К 100-летию уголовного розыска. Специфический участок на Центральной опера Иосифа Валюка - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Воскресенье, 19 Августа 2018 17:46

К 100-летию уголовного розыска. Специфический участок на Центральной опера Иосифа Валюка

Иосиф Романович Валюк возглавлял волковысский уголовный розыск с 1984 до 1993 года. Придя на службу простым опером, лейтенантом, дослужился до подполковника. А начал знакомство с милицейской службой с полка ППСМ.

— Я пришел в РОВД в 1971 году, сразу после армии. Хотел поступать в школу милиции, но набор в том году уже закончился. Решил подождать следующего, а пока пошел на службу в ППСМ.

Профессию Иосиф Романович выбрал раз и навсегда. Говорит, в милиции тогда служили не иначе, как по призванию. Это уже потом, в «перестроечные» времена, в органах все чаще стали появляться случайные люди. А тогда, в семидесятых, в милиции работали не за зарплату, а за идею, не жалея сил и времени.

Получив в ППСМ первое впечатление о службе, Иосиф Романович своего решения не изменил, и вскоре поступил в Минскую школу милиции имени Фрунзе, которую через три года успешно закончил. В Волковысский РОВД он вернулся уже лейтенантом, на должность оперуполномоченного в уголовный розыск.

Участок новому оперу достался на Центральной.

— Участок был специфический, — вспоминает Иосиф Романович. — Контингент там жил особенный, много ранее судимых, «авторитетов». «Бандитский», так сказать, был район. В ЖДК на танцы жители улиц Первомайской, Советской или Ленина опасались заходить. Отношения между «городскими» и «централкой» были сложными.

Уличные драки, хулиганства, грабежи и квартирные кражи — такой была криминогенная обстановка на вверенном участке. Периодически случались и тяжкие преступления.

Одно из таких дел особенно запомнилось Иосифу Романовичу. Может быть, потому, что оно было одним из по-настоящему сложных.

— В лесном массиве недалеко от тубдиспансера нашли тело 60-летнего мужчины, местного жителя, работавшего сапожником. Травмы на голове указывали на то, что он был убит, — рассказывает
Иосиф Романович. — Вокруг было много бутылок от спиртного, остатков закуски. Но очевидцев происшествия найти не удалось.

Первоначальные подворные обходы не принесли полезной информации. Оперативные мероприятия, длившиеся два месяца, не дали результатов. Казалось, дело обречено пополнить список «глухарей». Однако оперуполномоченный Валюк отлично помнил правило Глеба Жеглова из фильма «Место встречи изменить нельзя», который вышел тогда на экраны: «в каждом, даже в самом тайном деле всегда отыщется человек, который что-либо слышал, что-либо видел, что-либо знает, помнит или догадывается…».

Следуя этому правилу, сыщик еще раз отправился по близлежащим к месту преступления улицам. И встретил девушку, которая пасла возле леса козу. Поговорив с ней, оперуполномоченный выяснил, что в день убийства в лесу отдыхала компания из восьми человек, а мимо шел незнакомый парень в тельняшке. Подвыпившие мужчины его грубо окликнули, и тот довольно невежливо им ответил…

Получив «зацепку», Валюк стал выяснять, что за компания гуляла в лесу. По подозрению в причастности к совершению преступления были задержаны восемь человек. Однако никто из них не мог толком вспомнить тот вечер, потому что все много выпили. Вопрос о мужчине в тельняшке остался открытым. Да и имел ли он отношение к совершению преступления?

Сыщик снова пошел по дворам опрашивать местных жителей. И в одном доме ему улыбнулась-таки удача: хозяйка рассказала, что похожий по приметам мужчина снял у нее комнату. Казалось, скоро все тайное станет явным. Однако не тут-то было. Опер прождал квартиранта всю ночь, но тот так и не пришел.

Утром разочарованный сыщик решил еще раз заглянуть к задержанным в ИВС: вдруг кто-нибудь что-нибудь да вспомнил. И неожиданно среди «суточников» увидел крепкого парня в тельняшке. Профессиональное чутье подсказало: тот самый. Теперь главное — «разговорить».

Сделав ставку на внезапность, опер спросил: за что, мол, гражданин, вы убили сапожника? Эффект неожиданности сработал: задержанный сознался в совершении преступления. Рассказал, что шел в тот день с работы, по дороге заглянул в магазин, купил спиртное и закуску. Когда проходил мимо выпивавшей компании, мужики его окликнули, «предложив» поделиться с ними спиртным. Завязался конфликт, который перешел в драку. Нападавшие не знали, что мужчина в тельняшке занимался восточными единоборствами и имел третий дан по карате. Удар, нанесенный одному из них, оказался смертельным. Как выяснилось, задержанный был особо опасным преступником, на Украине, откуда он был родом, его объявили в розыск. Так волковысская милиция не только раскрыла тяжкое преступление, но и помогла украинским коллегам.

А молодому оперуполномоченному на помощь приходили старшие товарищи. Сейчас Иосиф Романович тепло вспоминает сослуживцев:

— Коллектив у нас был хороший. В нашем отделе работали профессионалы. Например, Сергей Васильевич Какшинский, очень грамотный сотрудник, опытный. Людей, конечно, не хватало. Сначала в розыске было пять человек, потом стало семь — и это на весь район. Но все работали, не считаясь с личным временем. И это было естественно.

Молодой опер отлично сработался с участковым, Алексеем Ивановичем Анганом. Работая с одной связке, коллегам удалось добиться существенного улучшения оперативной обстановки на участке, снижения уличной преступности. Хотя проблемы, конечно, оставались.

— Распространенными тогда были угоны мотоцик­лов, кражи запчастей к ним, — вспоминает Иосиф Романович. — Потом, когда больше стало автомобилей, «пошли» автомобильные приемники, магнитолы. А вот наркомании тогда мы не знали почти. Были отдельные любители опия, но такой массовой проблемой как сейчас, употребление наркотиков не было.

Проблемой были квартирные кражи. «На гастроли» в Волковыск приезжали преступные группы со всего Союза. Действовали профессионально, не оставляя следов и зацепок. А некоторые — еще и «с выдумкой». Иосиф Романович до сих пор помнит одно такое «оригинальное» дело. На его участке была совершена серия краж. Проникая в дома, преступник переворачивал все вверх дном, забирал золотые украшения и ценившийся тогда хрусталь. А на кровати или диване оставлял… использованный презерватив. Несмотря на улику, поймать преступника никак не удавалось. Целый месяц оперативные мероприятия не давали результатов. А потом из Риги пришла ориентировка: за совершение краж разыскивается мужчина, который может находиться у родственников в Волковыске. И опять профессио­нальное чутье помогло Иосифу Романовичу. Он решил уточнить обстоятельства преступлений. И выяснилось, что кражи были аналогичны волковысским, а на месте преступления были оставлены те же улики.

Проведя оперативные мероприятия, сыщики выяснили место жительства подозреваемого. При задержании он оказал сопротивление, так что пришлось даже применить табельное оружие. Поначалу вор не сознавался в совершении краж, но затем все же дал признательные показания. Объяснил и то, зачем оставлял на месте преступления презерватив: чтобы навести сотрудников розыска на мысль, что к делу причастна женщина…

— Сейчас, конечно же, раскрыть это преступление было бы не сложно, — отмечает Иосиф Романович. — Достаточно сделать генетическую экспертизу — и доказательства в деле. Но тогда таких возможностей у нас не было. Дактилоскопическая база — и то была только на бумаге. Каждый отпечаток экспертам приходилось сверять вручную. И это при том, что преступлений было очень много. Помню, группа несовершеннолетних «бомбила» квартиры. Два года нам не удавалось их изобличить. Проникали в квартиры подбором ключа, выносили золотые украшения. Действовали очень профессионально, не оставляли следов. Больше 20 краж совершили, прежде чем удалось их задержать.

Рынок нам «поставлял» по десятку дел за выходные. Рэкет вымогал деньги, карманники воровали кошельки. Помню, мы впервые применили «химловушки» для карманников с родамином. Те самые, которые забрызгивали вора красящим веществом. Они нам здорово облегчали задачу.

Сейчас многое изменилось. С одной стороны, работать стало легче: помогает техника, компьютеры, базы данных. Зато появилось много новых видов преступлений, например, в Интернете. Чтобы разобраться в них, надо обладать специальными знаниями, причем на высоком уровне.

Помню, когда я учился в школе милиции, приехал домой на выходные. Сосед спросил меня, на кого я учусь. Я казал, что на милиционера. Он удивился: «Так на милиционера еще и учиться нужно?!». Сейчас милиционер, тем более сотрудник розыска, должен быть подкован во многих областях знаний. Он должен не только знать законодательство, но и разбираться в технике, экономике, химии, даже в сфере высоких технологий. Нынешним коллегам я желаю оптимизма, крепкой дружбы и, конечно же, удачи — без нее в нашем деле трудно.

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 3339 раз Печать