Четыре поколения семьи Маршалок развивают сельское хозяйство района еще с начала прошлого века. Если сложить стаж этой семьи только по прямым ее представителям, то получится не менее 300 лет - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Суббота, 24 Июня 2023 16:24

Четыре поколения семьи Маршалок развивают сельское хозяйство района еще с начала прошлого века. Если сложить стаж этой семьи только по прямым ее представителям, то получится не менее 300 лет

Отец, сыновья, внуки. Мать, дочери, внучки. Четыре поколения семьи Маршалок развивают сельское хозяйство района еще с начала прошлого века. Если сложить стаж этой семьи только по прямым ее представителям, то получится не менее 300 лет. Причем практически всеми работниками — выходцами из этой славной династии, на полном основании гордится СКУП «Волпа».

Родители

История четырех поколений сельскохозяйственных работников началась в далеком 1935 году, когда молодая семья Вицэка и Эмили Гжесяк переехала из Польши в Волковысский район и поселился на одном из хуторов вблизи деревни Длугополь. Земля наша оказалась для переселенцев плодовитой во всех смыслах этого слова. Богатый урожай собирали супруги на своем участке. И девять детей подарила Эмиля Вицэку, двое из которых умерли еще маленькими. А остальные росли крепкими и здоровыми, любящими землю и работу на ней.

250 (2)

На соседнем хуторе жила белорусская семья по фамилии Маршалок. Отец Казимир, мать Регина и трое их детей. Пережив немецко-фашистскую оккупацию, они принимали активное участие в коллективизации, которая в тех местах началась довольно поздно — после того, как в конце 1940 года деревня Волпа стала центром Волповского сельского Совета Волковысского района. В начале 50-х годов на этой территории были два колхоза, в состав которых вошли более мелкие, созданные чуть раньше. Один назывался «Заветы Ильича», а второй — «Совет мира». Через два года не стало и «Совета мира», он вошел в состав «Заветов Ильича». В сельскохозяйственном предприятии с таким названием начинали свою трудовую деятельность представители династии Маршалок. Сказать, что первые, будет не совсем верно. Так как их родители тоже работали на земле и, вероятно, были членами одного из тех мелких коллективных хозяйств, которых изначально было очень много: что ни деревня, то колхоз.

Дети с обоих хуторов были не разлей вода — вместе пасли коров, вместе играли, вместе бегали на поле, чтобы помогать родителям. А потом Лена Гжесяк и Броник Маршалок полюбили друг друга. Так семьи и породнились. Правда, семья Маршалок к этому времени потеряла главу. Казимира насмерть забодал бык, когда он спасал от разъяренного животного женщину, пасшую колхозное стадо коров. Сам погибший тоже работал в животноводстве, конюхом.

Бронислав и Елена начали трудиться в колхозе совсем юными, еще до свадьбы. Елене только-только шестадцать исполнилось, когда она устроилась дояркой на молочно-товарную ферму в Длугополе. Работа была тяжелой, так как весь процесс доения был ручным. И не только доения. Раздачу кормов, даже погрузку их на поле для транспортировки на ферму приходилось выполнять дояркам. Но все трудности компенсировал интерес к делу и желание отлично выполнять свои обязанности:

— Не трудности вспоминаются, а радостные моменты. Как три раза в сутки спешили на ферму, как шли все вместе с песнями, с разговорами, со смехом. Мы знали каждую питомицу, называли их по именам, баловали. А в ответ получали много вкусного молока. Был дух соперничества, желание стать лучшей, надоить больше всех. Но этот соревновательный момент привносил в работу лишь положительные эмоции. Становилась подруга передовой — все радовались. Зависти не было совсем. Лишь желание лучше работать.

Работала Елена Викентьевна очень хорошо. И тогда, когда еще Гжесяк была, и когда Маршалок стала. Руководство не могло нарадоваться на такую работницу. Честь и хвала сопровождала доярку на протяжении 30 с лишним лет работы. Сейчас она на пенсии, в окружении любящих детей, которые и живут недалеко, и работают в сельском хозяйстве. Так, как она и хотела.

Свадьба у Бронислава и Елены была веселая, большая, с размахом. Гуляла вся молодежь, друзья и коллеги. И снова на работу. Потому что у обоих супругов и их друзей-подружек не было времени на отдых. Работа в сельском хозяйстве и тогда была без праздников и выходных.

Дети механизатора и доярки лучших работников колхоза, именуемого нынче СКУП «Волпа», вспоминают, что редко видели и отца, и маму.

— Когда папа брал меня с собой в поле, это был праздник. И не только потому, что я ехал на огромной машине. Это было время, проведенное с отцом, — сказал Андрей, старший сын Бронислава Казимировича и Елены Викентьевны.

— Мне казалось, что мама была на работе постоянно. Потому что папа доил коров. А когда уборка началась, папа тоже однажды не успел приехать. Так я впервые подоила наших личных коров. Это было несложно. Но постоянно хотелось проводить больше времени с родителями, — вспомнила дочь Елена, средний ребенок в семье.

— Я мог долго не спать, чтобы увидеть папу, послушать, как прошел его день. Он интересно рассказывал о технике, на которой работал. Я часто бегал к нему в мастерские и помогал с ремонтом отцу и его товарищам. Верхом счастья было подавать ему запчасти, — улыбнулся Виталий, младший сын передовых доярки и механизатора.

Бронислава Казимировича уже нет в живых. Тем не менее, он успел не только передать свое мастерство и опыт сыновьям, но и испытать радость и гордость, наблюдая за их успехами.

Дети

Сейчас жить в деревне и работать в сельском хозяйстве хотят немногие. Причина тому — в том числе и родительские наставления типа «в городе и жить легче, и работать». Причем началось это не сегодня и не вчера. И дети слушались родителей. И густонаселенные деревни пустели. Потому династия Маршалок, где трое детей продолжили дело родителей, — случай из ряда вон выходящий, заслуживающий уважения и восхищения. Случай показательный, свидетельствующий о многоликости любви: родителей — к своей профессии, детей — к родителям, всех вместе — к Родине. О патриотизме свидетельствующий.

Когда Елена Викентьевна Маршалок говорила дочери о том, что она непременно должна работать в животноводстве, то думала не только о чем-то личном, чего бы хотелось ей. Эта мудрая женщина знала, что жизнь на земле без людей ее профессии остановиться. Она отправила дочь поступать в учебное заведение, которое сегодня называется Волковысский аграрный колледж. Дочь Елена, окончив его, пришла работать на ту же ферму, где в то время работала ее мама.

250 (3)

— В детстве я мало бегала к маме на ферму, потому что зоотехник там была строгая, детей не пускала. А помочь мамочке очень хотелось. Получилось, что помогать стала, лишь став специалистом. Моя первая должность — племучетчик. Вместе с выполнением своих основных обязанностей, я помогала маме доить. Также давала выходные дояркам, подменяя их. Сказать, что я мечтала с детства работать в животноводческой отрасли, не могу. Но и к другим профессиям не тяготела. А может, я и хотела быть, как мама. Но не могла понять этого, потому что многие мои одноклассницы уехали в город и неплохо там устроились, — рассуждает Елена Брониславовна.

Сейчас она занимает должность бригадира молочно-товарной фермы «Длугополь», ответственный и грамотный работник. Живет в Волпе. Добираться до места работы не составляет проблем: машина от хозяйства заберет и обратно привезет. Двое сыновей Елены — Андрей и Владислав, живут и работают (учатся) в Минске. Мать хочет, чтобы там они и остались. Признается, что сама из тех матерей, которые не хотят детям деревенской доли. Возможно, потому что рано овдовела по причине этой самой доли. Ее муж, механизатор, погиб на работе. Его вины в случившейся трагедии не было. Сыновья, рано оставшись сиротами, мало были знакомы с работой отца, не слышали его рассказов, не бороздили с ним пшеничные поля… Вот и выбрали другие специальности:

— Андрей работает на Минском автомобильном заводе электриком по автоматизации, А Владислав — учится на инженера-программиста. Был бы у них отец — все могло быть иначе. Мои мальчики росли сами по себе, рано стали взрослыми и самостоятельными. Я на работе с утра и до ночи. Они сами и стирали, и обед готовили, и по хозяйству управлялись.

Елена Брониславовна и тяги особой к технике у своих сыновей не наблюдала. Такой, к примеру, как у ее младшего брата Виталия, который просто «умирал» за техникой.

Виталий соглашается, услышав от меня слова сестры.

— Любовь к технике имею, земледельческий стержень в душе присутствует, — улыбнулся он. — Я на тракторе с отцом с 10 лет ездил. Права получил в 17 и стал работать механизатором. Первым моим комбайном был «Ягуар», за штурвал которого сел в 20 лет. Сейчас у меня два вида основной техники, за мной закреплены также новые сеялка и косилка. Надо выполнять работы на тракторе — сажусь на МТЗ-3522. Надо заготавливать корма — пересяду на КВК «Полесье».

К Виталию успех пришел рано. В 2011 году двадцатипятилетний комбайнер Виталий Маршалок на республиканских «Дожинках» в Молодечно за намолот зерна, превышающий две тысячи тонн, принимал слова благодарности лично от Президента. И солидный подарок получил — мотоблок с плугом и фрезой. С тех пор он неоднократно становился лучшим представителем своей профессии в районе, области и республике. Его имя было занесено на областную Доску почета.

250 (4)

— Я стал тем, кем хотел быть с тех пор, как себя помню. Это мой путь, который мне достался от отца. А потому и повышенная ответственность на мне. Я просто обязан быть лучшим, так как на кону не только мой личный авторитет, но и предыдущих поколений.

У Виталия и его жены Татьяны дочь Варенька. Маловероятно, что девочка пойдет по стопам отца. Хотя все может быть.

— Самая большая радость для дочки — это ездить со мной по полю на тракторе. Она живо интересуется всем, что происходит по пути. И что гудит, ей интересно. И что растет. Может, и станет, как папа, — улыбка озарила лицо Виталия.

Андрей Брониславович говорит, что в его детстве (он с 1972 года) не было мальчишки, который не хотел бы «порулить на тракторе». Он не был исключением. Папа, понимая это, брал сына с собой на поле. И даже разрешал ему садиться за руль по пути домой. Помнит горящие глаза друзей и их многочисленные вопросы, когда он выходил из кабины.

250 (5)

— Раньше профессия механизатора была более престижной и желанной для деревенских ребят, — говорит Андрей.

Он помнит все комбайны, на которых молотил зерно его папа. И тот первый Т-25, на котором, вместо кабины, было похожее на зонтик приспособление. Помнит чувство огромного счастья, когда отец сказал, что возьмет его к себе помощником комбайнера на время очередной уборочной кампании. Ему было 15 лет, комбайн СК-5 «Нива» был новый, недавно полученный отцом. Они молотили зерно и по намолотам были в числе первых. В то время тысячников не было, но все старались убирать быстро и качественно:

— В том году я начал свою трудовую биографию в родном хозяйстве. Прошло уже больше 30 лет. Я не разочаровался в профессии. Если бы все вернуть, то снова выбрал бы ее. И сын Александр пошел по стопам моим, деда и прадеда. Он тоже механизатор, только работает в соседнем хозяйстве — КСУП «Племзавод «Россь». Сейчас готовится к уборочной кампании, будет помощником у Михаила Бородюка. Дочери Анна и Светлана живут в Гродно.

Андрей с женой Валентиной имеют дом в Длугополе, рядом с маминым. Часто навещают пожилую женщину. Обо всем ведут разговор. Привесы, надои, урожайность, современная техника… Все обсудят мама и дети. Часто к ним присоединяются семьи Елены и Виталия. Им интересно вместе. Они — династия. Которую продолжают дети и внуки.

О семье Маршалоках можно рассказывать бесконечно. В их жизни в деревне и работе в сельском хозяйстве происходит много интересного. Представители этой славной династии уверены, что для сельских жителей и тружеников села созданы все условия. Знай себе, созидай!

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 1948 раз Печать