Версия для печати
Суббота, 13 Сентября 2025 10:04

Шах и мат преступнику. Вчера свой профессиональный праздник отметили работники Следственного комитета

Работа следственных органов является ключевым фактором в укреплении государственности, законности и справедливости. Борьба с преступностью, восстановление социальной справедливости, защита прав и законных интересов граждан — сложные задачи, решение которых зависит от профессионализма сотрудников СК.

Профессия следователя остается одной из самых сложных и ответственных, она требует от сотрудника решительности и выдержки, терпения и дисциплинированности. Именно такие качества присущи следователю по особо важным делам Волковысского районного отдела Следственного комитета Андрею Ульяшу.

В Следственном комитете он служит со дня его образования. А в правоохранительные органы пришел еще раньше — в 2005 году. Как многие, службу начинал с должности участкового инспектора милиции. Молодого, ответственного, пытливого и инициативного сотрудника сразу заметили и вскоре предложили перейти в отдел дознания, который тогда еще был подразделением РОВД.

— Специальность была для меня, конечно, новая. Мои коллеги получали ее на следственно-экспертном факультете Академии МВД, мне же пришлось всему учиться непосредственно на практике, так сказать, в рабочем порядке, — вспоминает следователь. — Павел Витольдович Жук, который был тогда начальником отдела дознания, и мой старший коллега Александр Свейко очень мне помогали на первых парах. Конечно, дела в дознании были попроще, чем в следствии: мелкие кражи, алименты. Тяжких преступлений у нас не было. Но и сроки были в два раза меньше. А вот выездов было гораздо больше. Практически на каждое происшествие выезжал дознаватель. Бывало, что за дежурные сутки ни разу в кабинет не зайдешь, все время в машине, в пути с одного места происшествия на другое. Прибавьте к этому еще проведение оперативных мероприятий, профилактической работы и другие задачи, которые работники дознания выполняли, как и все работники МВД…

В 2012 году, когда дознание и следствие объединились в одном комитете, Андрея Ульяша назначили на должность следователя Волковысского районного отдела Следственного комитета. В новом ведомстве не было разделения на дознавателей и следователей, как и разделения задач или направлений деятельности между сотрудниками. Приходилось расследовать и банальные кражи, и тяжкие преступления против жизни и здоровья, и хитроумные мошенничества, и хорошо спланированные финансовые аферы. Сейчас подполковник юстиции Андрей Ульяш является следователям по особо важным делам. Как понятно из названия должности, к нему на стол попадают только самые серьезные и сложные уголовные дела.

— Это уголовные дела, возбужденные по тяжким составам, с серьезным ущербом или последствиями, — рассказывает следователь о своей работе. — Резонансные убийства, случаи производственного травматизма, преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Последние — особо сложная категория, прежде всего — с моральной точки зрения. По счастью, у нас таких немного, тем не менее, они есть. Все чаще приходится заниматься расследованием киберпреступлений.

Эти дела, как правило, с большим ущербом — особенно трудны в расследовании. Ведь запутать следы в виртуальном пространстве преступнику гораздо легче, чем в реальном. Тем не менее, благодаря современным технологиям, алгоритмам взаимодействия между ведомствами и международным соглашениям о сотрудничестве удается привлекать виновных к ответственности и возвращать похищенное. Недавно, например, одной их потерпевших, жительнице Волковыска, вернули 25 тысяч рублей, которые она сама перевела мошенникам, предложившим ей «задекларировать сбережения».

Задача следователя — не просто изобличить преступника и направить дело в суд, а установить истину. Привлечь к ответственности виновного или, наоборот, не привлечь непричастного. Очень важно также правильно квалифицировать действия подозреваемого в соответствии с уголовным законодательством, ведь от этого зависит, какое наказание он понесет.

— Год назад я расследовал преступление, которое вначале было квалифицировано как убийство, то есть умышленное преступление с целью лишения жизни, — вспоминает случай из практики Андрей Эдмундович. — Житель Волковысского района убил своего брата, с которым вместе распивал спиртные напитки. Подозреваемому грозило 15 лет лишения свободы. Но он настаивал на том, что совершил преступление по неосторожности, случайно отмахнувшись рукой, в которой держал нож. Он очень переживал из-за смерти брата, его показания показались мне искренними и убедительными. Было назначено несколько экспертиз, которые установили, что действительно имело место причинение смерти по неосторожности. Обвиняемому было назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 3,5 года.

Работу следователя вряд ли можно измерить какими-то критериями. Конечно, определенные показатели служебной деятельности есть. Но иногда одно дело требует больше усилий, чем пять других вместе взятых. Сейчас на столе у Андрея Эдмундовича многотомное дело об уклонении от уплаты налогов. Эта категория дел требует высокой квалификации и глубоких знаний законодательства. Чтобы поддерживать профессионализм на уровне, следователи постоянно повышают его на курсах и семинарах или самостоятельно. «Век живи — век учись» — это про них.

Работая в тесной связке с сотрудниками уголовного розыска, следователи не руководят работой из кабинета. Они и сами постоянно участвуют в следственных действиях, осуществляют оперативное сопровождение, направленное на сбор и закрепление доказательств, установление лиц, причастных к преступлению, поиск потерпевших и свидетелей.

Особая победа — когда удается раскрывать преступления прошлых лет. Андрей Ульяш убежден: преступление не должно оставаться нераскрытым, а преступник — безнаказанным. Это противоречит главному принципу деятельности правоохранительной системы — принципу неотвратимости наказания. Сейчас следователь как раз работает над таким делом о краже: один из его фигурантов, житель Волковыска, похитил у гражданина России крупную сумму денег, которую тот передал для покупки автомобиля за границей. Подозреваемый долгое время скрывался от следствия, и вот недавно его местонахождение удалось установить, и сейчас с ним проводятся следственные действия.

Каждое новое дело — это новая логическая задача с несколькими неизвестными, где нужно установить истину, сделать тайное — явным, раскрыть хитрый замысел злоумышленника и найти неопровержимые доказательства его вины.

— Это похоже на игру в шахматы, — отмечает следователь. — Нужно продумать каждый свой ход так, чтобы в итоге прийти к победе. Выстроить линию работы так, чтобы уликами и доказательствами поставить подозреваемого перед необходимостью признать вину, объявить противнику шах и мат.

Каждое законченное дело — это завершение многодневного упорного труда, оценка которому будет дана в ходе судебного заседания. Вынесение судебного приговора опирается именно на сведения, полученные в ходе предварительного следствия и дознания. В этом состоит высочайший уровень ответственности, лежащий на следователе. Осознание этого не позволяет работать «спустя» рукава, заставляет постоянно взвешивать каждое принятое решение. Выполнять свой служебный долг, оставаясь верным девизу «Закон. Справедливость. Отечество».

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 123 раз