами стоит задача прежде всего развить экономику регионов, чтобы были рабочие места и была зарплата для людей», – отметил А.Г.Лукашенко, совершая рабочую поездку по Брестской области
в 2019 году.

«Единственная опасность нашему развитию – никакая не идеология, никакие не средства массовой информации, ни “продвинутые”, ни традиционные, ни интернет, самая большая опасность – в нас самих. Если мы будем на должном уровне поддерживать наше экономическое развитие, если мы каждый год, каждую пятилетку хотя бы понемножечку будем двигаться вперед и прибавлять, наша страна всегда будет стабильной и никто нас никуда не повернет – не сможет. Поэтому главное – экономика», – подчеркнул белорусский лидер.

 

Профилактика пожаров и предупреждение чрезвычайных ситуаций в жилом секторе

 

За 2 месяца текущего года произошло 109 пожаров (за аналогичный период 2019 года – 101, рост на 7,9 %). Обнаружено погибшими 15 человек (за аналогичный период 2019 года – 10, рост на 50 %).

Основными причинами пожаров являются: неосторожное обращение с огнем – 46,8 % от всех; нарушение правил эксплуатации печей и теплогенерирующих агрегатов – 22 %; нарушение правил устройства и эксплуатации электросетей и электрооборудования – 14,7 %; поджог – 6,4 %.

В текущем году факты гибели людей на пожарах имели место в Ошмянском – четыре человека, Гродненском – три, Новогрудском и Слонимском – по два, Волковысском, Ивьевском, Мостовском и Щучинском районах – по одному человеку.

Все пожары с гибелью людей произошли в жилом секторе, в сельской местности.

Накануне пожаров в нетрезвом состоянии были 12 погибших из 15.

 

Курение

В текущем году в нашей области предположительно от незатушенной сигареты уже погибли 13 человек.

В 2020 году был факт групповой гибели.

*** 6 января в 07-14 жительница деревни Бервенцы Ошмянского района сообщила в службу 101 о пожаре на соседском подворье. Пламя вырывалось из-под кровли деревянного дома. На момент возгорания в жилище находились хозяин, 1939 г.р. и его сын, 1971 г.р. При ликвидации пожара в комнатах бойцы МЧС обнаружили мужчин погибшими. Огнем уничтожена кровля, перекрытие, стены, имущество в доме. Основная рассматриваемая версия причины пожара - неосторожное обращение с огнем при курении.

 

АПИ

С 2002 года в республике автономные пожарные извещатели спасли более 2000 человек. В 2019 году благодаря АПИ спасены 13 человек, из них двое детей.

Более 50 % пожаров с гибелью происходит, когда человек спит. Пожар опасен, прежде всего, высокой температурой и сильным задымлением. Спящий человек вдыхает дым, который содержит большой перечень токсичных веществ, что опасно и может привести к смерти в течение нескольких минут.

Своевременно обнаружить возгорание, а, соответственно, избежать материального ущерба, травмирования и гибели можно и нужно, установив в квартире или доме автономный пожарный извещатель.

*** 21 августа 2019 года в 5-37 часов ошмянские спасатели приняли сообщение о пожаре по улице Фрацишканской в райцентре. Спустя 3 минуты первые расчеты МЧС уже были на месте происшествия. В частном жилом доме наблюдалось плотное задымление. Выяснилось, что здесь проживает супружеская пара с двумя детьми – 2016 и 2018 г.р. Ночью семью разбудил пронзительный звук автономного пожарного извещателя. В доме чувствовался запах дыма. Супруга с детьми немедленно вышла на улицу, а глава семейства отыскал очаг пожара и справился с ним подручными средствами. Спасатели пролили водой стену и потолок, чтобы возгорание не возобновилось. В результате пожара в доме повреждена стена и потолочное перекрытие. Люди не пострадали. Причиной возгорания послужило короткое замыкание электропроводки в распределительной коробке.

 

Электроприборы и электропроводка

В текущем году в нашей области предположительно от нарушения правил эксплуатации электросетей и электрооборудования погиб 1 человек.

*** 11 января текущего года в 23-23 Слонимским спасателям поступило сообщение о пожаре жилого дома в д. Бойки. В результате уничтожена кровля, перекрытие, повреждены стены и имущество в доме. Под обломками сгоревших строительных конструкций обнаружено тело хозяина дома. Возгорание произошло из-за оставленной без присмотра включённой электроплитки.

Многие наши сограждане относятся к любителям засыпать под просмотр телевизора. Некоторые, уходя из дома, оставляют телевизор «в режиме ожидания», либо «включенными на подзарядку» телефон, а выдернуть шнур из розетки кажется излишним. Некоторые не видят ничего страшного в том, что ненадолго выходят из дома, в то время, когда в ванной работает стиральная машина. Всё это увеличивает риск возникновения пожара.

Вероятность возникновения пожара зависит еще и от другого не менее важного фактора — состояния электросети.  В последнее время нагрузки на электросеть в жилом секторе сильно увеличились. Из-за большой нагрузки в сети возникнет так называемый аварийный режим работы. В это время достаточно будет плохого контакта в розетке или аппарате, который подключен к сети в вашей квартире, чтобы заискрило. В осенне-зимний период к этому добавляются обогреватели. При перегрузке автоматы защиты отключают электричество, если таковые отсутствуют – риск пожара значительно возрастает.

Основные постулаты безопасности:

Выходя из дома, всегда выключайте все электроприборы, которые могут привести к возникновению пожара.

Избегайте перегрузки электросети, не включайте несколько мощных потребителей энергии одновременно.

Следите, чтобы электрические сетевые фильтры или удлинители не были защемлены предметами мебели и использовались по назначению.

Пользуйтесь электроприборами, соблюдая правила безопасности, указанные в заводской инструкции, своевременно ремонтируйте их (ремонт доверяйте только специалистам).

Если электроприбор загорелся, следует обесточить его или жилище, и только тогда приступать к тушению используя плотную ткань, песок, стиральный порошок, соль или даже крупы.

 

«Печные» пожары

Чтобы не допустить пожара в доме, нужно содержать печное отопление в порядке, согласно нормам и правилам пожарной безопасности. Во-первых, печь должна иметь самостоятельный фундамент. Между стенками печи и деревянными конструкциям должен оставаться воздушный промежуток - отступка. Во-вторых, в печи не должно быть трещин и щелей, а дымоход должен иметь хорошую тягу и быть побелен известковым раствором в объёме чердачного помещения. Делается это для того, чтобы на белом фоне можно было заметить появляющиеся со временем трещины. Во избежание образования трещин в кладке, в период отопительного сезона требуется очистка дымохода от сажи не менее одного раза в 2 месяца. В-третьих, печь и дымовая труба в местах соединения с деревянными перекрытиями во избежание их возгорания должны иметь утолщение кирпичной кладки или разделку.  Чтобы случайно выпавшие горящие угли не привели к пожару, прибейте перед топкой на деревянном полу металлический лист размерами не менее 50х70 см. Топить печь рекомендуется два-три раза в день не более чем по полтора часа. Это позволит избежать ее перекала. Топку прекращайте не менее чем за 2 часа до сна. За это время дрова успеют перегореть, и можно будет закрыть дымоход. Ни в коем случае не используйте при растопке легковоспламеняющиеся и горючие жидкости. Также не оставляйте открытыми топочные дверцы и топящуюся печь без присмотра. Это прямой путь к пожару. Держите не менее чем в полутора метрах от печи одежду, мебель, дрова и другие горючие материалы. Золу и перегоревшие угли не следует выбрасывать ближе 15 метров от строений.

Выжигание сухой растительности

Ежегодно с наступлением весны приходится сталкиваться с проблемой весенних палов сухой травы и другой растительности и, как следствие, увеличением количества пожаров. Кто-то выжигает сухую растительность преднамеренно, кто-то оставляет незатушенный костер,  кто-то по неосторожности бросает окурок или спичку на высохшую траву. Люди даже не задумываются о том, к чему это может привести, как это повлияет на окружающую среду, чем череваты бездумные действия. Едкий дым, который выделяется при горении, не только имеет неприятных запах, но оказывает негативное влияние на организм человека и природу!

За 2019 год на территории Гродненской области было зарегистрировано 337 пожаров в природных экосистемах (+45,2%,  в 2018 - 232), из них: 249 случаев загорания сухой растительности (+34,6%, в 2018 - 185), 77 лесных пожаров (2018 -  46) и 11 торфяных пожаров (2018 - 2).

В прошлом году первый случай загорания сухой растительности произошел 22.02.2019 в Дятловском районе. Наибольшее количество загораний кустарника и сухой растительности было в Волковысском (49 случаев), Сморгонском (39) и Щучинском (27) районах, загораний в лесном фонде -  в Лидском (11 случаев), Гродненском (10) и Щучинском (9) районах.

В текущем году на территории области уже зарегистрировано 3 случая загораний сухой растительности на общей площади 2,45 га.в Лидком, Кореличском и Сморгонском районах.

Нужно сказать, что травяные палы быстро распространяются, особенно в ветреные дни. Горение стерни и сухой травы – процесс неуправляемый. Остановить хорошо разгоревшийся пожар бывает очень непросто.

Весенние палы сухой травы становятся и причиной гибели людей – даже несмотря на то, что непосредственной угрозы для жизни человека каждый конкретный поджог травы, на первый взгляд, не несет. Нередко жертвами травяных пожаров становятся пенсионеры. События, как правило, развиваются по одинаковому сценарию. При наведении порядка на приусадебных участках люди избавляются от прошлогоднего мусора и сухой травы одним и тем же способом – с помощью огня. Сильное задымление, немощность пожилых людей, порывы ветра – все эти составляющие заканчиваются трагедиями.

*** 06.04.2019 - очевидец сообщил сморгонским спасателям о загорании в деревне Понарка. Дым видели жители соседней деревни за несколько километров. Сильный ветер способствовал распространению пламени. К месту вызова были направлены 15 пожарных расчётов. На ликвидацию возгорания потребовалось несколько часов. Огнём уничтожены 6 нежилых домов (2 из них использовались под дачу), 11 хозяйственных построек, повреждены 2 хозяйственные постройки. Люди не пострадали. Единственный 44-летний житель деревни Понарка дал пояснения в РОВД, что незатушенный окурок, брошенный в сухую траву на собственном подворье и привел к масштабному возгоранию.

Но, видимо, ошибки других для наших граждан не всегда становятся уроком. Виновниками палов в большинстве случаев являются граждане, которые игнорируют правила безопасности - бросают непотушенные окурки, неосторожно сжигают мусор, выжигают сухую траву, несмотря на запреты. Зачастую возникает реальная угроза распространения огня на жилые дома, хозяйственные постройки, люди получают ожоги, а иногда и гибнут.

Для того, чтобы сухая трава вспыхнула, как порох, вполне достаточно бросить в нее незатушенную спичку или сигарету. Подобная неосторожность имеет далеко идущие, весьма неприятные последствия.

Вспомним события, которые произошли в 1992 году в Могилевской области. Из-за небрежно брошенной спички выгорело две деревни Калюга и Селец. Сначала загорелась трава, порывами ветра огонь моментально вырос до угрожающих размеров, и огненная стихия обрушилась на две деревни. Горели дома, домашний скот, леса и поля. Не обошлось и без человеческих жертв. В Сельцах погорели 12 домов и 76 хозпостроек. В Калюге же 36 и 135 - практически все, что было. В огне здесь погибли две женщины - мать и дочь, они были инвалидами и не успели выбежать из дома.  Остались угли вместо сотен гектаров леса, пепелища на месте домов.

23 марта 2019 года брошенный неустановленным лицом окурок привел к уничтожению огнем хозпостройки на территории частного домовладения в д.М.Почерня Ивьевского района. Аналогичная ситуация произошла на территории частных домовладений в д. Лихачи Гродненского района, д.Осиповцы Вороновского района, аг.Палуши Островецкого района и г.Березовка Лидского района.

Еще один пожар по той же причине произошел в д.Грибовщина Ошмянского района. Здесь от случайной искры загорелся гараж. В результате пожара огнем повреждена кровля и перекрытие строения.

Палы травы - опасная традиция, которая идёт вразрез с законодательством. Ни в коем случае не жгите траву. Не оставляйте костры без присмотра, тщательно тушите окурки и спички перед тем, как выбросить. Начинающую гореть траву можно потушить, сбивая пламя ветками или засыпать кромку пожара песком. Если самостоятельно погасить пламя сложно, сообщите о случившемся по телефону 101 и быстрее покиньте место пожара.

В соответствии со ст. 15.57 КоАП РБ за выжигание сухой растительности, трав на корню, а также стерни и пожнивных остатков на полях либо непринятие мер по ликвидации палов — предусмотрено наложение штрафа от 10 до 40 базовых величин, а ст.15.58 за разжигание костров в запрещенных местах предусмотрено предупреждение или наложение штрафа до 12 базовых величин. Также законодательством за подобные нарушения предусмотрена и уголовная ответственность.

Разжигание костров на приусадебных участках разрешено при соблюдении ряда условий - окопать место, запастись ведрами с водой или огнетушителями, лопатами, а также учесть силу ветра. До строений должно быть не менее 10 метров, до леса – 20 метров, до скирд сена или соломы – 30 метров. Постоянно наблюдайте за костром.

Весна – сезон шашлыков. Где их можно жарить и какие правила пожарной безопасности нужно соблюдать?

Чтобы шашлыки не обошлись Вам слишком дорого, МЧС напоминает, что за разведение костров в запрещенных местах предусмотрен штраф до 12 БВ, то есть 324 рубля. Шашлыки лучше всего готовить в мангалах.

         Запомните несколько основных правил.

         Расстояние от центра костра (мангала) до выступающих частей зданий и сооружений должно быть безопасным.

         Разведение костра (в том числе с использованием мангала) не допускается на торфяных грунтах, в местах с сухой растительностью под кронами деревьев.

         Место разведения костра (в том числе с использованием мангала) должно быть оборудовано одним огнетушителем с массой огнетушащего вещества не менее 2 кг. или емкостью с водой не менее 10 литров, штыковой лопатой.

         Не допускается оставлять костер (мангал) без присмотра и размещать его под навесами, выполненными из горючих материалов.

         Место расположения костра (мангала) для приготовления пищи должно выбираться с учетом конструктивной пожарной опасности зданий и сооружений и погодных условий (направлений и силы ветра, температуры воздуха).

         После приготовления пищи костер должен быть пролит водой до полного прекращения тления.

Соблюдая основы безопасности, вы убережете себя и свое имущество от неприятностей.

 

Лесные и торфяные пожары

Здесь важно понимание важности вопроса серьезности последствий беспечности и взрослыми, и детьми. Даже брошенный окурок или спичка на обочину из окна автомобиля могут привести к серьезным последствиям. Высокий уровень культуры поведения – залог сохранения природных богатств и человеческого имущества.

Огонь пожара в экосистемах может распространиться на ближайшие населенные пункты и вызвать возгорания зданий и сооружений, деревянных мостов и других строений, также лесные пожары приводят к повреждениям воздушных линий электропередачи и связи.

В целях ограничения распространения возможных возгораний необходимо устройство минерализованных полос на территории лесного фонда вокруг сельских населенных пунктов, санаториев, домов отдыха, детских оздоровительных лагерей, садоводческих товариществ, сельскохозяйственных полей с зерновыми культурами, вдоль железных и автомобильных дорог, вокруг полигонов твердых бытовых отходов, мусорных свалок, населенных пунктов торфомассивов, а также установка шлагбаумов, щитов с предупреждающими надписями на въездах в леса и на торфяник.

Если вы обнаружили начинающий пожар, например, небольшой травяной пал или тлеющую лесную подстилку у брошенного кем-то костра, постарайтесь затушить его сами. Иногда достаточно просто затоптать пламя (правда, надо подождать и убедиться, что трава или подстилка действительно не тлеют, иначе огонь может появиться вновь).

Если пожар достаточно масштабный, постарайтесь как можно быстрее сообщить о нём в лесное хозяйство или МЧС. Принимая первичную информацию (адрес, что и где горит) диспетчер, не прерывая разговора с абонентом, направляет боевые расчеты. В пути следования спасатели получают дополнительную информацию, которая, прибыв на место, поможет определить примерную схему действий. Соответственно, чем больше информации диспетчер получит и передаст, тем быстрее будет ликвидирован пожар. Находясь вблизи пожара, учитывайте степень риска для собственного здоровья.

24 апреля 2019 года в 14-36 в центр оперативного управления Гродненского областного управления МЧС поступило сообщение о том, что горит лес за агрогородком Гожа Гродненского района. Огонь распространятся в направлении границы с Литовской Республикой.

Для тушения было задействовано 346 человек (спасатели МЧС, работники УВД, лесного хозяйства, военнослужащие, специалисты медицинской помощи и общества Красного Креста), 70 единиц техники. Введено ограничение въезда автотранспорта на территорию Беларуси,  организована защита грузового автотранспорта на выезде из страны. В населенных пунктах Плебанишки, Чернуха и Привалки выставлены пожарные посты. Для мониторинга обстановки привлечен вертолёт  МЧС. Организовано патрулирование территории. Огнём повреждено 775 га леса. Пострадавших нет.

 

Дети

Зачастую взрослые не подозревают о том, что те или иные предметы могут представлять опасность для ребенка. Скатерть со стоящей на ней вазой, шнуры от телевизора и компьютера, горячие кастрюли и сковороды на плите и т.д. Внимательно посмотрите вокруг и уберите те предметы, до которых может дотянуться ребенок и травмировать себя. Мы заботимся о здоровье своих детей, хотим, чтобы они росли умными и развитыми. А ведь научить соблюдать правила безопасности – самая главная задача, потому что от этого зависит жизнь ребенка.

Рассматривая каждый случай гибели ребенка, понимаешь, что трагедиям сопутствовали обыкновенные житейские обстоятельства – родители ушли на работу, в магазин, к соседям, или занимались во дворе хозяйственными делами. Другими словами, дети оставались без присмотра. А далее непоправимый и жестокий итог родительской халатности: гибель ребенка. Иногда трагедии случаются в семье по независящим от родителей причинам, но зачастую, именно сами взрослые становятся косвенными виновниками происшедшего. За оставление ребенка в опасности предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст. 159 УК Республики Беларусь.

В 2019 году в нашей области зафиксировано 17 пожаров по причине детской шалости с огнём в нашей области.

Конечно, на 100% от беды застраховаться никто не может. Но взрослые могут и должны научить малышей, как правильно себя вести.  Учить ребенка безопасности нужно с самых малых лет. Самое главное при этом – собственный пример родителей, их безопасное поведение.

*** 19 апреля 2019 года произошел пожар хозпостройки в аг. Свислочь Гродненского района. Незадолго до происшествия в сарай забралась компания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Внутри оказалось темно, и ребята решили разжечь костер. Спички нашли здесь же. Когда поняли, что огонь начинает набирать силу, испугались и затушили его. Затем малыши взяли найденную в сарае емкость с дизельным топливом и отправились на улицу. Там тоже попытались развести костер, но им не позволил этого сделать мимо проходивший старшеклассник. Через какое-то время клубы дыма из сарая обнаружил местный житель и позвонил по номеру 101.

*** 3 ноября в 12-39 в Мостовский районный отдел по ЧС поступило сообщение о горении скирды соломы в поле местного сельхозпредприятия возле деревни Косилы. Происходило открытое горение скирды соломы в рулонах, высота которой около 8 метров. Для ликвидации пожара также привлекалась техника хозяйства: погрузчик «Амкодор» и трактор. Огнем уничтожено около 100 тонн соломы в рулонах. Люди не пострадали. Причина возгорания - шалость детей с огнем. Выяснилось, 12-летние мальчик и девочка, гостили на каникулах у своих бабушек в деревне. На улице мальчишка нашел зажигалку. Гуляя по окрестностям, дети взобрались на скирду соломы, где в зажженном состоянии зажигалка выпала из рук на солому. Ребята попытались потушить пламя, но горение быстро распространялось с рулона на рулон. Они испугались и убежали.

А вот в Могилевской области, такие игры закончились трагедией. Двое детей 5 и 6-ти лет, играли на подворье, пока мама занималась домашними делами. В какой-то момент ребята подожгли стог соломы. Один из мальчишек оказался внутри и выбраться уже не смог. Прибывшие к месту происшествия спасатели обнаружили внутри стога уже бездыханное тело ребенка.

 

Советы МЧС для родителей:

Соблюдайте «правило вытянутой руки». Жизнь стремительно развивается и у родителей есть все возможности для того, чтобы быть более информированными и прививать своим детям привычки безопасного образа жизни. Когда происходит беда, родители заламывают руки и задают себе вопрос: «Почему? За что?». Но никто не задумывается над тем, как избежать трагедий, как их не допустить.

Можно придумать и проиграть дома с помощью игрушек те ситуации, в которые можно попасть на прогулке – катание на качелях, нападение собаки, попытка взрослого увести ребенка с площадки. Расскажите, в каких случаях может понадобиться помощь спасателей (пожар, обвал, утопление и т.п.) и как правильно их вызвать. Смотрите вместе с ребенком мультфильмы МЧС «Волшебная книга» и детально разбирайте опасные ситуации на примере героев. Проговаривайте правила безопасности, когда ведете ребенка в сад, приводите примеры, делайте вместе выводы и закрепляйте полученные знания. Будьте хорошим примером для подражания.

Все необходимое вы можете найти на нашем официальном сайте 112.by, в разделе «Мультимедийные материалы по ОБЖ».

 

Мобильное приложение

Хочу обратить внимание присутствующих на мобильное приложение для смартфонов и планшетов на базе Android и IOS «МЧС Беларуси: помощь рядом» включающее:

- информацию о неблагоприятных и опасных погодных явлениях (раздел «Карта неблагоприятных явлений»);

- краткие инструкции, что делать в экстренной ситуации (раздел «Что делать»);

- аудиоподсказки действий по оказанию первой помощи (раздел «Первая помощь»);

- тесты, позволяющие проверить знания о действиях в различных чрезвычайных ситуациях (раздел «Проверь себя») и другую полезную информацию;

- 3-D квартира о правилах безопасности для малышей.

На сегодняшний день приложение установили уже более 152 тыс. 400 человек. Оно разработано для детей, молодежи и взрослых и востребовано не только в Беларуси, но и за рубежом.

Ещё можно присоединиться к группе МЧС в вайбере. Широко используем различные формы взаимодействия с гражданами, в том числе и социальные сети - «Вконтакте» создана официальная группа «МЧС Гродно». Присоединяйтесь.

 

О мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков

 

Современному обществу приходится сталкиваться со множеством рисков, негативно влияющих на его жизнедеятельность. Наркомания относится к числу наиболее серьезных вызовов, так как ставит под угрозу здоровье нации, являющейся главной ценностью любого государства. Для Республики Беларусь незаконный оборот наркотиков также является серьезной проблемой, губительные последствия которой требуют взвешенного подхода к ее решению.

Необходимость эффективного использования потенциала государственных органов, общественных объединений и церкви легла в основу разработки соответствующих комплексных планов, в результате реализации которых в стране на всех уровнях начала выстраиваться качественная система противодействия наркопреступности, профилактики наркомании и реабилитации наркозависимых граждан.

Эффективность выполнения поставленных задач находится под постоянным контролем органов власти. Не далее, как в октябре минувшего года Глава государства провел совещание, в ходе которого отметил, что принятые меры способствовали некоторой стабилизации обстановки, однако констатировал сохранение остроты проблемы.

18 февраля текущего года на заседании Президиума Совета Министров Республики Беларусь Министр внутренних дел выступил с докладом по вопросу – «О состоянии работы по противодействию незаконному обороту наркотиков, профилактике их потребления, социальной реабилитации лиц, больных наркоманией», где были рассмотрены результаты, выполнения в 2019 году Комплексного плана мероприятий, направленных на принятие эффективных мер по противодействию незаконному обороту наркотиков, профилактике их потребления, в том числе среди детей и молодежи, социальной реабилитации, больных наркоманией, на 2019-2020 годы, также определены стратегические направления в борьбе с наркоугрозой на территории республики.

Следует отметить, что работа, проводимая заинтересованными ведомствами Гродненской области,  в целом оказывает положительное влияние на ситуацию, складывающуюся в регионе. В 2019 году на Гродненщине, как и в республике в целом, сохранилась тенденция к снижению уровня наркопреступности. На протяжении ряда лет не отмечено и заметного увеличения числа лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств, состоящих на учете в наркологической службе.

Вместе с тем, с учетом высокого уровня латентности наркомании, любые положительные моменты имеют очень условный характер. О негативных тенденциях в данной сфере, в первую очередь, свидетельствует увеличение числа фактов передозировки наркотиками. В 2019 году в области зарегистрировано 10 таких случаев, в том числе 2 – с летальным исходом. Уже в текущем году имели место 2 факта передозировки, в обоих случаях повлекшие смерть граждан.

На сегодняшний день самым распространенным способом сбыта наркотиков остаются интернет-магазины. В этой связи, ОВД уделяется значительное внимание пресечению преступной деятельности, осуществляемой с использованием сети Интернет.

Опасность функционирования таких магазинов обусловлена, в том числе тем, что способ их работы фактически подразумевает создание организованной преступной группы, имеющей криминальные связи за рубежом. Так, в 2019 году по оконченным расследованием уголовным делам зарегистрировано 13  наркопреступлений, совершенных в составе ОПГ, и все эти факты были связаны с деятельностью виртуальных точек продажи наркотиков.

Как показывает практика, территория области по-прежнему активно используется международными наркогруппировками в качестве транзитной. Страной назначения, зачастую, является Российская Федерация. Только в минувшем году подразделениями ГПК и ГТК были изъяты 3 крупных партии гашиша, который перевозился из Западной Европы в РФ. Однако, было бы неверно думать, что для нас такой транзит не имеет негативных последствий. Ведь, в дальнейшем, из России осуществляется реэкспорт более мелких партий наркотиков в нашу страну. Имеют место факты перемещения наркотиков и в обратном направлении.

Уже в феврале текущего года управлением по наркоконтролю на территории Гродненского района задержаны двое граждан Литовской Республики, которые намеревались перевезти в Польшу порядка 7 кг героина.

Контрабанда не является единственным источником насыщения наркотического рынка. Неединичны случаи, когда местные жители самостоятельно изготавливают наркотики для их дальнейшей продажи. В 2019 году в области выявлена 1 нарколаборатория, в которой изготавливались психотропные вещества, а также 3 факта выращивания наркосодержащих растений с целью дальнейшего изготовления и сбыта наркотиков.

Не утратила актуальности проблема опийной наркомании. В этой связи ОВД проводится работа, направленная на недопущение повсеместного распространения семян мака, являющихся основным видом сырья для изготовления опия. Принимаются меры, направленные на привлечение к ответственности лиц, занимающихся их незаконной реализацией. В 2019 году по фактам незаконного оборота семян с примесью маковой соломы в области возбуждено 21 уголовное дело, из которых 18 – по фактам сбыта.

Значимый упреждающий эффект имеют мероприятия, проводимые в рамках специальной программы «Мак», позволяющие снизить возможность доступа потребителей к наркотическому сырью. В летний период в области уничтожено более 14 т. мака и конопли.

Принимаются меры, направленные на пресечение незаконного оборота некурительных табачных изделий, в том числе, насвая.

Формально не являясь наркотическим средством, он наносит серьезный урон здоровью. В этой связи, лица, причастные к обороту насвая, находятся в сфере пристального внимания ОВД. В 2019 г. в области изъято более 130 кг данного вещества.           

Одним из приоритетных направлений работы всех субъектов профилактики является противодействие распространению наркомании среди молодежи. В учебных заведениях реализуется комплекс образовательных, культурно-развлекательных, спортивных мероприятий, способствующих сокращению пространства для девиантного поведения детей и подростков. Значительное внимание уделяется информированию родительской общественности, обучению педагогов навыкам работы по профилактике наркопотребления. Активное участие в работе принимают сотрудники правоохранительных органов, врачи, священнослужители, районные комитеты «БРСМ». Минимизации условий вовлечения молодежи в наркопотребление способствует работа по содействию ее занятости, осуществляемая органами по труду, занятости и социальной защите.

Вместе с тем, ситуация, складывающаяся в сфере подростковой наркопреступности, вызывает определенные опасения. На протяжении последних пяти лет ее официальный уровень в области постепенно снижался. Однако, уже в истекшем году отмечен, пусть и небольшой, но все же, рост числа преступлений, совершенных несовершеннолетними. Зарегистрировано 4 (+4; в т.ч. 1 – прошлых лет) таких факта, установлено 2 подростка, причастных к незаконному обороту наркотиков. К примеру, в феврале 2019 г. было возбуждено 2 уголовных дела по ч.1 ст.328 в отношении учащегося УО «Гродненский государственный электротехнический колледж им.Счастного».

В истекшем году имели место факты возбуждения уголовных дел в отношении граждан, занимающихся преподавательской деятельностью. Так, общественный резонанс получило задержание в октябре 2019 года индивидуального предпринимателя, обучавшего подростков основам робототехники и активно распространявшего наркотики среди своих подопечных. В ноябре прошлого года за хранение около 700 гр. марихуаны совместно с подельником был задержан учитель Гродненской городской гимназии №1.

В целом, хотелось бы ориентировать всех заинтересованных на активизацию информационно-просветительской деятельности среди детей и подростков, которая должна быть нацелена на максимально возможный охват аудитории. Конечно, проводимая работа не является стопроцентной гарантией отказа от наркотиков. Вместе с тем, убежден, что со своей стороны мы обязаны, что называется, дойти до каждого и сделать все от нас зависящее для того, чтобы своевременно предостеречь молодежь.

Кроме того, хочу заострить внимание на том, что требования комплексного плана обязывают учреждения образования уведомлять милицию в случае выявления фактов наркопотребления среди учащихся. В 2019 году такая информация поступала трижды, в том числе из УО «Гродненский государственный профессионально-технический колледж бытового обслуживания населения» и УО «Берестовицкий государственный сельскохозяйственный производственный лицей» (2). В одном случае в отношении обучающегося составлен административный протокол по ч.4 ст.17.3 КоАП. В двух случаях по результатам проведения проверки информация не подтвердилась.

Следует отметить, что в области проводится значительная работа, направленная на лечение и реабилитацию наркозависимых граждан. УЗ «Гродненский областной клинический центр «Психиатрия-наркология» используются мультидисциплинарные подходы к оказанию медицинской помощи и прогрессивные  методики реабилитации пациентов. Продолжается реализация программы заместительной терапии метадоном. За время действия в программу было включено 324 человека. Сняты с диспансерного наблюдения, в связи с ремиссией более трех лет после окончания заместительной терапии, 18 человек.

Свой вклад в реабилитацию наркозависимых вносят представители церкви и общественных организаций. Активную работу проводят Молодежное общественное объединение по содействию сообществу анонимных наркоманов, реабилитационный православный центр для алкоголиков и наркозависимых «Анастасис».

Важным условием успешной ресоциализации является наличие возможности трудоустройства. Очевидно, что этот процесс существенно осложнен низкой мотивацией к труду у лиц, имеющих различного рода зависимости. Вместе с тем, органами по труду, занятости и социальной защите принимаются меры по обеспечению данной категории граждан работой. В 2019 году на постоянную работу трудоустроено 17 из 35 обратившихся человек, страдающих зависимостью от психоактивных веществ.  

Всеми заинтересованными проводится значительная работа, направленная информирование населения о проблемах наркомании. Многочисленные мероприятия проводятся в учреждениях культуры, территориальных центрах социального обслуживания населения, в трудовых коллективах учреждений и организаций. В истекшем году в области трижды прошли единые дни информирования населения, посвященные антинаркотической тематике.

Серьезное внимание данное проблеме уделялось печатными средствами массовой информации. Активно использовались возможности интернет-ресурсов. Сюжеты и интервью специалистов выходили в радио и телевизионном эфире.

Принимались меры, направленные на размещение тематической социальной рекламы. В 2019 году на билбордах, баннерах, сити-лайтах размещено 42 сюжета наружной рекламы профилактической направленности по теме вредного воздействия наркотических средств.

Приняты меры, направленные на развитие информационного ресурса «Pomogut.by». Главным управлением идеологической работы и по делам молодежи облисполкома была организована работа по изготовлению во всех районах печатной продукции с изображением логотипа данного ресурса, а также приняты меры по обеспечению ее размещения в организациях и местах массового скопления граждан. Разработаны и изданы плакаты «Молодежь Гродненщины против наркотиков» со ссылкой на данный ресурс.    

В ноябре 2019 года утверждена Информационная стратегия по профилактике наркопотребления и противодействию незаконному обороту наркотиков в Республике Беларусь на 2020-2025 годы, которой определены основные цели и направления информационной кампании в этой сфере.

Следует отметить, что результаты проведенного в минувшем году мониторинга свидетельствуют о том, что деятельность субъектов профилактики на районном уровне приобрела более системный и организованный характер. Отмечаются положительные сдвиги в части обеспечения качества реализуемых мероприятий.

Материалы подготовлены Академией управления при Президенте Республики Беларусь на основе сведений Министерства экономики Республики Беларусь; Брестского, Витебского, Гомельского, Гродненского, Минского, Могилевского облисполкомов, Минского горисполкома, учреждением «Гродненское областное управление МЧС», управлением внутренних дел Гродненского облисполкома.

Прочитано 406 раз