На предприятии за Матеевым был закреплен видавший виды автомобиль «МАЗ», который использовался в основном для рейсов в пределах своего же сельхозпредприятия. В машине не было ни навигатора, ни GPS-трекера, и учет километража за день велся, что называется, вручную: в конце рабочего дня водитель заполнял путевой лист, в котором указывал пробег. Документ он сам сдавал в бухгалтерию, соответствие данных в нем никто не проверял.
Пока «МАЗ» курсировал в пределах сельхозпредприя, пробег был небольшой, соответственно, и топлива водителю выделялось немного. Но в январе 2024 года Матвееву поручили возить на животноводческие объекты корм для скота, который нужно было забирать в Зельвенском районе. Топливо стали выделять в больших объемах, и вот тут водителя, что называется, «бес попутал».
— Работая на машине, я видел, что на ней имеется экономия топлива, но только на длинных дистанциях. — признавался он во время следствия. — Зная про это, а также про то, что у меня на машине не было навигации, я стал дописывать себе километраж, чтобы показать больше расход топлива, которое хотел продать и тем самым заработать. На тот момент я еще не знал, кому буду его продавать, но знал, что покупателя найти не сложно.
Чтобы увеличить «экономию», водитель купил хитрое устройство, которое позволяло подкручивать показания одометра автомобиля. Возвращаясь из рейса, он подключал гаджет, который наматывал на счетчике лишние километры, а затем эти показания записывал в путевой лист. Через некоторое время в баке скопилось несколько десятков литров незаконно списанного дизтоплива.
Вскоре нашелся и покупатель. Совершая очередной рейс, Матвеев увидел, как двигавшийся за ним «Форд» стал «моргать» ему фарами. Остановившись, водитель обнаружил, что у «МАЗа» дымится заднее колесо, у которого, как оказалось, заклинило тормозную колодку. Остановился и сигнализировавший ему водитель. Пока Матвеев устранял неисправность, разговорились. Водитель «Форда» как бы невзначай поинтересовался, не продает ли Матвеев топливо. Сойдясь на цене по 1,3 рубля за литр, договорились встретиться в этом же месте через пару дней.
В назначенный день, возвращаясь из Зельвенского района, Матвеев заехал на пустую придорожную стоянку и слил из бака своего грузовика 60 литров дизтоплива. Покупатель уже ждал его в условленном месте. Матвеев отдал ему три канистры и получил 78 рублей. Довольные сделкой, водители договорились снова встретиться через несколько дней.
Так Матвеев продавал вверенное ему имущество сельхозпредприятия еще дважды. Каждый день в конце рабочего дня водитель подматывал километраж на одометре, но однажды прибор как-то выпал из кабины и потерялся. Водитель не сразу заметил это, и найти устройство не удалось. Подматывать километры стало нечем. Матвеев придумал постепенно урегулировать показания счетчика и расход топлива, уменьшая цифры пробега в документах. Но сделать это не успел: в мастерские приехала комиссия с проверкой. Сверив остатки топлива в баке, показания спидометра и километраж, указанный в путевых листах, комиссия выявила несоответствие цифр, которые свидетельствовали о завышении пробега и расхода топлива.
В отношении Матвеева было возбуждено уголовное дело по статье 211 УК РБ — «Присвоение либо растрата». Всего он похитил у предприятия 221,54 л топлива, причинив имущественный вред на сумму 469,37 рубля. Возместив ущерб, обвиняемый заявил ходатайство об освобождении его от уголовной ответственности на основании ст. 86 УК Республики Беларусь с привлечением к административной. Однако суд посчитал, что оно не подлежит удовлетворению, так как для исправления обвиняемого применения мер административного взыскания недостаточно. Матвеев признан виновным в растрате имущества лицом, которому оно вверено. Ему назначено наказание в виде лишения права занимать должности, связанные с учетом, хранением и распоряжением товарно-материальными ценностями, сроком на два года со штрафом в размере 30 базовых величин, что составляет 1 260 рублей.
Виктория Овсейчик, помощник прокурора Волковысского района по особым поручениям; Виктория Лещинская.
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.