«Воскресная проповедь»: исцеление от духовного паралича, Евангельские чтения - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Воскресенье, 07 Мая 2023 14:40

«Воскресная проповедь»: исцеление от духовного паралича, Евангельские чтения

ОНТ

С новой проповедью к прихожанам обратился протоиерей Федор Повный.

Четвертый воскресный день по Пасхе называется воскресением о расслабленном, сообщает ОНТ. В этот день в новой проповеди к прихожанам обратился протоиерей Федор Повный, настоятель прихода в честь Всех Святых в Минске Минской епархии Белорусской православной церкви.

Протоиерей Федор Повный, Настоятель прихода в честь Всех Святых в Минске Минской епархии Белорусской православной церкви:

И вновь и вновь, из года в год те же самые евангельские отрывки читаются в Церкви; и когда они возвращаются, всегда встает передо мной вопрос: «А что я сделал в течение этого целого года, сделал для того, чтобы этот отрывок Евангелия не был словом, сказанным тебе и не услышанным, не был бы словом, просто напрасно прозвучавшим?» Давайте послушаем Евангелие сегодняшнего дня, которое читается в наших православных храмах. Это Евангелие от Иоанна, 5 глава, с 1 по 15 стихи: «После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащим и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою, и пошел. Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.

Повный отмечает, что сегодняшнее Евангельское чтение и говорит нам о расслабленном, о парализованном человеке, который в течение тридцати восьми лет не мог найти себе исцеление. Потому что никто, ни один человек не нашелся за все эти годы, чтобы помочь опуститься в исцеляющие воды овчей купели.

А овчей купелью назывался источник, который имел чудесную силу. При этом источнике было устроено пять притворов, в которых помещались всякого рода больные. Здесь находился и этот расслабленный, болезнь которого состояла в том, что он почти не мог двигать членами своего тела. «Хочешь ли быть здоровым?» – спросил его Господь. Когда тот ответил: «Да, Господи, но не имею человека, который довел бы меня до источника, когда источник получает целебную силу», (а это было раз в году, когда сходил ангел и возмущал воду); тогда Господь сказал ему: «Встань, возьми одр твой и ходи». По всемогущему слову Господню расслабленный тотчас почувствовал себя здоровым и сильным, взял постель свою и пошел. И далее мы слышим в Евангелие, что исцеленный не знал, кто исцелил его, потому что Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. А вот потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: «Вот, и ты выздоровел; не греши же, чтобы не случилось с тобой чего хуже». И, наверное, первое, на что обращаешь внимание, – это на ответ расслабленного: «Так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде Меня». Сколько же здесь терпения и кротости!

С другой стороны, говорит протоиерей, в этом ответе заключается такой урок, над которым стоило бы подумать любому человеку, тем более христианину. А заключается он в двух невыразимо грустных словах, сказанных расслабленным: «Человека не имам [то есть не имею]».

И мне думается, что это слово не одного расслабленного: это – голос всех беспомощных людей, всех беспомощных страдальцев всех времен и наших дней в особенности, потому что сколько среди нас найдется таких, которые по всей справедливости могут сказать: «Человека не имею». Не иметь человека среди множества людей, которые называют себя христианами. Отчего же это происходит? Оттого, что так часто недостает нам истинно-христианской любви, любви деятельной, такой любви, которая составляет самое главное звено всякого благополучия: и личного, и семейного, и общественного – такой любви, которая проявляется не на словах только, не языком произносится, но проявляется делом. И вот передо мной, как, может быть, и перед каждым из вас, слушающих и смотрящих, вероятно, стоят два вопроса. И первый из них: «Кто я? Кто я в применении, в преломлении к этому евангельскому повествованию? С одной стороны, я тот человек, лишенный силы, силы воли, который неспособен, не может найти себе исцеления, своими силами. Ведь сколько оцепенения в душе! Сколько бесчувствия в сердце! Сколько тусклости в разуме в каждом из нас, и во мне в том числе...» И вот из года в год, хотя бы вот сегодня, сразу встает вопрос: «Ты можешь исцелиться?» – и ответ: «Нет, не могу. Не могу взлететь душой к Богу, не могу собраться с силами, не могу заменить огород, или дачный участок, или бизнес, заботу на присутствие на богослужении – не могу: куча дел и забот… И оказывается, я парализован волей, мыслью, чувством...» И второй вопрос, уже двоякий: «Так неужели нет никого около Меня, кто помог бы Мне ожить?» Может быть, не опустив в целительные воды, а хотя бы сказав животворное слово? Может быть, предложив, если я сам, один не могу идти, меня поддержать, мне помочь хоть несколько шагов ступить – неужели нет никого?.. И если спросить себя – сколько же есть таких голосов, сколько дружбы, сколько бодрящих слов, сколько слов, обращенных ко мне лично и к каждому из нас, обращенных самим Спасителем Христом, которые могли бы тронуть душу, чтобы она вздрогнула и стала живой? И обратная сторона этого второго вопроса: «А сколько же вокруг людей, парализованных волей, сердцем, душой, которым я мог бы помочь ожить, встать, пойти – а мне лень, мне некогда, я забываю...

Федор Повный задается вопросам: и что же нам делать?

- Неужели снова ждать в течение года, чтобы те же слова прозвучали, чтобы снова Христос нам сказал те же слова и чтобы мы снова подумали: «Да, прошел целый год, и все одно и то же повторяется в Церкви». Повторяется, да! – как в нашей жизни; если бы только мы ожили с первого слова, нам не нужно было бы его слышать вновь и вновь. Мы бы это слово воплотили в себе, в своей жизни, мы бы пронесли его через всю жизнь, как факел, и загорелись бы души вокруг нас, и ожили бы люди вокруг нас, и они тоже понесли бы благую весть... Вот и давайте в течение этой наступающей недели, которая сегодня начинается этим Евангельским чтением, поставим перед собой вопрос, вопрос о том, в чем моя немощь, чем я парализован, какой частью души, что внесло этот паралич, это оцепенение в мою душу? И избавимся от этого своего состояния с помощью Христа, с помощью любящих нас людей, собрав все свои силы. И спросим себя: «Кто около меня нуждается в этой помощи, о которой я мечтаю, без которой я жить не могу? И не ожидая ничего, не ожидая, чтобы я сам стал живым, попробую оказать помощь тому другому, которая ему, может быть, поможет ожить. Но при этом будем помнить, что привести или приблизить человека ко Христу, к вере в Него, к любви и преданности, обратить чью-либо душу к Тому, Кто ищет нас, зовет нас, любит нас, стучится в наше сердце, Кто есть жизнь и радость всех, – велико пред Богом! «Кто обратит грешника от ложного пути его, тот спасет душу свою от смерти и покроет множество грехов» – читаем мы в Послании апостола Иакова, 5 глава, 10 стих. Но одновременно не будем забывать, что служить телу ближнего, заботиться о нем, когда он болен, без сомнения, такое же богоугодное дело и священнейшая обязанность каждого из нас. Вот и будем искать в нашей жизни и того и другого. Поспешим на помощь ко страждущим и изнемогающим не только телом, но часто духом. Поможем им ожить и уврачуем их святой любовью.

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 473 раз Печать