Жизненный путь. В канун профессионального праздника всех железнодорожников Беларуси расскажем о коллективе Волковысской дистанции пути - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Суббота, 05 Августа 2023 18:17

Жизненный путь. В канун профессионального праздника всех железнодорожников Беларуси расскажем о коллективе Волковысской дистанции пути

На этой неделе в помощь волковысским путейцам из центра механизации путевых работ (г. Пинск) прибывала путевая машина ВПР-09-3Х с отделочным комплексом SSP 110. На фото - вместе с экипажем путевой машины работники Волковысской дистанции пути: монтеры пути Александр Ширковец и Дмитрий Марцута (крайние слева), дорожный мастер Александр Сорокин (крайний справа) На этой неделе в помощь волковысским путейцам из центра механизации путевых работ (г. Пинск) прибывала путевая машина ВПР-09-3Х с отделочным комплексом SSP 110. На фото - вместе с экипажем путевой машины работники Волковысской дистанции пути: монтеры пути Александр Ширковец и Дмитрий Марцута (крайние слева), дорожный мастер Александр Сорокин (крайний справа)

Здесь нет тех, кто слаб духом или телом. В снег и в дождь, в испепеляющий зной и в лютый мороз они готовы шагать километры по шпалам и прокладывать, обслуживать, ремонтировать путь — путь, который для них стал жизненным. И все это для того, чтобы мы с вами и грузы, которые нужны стране, могли передвигаться быстро и безопасно. На помощь им приходят современные мощные машины, но без их зорких глаз, ловких рук и мудрых голов по-прежнему не справиться. Имя им — путейцы, и сегодня, в канун профессионального праздника всех железнодорожников Беларуси, мы расскажем о коллективе Волковысской дистанции пути.

Первые на дороге

Наверняка многие из нас знают, что первая железная дорога по территории современной Беларуси пролегла еще в девятнадцатом веке. Это участок Поречье — Гродно, явившийся частью магистрали Петербург — Варшава. Сдан в эксплуатацию он был в декабре 1862 года. Сейчас этот участок обслуживается Волковысской дистанцией пути, поэтому в некотором смысле можно сказать, что именно наша дистанция стала первой на железной дороге Беларуси.

Развитие стальных магистралей не заставило себя долго ждать. За 1865—1866 годы был построен участок Барановичи — Волковыск — Свислочь с ответвлениями Гайновка — Черемха — Варшава и Волковыск — Берестовица — Белосток. В 1905—1907 году построена железная дорога Волковыск — Мосты — Гродно. Таким образом, уже в начале двадцатого века наш город стал важным железнодорожным узлом.

В 1886 году, после окончания строительства железных дорог на Свислочь и Берестовицу, на станции Волковыск-Центральный, которая в то время называлась Багратион, был организован 16-й участок (дистанция) Николаевской железной дороги. После окончания строительства в 1907 году границы 16-го участка изменились, вплоть до немецкой оккупации 1915 года механизмов на эксплуатационных работах по ремонту пути и сооружений не было. В истории сохранились фамилии одних из первых дорожных мастеров, работавших на станции Волковыск-Центральный: с 1925 по 1928 годы дорожным мастером здесь трудился Динпяровский, а с 1929 по 17 сентября 1939 года — Литорович.

После освобождения Западной Беларуси согласно приказу народного комиссара путей сообщения № 229/Ц в составе Белостокской железной дороги была организована 5-я Волковысская дистанция пути. Совместно с воинскими подразделениями путейцы сразу же занялись перешивкой путей с западноевропейской колеи шириной 1435 мм на отечественную — 1524 мм. Несмотря на огромный объем работ, перешивка путей была закончена менее чем за месяц.

С первых дней организации дистанции в штат были зачислены безработные и поденные белорусы, были приняты меры к выдвижению белорусов на командные должности. Многие работники дистанции пути были откомандированы на курсы бригадиров пути, дорожных мастеров, бухгалтеров. Дистанционные мастерские пополнялись техникой: транспортной дрезиной, грузовыми автомашинами, снегоочистителями. Была проделана большая работа по перестройке станционных путей, замене стрелочных переводов. Впереди было еще много планов, но 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Во время немецко-фашистской оккупации главные и станционные пути железной дороги вновь были перешиты на западноевропейскую колею.

После освобождения территории от немецко-фашистских захватчиков железнодорожники начали восстанавливать разрушенное путевое хозяйство. Восстановление путей на перегонах и станциях, а также искусственных сооружений — мостов, путепроводов — велось по нормам временного восстановления, допускавшим скорости движения поездов от 15 до 50 км/ч. Это было связано с необходимостью срочного проведения работ для успешного продвижения советских войск на Запад. И работники дистанции принялись за дело под лозунгом «Все для фронта! Все для Победы!».

Именно люди были и остаются до сих пор главным достоянием дистанции пути. Именно люди вынесли на своих плечах трудности военной разрухи, восстановили путь и путевое хозяйство, обеспечивали его содержание в исправном состоянии, гарантирующем безопасность движения поездов, и продолжают это делать.

После окончания Великой Отечественной войны произошло укрупнение: четыре дистанции пути, Волковысская, Слонимская, Мостовская и Гродненская, объединились в одну — Волковысскую. В разные годы коллективом руководили И. Ф. Юркевич, Степан Александрович Титов, Николай Иосифович Алексеюк, в течение 21 года дистанцию пути возглавлял Анатолий Аркадьевич Борисенко, с 2006 по 2020 годы начальником был Владимир Владимирович Зелинский. С мая 2020 года начальником дистанции является Дмитрий Николаевич Микульский.

Смотрим в завтра

В нынешнее время Волковысская дистанция пути — современная и эффективная железнодорожная организация. О том, какие задачи выполняет коллектив дистанции и в каких направлениях развивается, рассказали заместитель начальника дистанции — главный инженер Артур ВАЛЬЧИК и заместитель начальника Валерий СТУПИШ.

Волковысская дистанция пути входит в число крупнейших на Белорусской железной дороге и является второй по масштабу после Барановичской дистанции в составе Барановичского отделения дороги. Территория Волковысской дистанции простирается до границ с Польшей и Литвой и располагается в семи районах Гродненской области: Гродненском, Волковысском, Свислочском, Берестовицком, Мостовском, Зельвенском и Слонимском. Соответственно, на обслуживании наших путейцев — не только привычная «русская» колея 1520 мм, но и пограничные участки западноевропейской колеи 1435 мм на погранпереходах Свислочь и Брузги.

В структуру организации входят аппарат управления, 14 околотков, участок дефектоскопии, участок по ремонту искусственных сооружений, участок по эксплуатации и ремонту машин, механизмов и оборудования, участок по содержанию и уборке зданий и сооружений. Структура обширная, но и объемы немалые: так, развернутая длина путей дистанции пути в семи обслуживаемых районах превышает 600 километров, в том числе — 136,6 км бесстыкового пути, 250,1 км станционных путей. На железобетонных шпалах лежат 472,5 км пути из общей протяженности. Также дистанция обслуживает 727 стрелочных переводов, 109 переездов и 147 мостов на главных путях.

035

Среди основных задач, которые выполняет коллектив дистанции пути, — содержание в постоянной исправности всех элементов железнодорожного пути (земляного полотна, верхнего строения пути, сооружений и путевых устройств), повышение качества ремонта и текущего содержания пути, а как следствие — обеспечение безопасности движения поездов. Главная оценка работы путейцев — балльность пути, которая высчитывается по многим показателям. Это для нас, обычных пассажиров, важнее всего ехать комфортно, быстро и плавно, «чтобы не трясло». А у специалистов есть много критериев и немало технических средств для их оценки, например, новые дорожные комплексы, которые проверяют состояние пути и его соответствие нормам, необходимое для безопасного пропуска и движения поездов.

Как и много лет назад, в коллективе дистанции есть люди, которые следят за состоянием пути, осматривают его и выявляют дефекты, так и люди, которые эти дефекты устраняют. Но если раньше многие работники были «универсальными солдатами», вчера в качестве обходчика осматривавшими полотно, а завтра принимающими участие в замене рельсошпальной решетки, то сейчас происходит определенная дифференциация обязанностей. Дело в том, что в Волковысской дистанции пути — и здесь наши земляки вновь первые на всей Белорусской железной дороге — проходит апробация новой системы работы. Уходит в прошлое профессия путевого обходчика и появляется профессия путевого контролера. Этот специалист отвечает конкретно за состояние пути и выявление дефектов, не распыляясь на выполнение других функций. Каждый день путевой контролер согласно графику проходит пешком в среднем 12—14 километров по железнодорожному полотну, имея с собой необходимые измерительные инструменты, осматривает рельсы, шпалы и другие элементы пути, выявляет дефекты и докладывает мастерам или руководству дистанции. Персональная ответственность и хорошая заработная плата стимулируют этих специалистов работать скрупулезно, требуя от коллектива устранения выявленных дефектов. Пока такая форма работы в Волковысской дистанции пути внедрена в качестве эксперимента, и если она даст положительный результат, то будет распространена на другие подразделения железной дороги.

Плановые ремонтные работы, особенно если они не связаны с земляными работами, коллектив дистанции пути проводит круглогодично. Немало сделано, к примеру, за три последних года. Среди самых значимых объектов — замена главного пути на станции Слоним протяженностью 1,4 км, замена 10 километров пути на перегоне Озерница—Зельва с укладкой его на железобетонное основание, что позволило повысить предельную скорость на перегоне для пассажирских поездов до 120 км/ч. Большой объем работ только за 2022 год был проведен на станции Волковыск — замена четырех путей протяженностью в сумме более 14 километров; также по два пути были заменены на станциях Аульс и Лососно. Помимо всех этих работ, коллектив дистанции пути занимается наведением и поддержанием порядка непосредственно на железнодорожном полотне и в полосе отвода.

Руководство Белорусской железной дороги, Барановичского отделения и Волковысской дистанции пути постоянно предпринимают меры для облегчения условий непростого труда путейцев, обеспечения охраны труда и техники безопасности. Осовременивается, становится более легкой и практичной спецодежда, постоянно выдаются средства индивидуальной защиты. Закупается и новая техника — от полезной и очень нужной «мелочи» вроде инструментов и приборов до мощных железнодорожных машин, призванных минимизировать долю ручного физического труда. Выправлять, подбивать и рихтовать путь, улучшая его качественные характеристики, помогает путевая машина ВПРС-08, грузить и перевозить материалы верхнего строения пути — мотовоз МПТ-4 и железнодорожные краны, быстрее добираться до места работ и оперативнее их производить — путеремонтная летучка ПРЛ-4 и 36 единиц автомобильной и тракторной техники, менять шпалы — машина SVP-74. Зимой используется снегоочистительная и снегоуборочная техника. А чтобы удобнее было производить ремонтные работы, закупается электроинструмент на аккумуляторах: более производительный, дешевый и пожаробезопасный.

Работа, которая сплачивает

И все же, сколько бы новой современной техники ни появлялось на железной дороге, без рабочих рук здесь не справиться. Труд этот непростой, поэтому остаются здесь только лучшие.

В коллективе Волковысской дистанции пути — 431 человек. Работники живут и трудятся во всех районах, на территории которых расположена дистанция. 375 из них — люди рабочих специальностей, и основная профессия здесь — монтер пути. Это тот костяк, на котором и держится организация.

Что самое главное для человека, которого можно назвать хорошим путейцем? Артур Вальчик и Валерий Ступиш считают: опыт. И приходит этот опыт именно на рабочем месте. Молодые выпускники профильных учебных заведений, которые приходят сюда с действительно хорошей теоретической базой, тем не менее, признаются: пока сами не попробовали поработать, ощутить труд путейца руками и увидеть все собственными глазами, по-настоящему понятия о работе не было. По мнению Артура Валентиновича и Валерия Валерьевича, для того, чтобы человек нормально вошел в курс дела, приобрел какой-никакой опыт и, в конце концов, понял даже — а его ли это призвание, — нужен как минимум год. За это время тело и разум привыкают (или не привыкают) к физическим нагрузкам, работе в любую погоду и в любое время суток, замечают (или не замечают) недостатки, которые нужно устранить, и уже знают (или по-прежнему не знают), как именно их нужно устранять. Именно эти год—два становятся определяющими: в этот период кто-то уходит искать работу полегче, а кто-то прикипает душой к железной дороге и остается. Как правило, те, кто остаются, трудятся здесь до пенсии, и путь железнодорожный на самом деле становится их жизненным путем.

«Самое приятное в нашей работе — это, как правило, дружный коллектив, — отмечает Артур Вальчик. — Очень радостно наблюдать, когда приезжаешь в бригаду, как вместе трудятся опытные и молодые работники. С юмором, даже подколками, но работа идет слаженно». И действительно, такой сплав из разных возрастов, разных поколений как нельзя лучше помогает передаче и профессионального опыта, и, пожалуй, житейской мудрости от старших к младшим.

Кроме того, в дистанции пути, как и традиционно во многих железнодорожных организациях, немало трудовых династий. Самая прославленная и одна из старейших на Белорусской железной дороге в целом — династия Мазюков. Началась она с того момента, как по гродненской земле прошел первый в истории поезд. Еще в 1862 году на железную дорогу пришел работать Иосиф Иосифович, прапрадед ветерана труда Волковысской дистанции пути, бывшего дорожного мастера Иосифа Станиславовича Мазюка, который, в свою очередь, в транспортной сфере отработал 43 года. На 16-м околотке дистанции, бригадиром пути трудится сын Иосифа Станиславовича Андрей, на такой же должности добросовестно работает бригадиром пути его двоюродный брат Валерий Брониславович. Общий трудовой стаж династии Мазюков перевалил уже за 440 лет!

zhelezn (2)

Настоящая железнодорожная семья, причем еще не вся: представители трудовой династии Мазюков из Волковысской дистанции пути на станции Поречье - в местах, где более 160 лет назад начиналась династия

А что же молодые? Конечно, к дорожной романтике у молодежи сейчас уже совсем не та тяга, что была во времена строительства БАМа. Но тем не менее, кого-то она по-прежнему привлекает. Мы уже сообщали, что этим летом на базе Волковысской дистанции пути впервые действует  студотряд, составленный из десяти учащихся Волковысского аграрного колледжа. Ребята прошли теоретический курс, который им читали Валерий Ступиш и другие железнодорожники, успешно сдали экзамены и получили специальность монтера пути 3 разряда, а сейчас в течение месяца под руководством дорожного мастера проходят производственную практику. По словам Артура Валентиновича, им нравится: «Улыбаются, смеются, их интересует то, что они делают, устраивает график работы. Сначала мы давали им задания полегче, потом постепенно подтянули к более сложным работам. Справляются, молодцы. Так что если в конце своей практики они будут согласны, мы сразу же с удовольствием возьмем их на работу как уже имеющих определенный опыт».

Конечно, работники дистанции пути нужны. Поскольку, как уже не раз повторялось, труд этот не из легких, новые кадры здесь всегда приветствуются. Из бонусов — неплохая зарплата, входящая, по оценке моих собеседников, в первую треть списка по размеру в районе, средства индивидуальной защиты и спецодежда, транспорт и техника, обеспечение питьевой водой, а также, естественно, дружный коллектив. А от кандидатов на трудоустройство ждут — прежде всего — любви к железной дороге, готовности к физическим нагрузкам. Не помешает, конечно, знание физики, и очень важными качествами будут инстинкт самосохранения и осторожность: работа все же довольно опасная. А охрана труда и производственная безопасность для коллектива и администрации — в приоритете.

Второе поколение

К профессиональному празднику железнодорожников нагрудным знаком отличия «За добрасумленную працу на Беларускай чыгунцы» III степени награжден бригадир Волковысской дистанции пути Сергей БРОДКО. Он — достойный представитель еще одной трудовой династии в коллективе, можно сказать, второе ее поколение. А скоро должно быть уже и третье.

Сергей родился в деревне Андреевичи Волковысского района, а это, как известно, край железнодорожный: здесь находится станция, продолжаясь от которой на запад, железная дорога разделяется на две ветки — в направлении Берестовицы и в направлении Свислочи. Поэтому железнодорожная тематика окружала парня с детства, тем более, что и родители трудились в этой отрасли: отец 46 лет проработал в дистанции пути монтером, бригадиром, мастером, начальником участка; мама 23 года работала дежурным по переезду.

zhelezn (4)

Сергей Бродко у одного из обслуживаемых его бригадой объектов.

Сергей пошел по родительским стопам, хотя поначалу возникали у него и другие идеи — например, служить в правоохранительной системе. Но железная дорога была ему интересна всегда, поэтому он решил, что называется, не плыть против течения и после школы устроился в дистанцию пути подсобным рабочим. Отслужив в армии, вернулся в коллектив и, пока работал оператором дефектоскопной тележки, успел окончить Брестский техникум железнодорожного транспорта. Еще год Сергей поработал монтером пути, а с 2004-го его назначили бригадиром. Общий стаж его работы в отрасли железнодорожного транспорта уже превысил 28 лет.

Сергей Бродко руководит бригадой участка по ремонту искусственных сооружений. Бригада невелика, но эффективна: обслуживает 193 искусственных сооружения, в числе которых 114 железнодорожных мостов различных конструкций, а также водоотводные трубы и лотки. Все это хозяйство расположено в нескольких районах, поэтому работа у бригады разъездная: сегодня ты, условно говоря, обследуешь мост в Слониме, а завтра косишь траву и чистишь лотки в Росси. Но первостепенные задачи, говорит бригадир, — те, что связаны непосредственно с безопасностью движения. Наверное, потому, что бригада Бродко качественно и вовремя проводит обследование и необходимое обслуживание искусственных сооружений, экстренных выездов у нее практически не бывает — в основном плановые работы.

Ценят Сергея Александровича как опытного профессионала и умелого руководителя в администрации дистанции пути. Там отмечают, что содержание искусственных сооружений на участке его бригады оценивается на «хорошо» и «отлично», а грамотное руководство бригадой позволяет решать сложные задачи при проведении капитального и текущего ремонта искусственных сооружений. За последнее время этот небольшой коллектив выполнил работы по укреплению отдельных участков земляного полотна в местах сезонных подтоплений на участках Слоним — Зельва и Зельва — Волковыск, по ремонту и восстановлению водоотводных сооружений на участке Зельва — Волковыск, по укреплению верхнего строения пути в месте устройства ливневой канализации большого диаметра на участке Рось — Волковыск, произвел замену боковых тротуаров на железнодорожном мосту на участке Слоним — Озерница.

За двадцать восемь лет работа Сергею Бродко не приелась, более того, он продолжает считать ее интересной. «Сколько ни работаешь, постоянно познаешь что-то новое, постоянно учишься, в том числе и от своих коллег», — говорит бригадир. И даже когда находится в отпуске, пользуясь железной дорогой в качестве пассажира, все равно обращает внимание на работу коллег из других регионов, перенимая от них какие-то новые идеи. С теплотой он отзывается о своей бригаде. И несмотря на то, что его специальность позволяет ему работать и в метрополитене, о переезде в столицу он не задумывается: прирос, говорит, к своей родине, к коллективу.

Да и зачем переезжать: ведь он продолжает славную волковысскую железнодорожную династию. Здесь же, в техотделе дистанции пути, работает жена Сергея Александровича. А на третьем курсе Белорусского государственного университета транспорта учится его сын, который выбрал специальность, связанную с электроснабжением на железной дороге. Так что — есть будущее у этой династии, а пока есть на нашей земле такие люди, то и железная дорога будет работать.

Просьбы жителям и пожелания коллегам

Железнодорожники в своей работе нередко соприкасаются с деятельностью остальных граждан, особенно живущих поблизости от железной дороги. Поэтому, чтобы не возникали конфликты интересов, у администрации дистанции пути есть к жителям города и других населенных пунктов некоторые просьбы.

zhelezn (3)

Среди них — просьба не разбивать в полосе отвода и в непосредственной близости от железнодорожного полотна огороды и сады, не складировать бытовой мусор и прочие отходы, не пасти скот, не осуществлять раскопки и строительные работы без согласования с администрацией железнодорожных организаций. А чтобы не происходили несчастные случаи, напоминают Артур Вальчик и Валерий Ступиш, нужно раз и навсегда запомнить и строго выполнять следующие простые правила: не отпускайте детей играть вблизи железной дороги, пути переходите по специально оборудованным переходам, перед пересечением железнодорожного полотна снимите наушники и солнцезащитные очки, а также капюшон; если вы на велосипеде — спешивайтесь; пересекайте пути только после того, как убедились в отсутствии приближающегося состава. Статистика показывает, что в последнее время участились случаи группового железнодорожного травматизма, а это может говорить о массовой беспечности и неосторожности. Помните, что поезд мгновенно остановить невозможно, а железная дорога не прощает ошибок, которые зачастую бывают роковыми.

Тесно взаимодействует коллектив дистанции пути с другими железнодорожными организациями. Иначе нельзя: не зря говорят, что железная дорога — это единый и большой механизм, и сбой даже одного элемента в этом механизме может привести по цепочке к сбою всей системы. Поэтому поздравления в честь профессионального праздника Артур Вальчик и Валерий Ступиш адресуют не только коллективу Волковысской дистанции пути, но и всем железнодорожникам. Пожелания коллегам: чтобы все работало бесперебойно, чтобы безопасность движения и охрана труда в их коллективах оставались на высшем уровне. А каждому из железнодорожников — крепкого здоровья, надежного семейного тыла и позитивных событий в жизни.

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 1132 раз Печать