Родные должны жить рядом - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Пятница, 01 Апреля 2016 00:00

Родные должны жить рядом

Елена Веруш

Узбеки Гуладжар Мамадалиева и ее сын Тахир Ахмедов переехали в наш район всего три года назад, купив дом в далеко не перспективной деревне Мештуны. Но и за это короткое время они успели полюбить свою новую родину.

Оба считают, что привычка — дело наживное. Главное — родные люди должны быть рядом. Первой в Беларуси обосновалась Гулина дочь Матлюба: приехала в составе рабочей делегации в Гродно, и так ей здесь понравилось, что без всяких сомнений и расчетов решилась на переезд. Оставила сыновей на бабушку с дядей, а сама начала с нуля строить новую жизнь, в которую постепенно перетянула всех. В результате поменять место жительства решилась и мама, с детства привыкшая к трудностям.

Гуладжар — цветок Победы — родилась 9 мая 1945 года. Разве могли ее назвать по-другому? Правда, отец сразу же, как узнал о рождении дочери, надел на голову тюбетейку — и был таков, обидевшись за девочку. Мама воспитывала сына и двух дочерей одна. Жили они тогда в киргизском Оше. Когда Гуле было девять лет, мама умерла. Детей собирались распределить по родственникам, даже отец соглашался взять к себе сына, но муж младшей маминой сестры поставил точку в этой проблеме: «Детей никому не отдам, мы воспитаем всех сами». Так сохранилась их семья, вернее, разрослась и, более того, стала полной. Все, как у всех: мама, папа, братья и сестры. У тети с дядей была одна дочь, в одночасье добавились еще трое, а потом еще трое родились. Племянники с самого первого дня и до самой смерти родителей называли их мамой и папой, чувствуя это неразрывное родство душой и сердцем.

После школы Гуля уехала в Андижан, где к тому времени уже обосновалась сестра, и поступила в строительный техникум. Но учиться не стала — вся родня была против, доказав ей, наконец, что эта профессия не девичья. Ее же мужские работы как будто магнитом притягивали: когда отец с братом вставали из-за баранки автомобиля, за руль усаживалась она, в мечтах мчась по дальним дорогам — наяву не позволяли. Учебу бросила, но на шее у сестры сидеть не собиралась. В местном СМУ ее взяли маляром, отправив на работу в соседнее село. А она скоро и замуж там вышла — в 17 лет. Только когда родился сын, их с Ташлан-боем расписали, при этом молодая жена решила остаться на своей девичьей фамилии. Как и каждая девушка, Гуля мечтала о счастье в замужестве, надеялась вместе с избранником построить крепкую семью, в которой править будут любовь и уважение и где продолжением родителей станут дети. Все именно так и начиналось, но что-то вдруг в этих планах сломалось. Первенец умер, родившаяся за ним дочурка часто болела. Годика три ей было, когда Гуля отвезла Любашу в детскую больницу с заболеванием почек — самая ближняя была недалеко от Оша, а там родители, которые могли девочку навещать. Сама она к тому времени работала в местном санатории сестрой-хозяйкой, мужа забрали в армию (пока не был женат, получал отсрочку по причине инвалидности матери, а так, видимо, предполагалось, что за ней будет ухаживать невестка). Та осень разделила Гулину жизнь на «до» и «после», но она и сегодня никого не винит в том, что произошло.

Октябрь в Узбекистане — месяц горячий, поскольку «балом правит» хлопок, это — время его уборки. Помощь тем, кто его вырастил, всегда активно оказывают трудовые коллективы, школьники, студенты. По разнарядке на две недели на поле отправили и работников санатория. Дневная норма — 120 килограммов, пока не соберешь их, не уйдешь. Гуля норму всегда перевыполняла. А тут отпросилась у главврача, чтобы дочку проведать, села на попутку и… Очнулась она на больничной койке. На левой ноге переломы в двух местах, серьезно повреждено правое колено, но самое страшное после аварии было то, что никто из домашних и предположить не мог, куда она пропала — о мобильной связи тогда даже и не мечтали. Но в этом, как оказалось, страха особого не было — все еще было впереди. В травматологии соседнего села Гуля провела девять невыносимо долгих месяцев. И все бы ничего: родня мужа регулярно навещала ее здесь, опеку над маленькой Матлюбой полностью взяли ее родители, да сам Ташлан-бой, должный стать ее опорой и поддержкой, вернувшись из армии и навестив свою молодую жену, без обиняков сказал ей сразу: «Ты теперь инвалид, а мне жена-инвалид не нужна!». Она проревела целую ночь, нервное потрясение было такое сильное, что медики с трудом спасли ее и от зашкалившей температуры, и от ужасной депрессии. Умом она, конечно, понимала: мужу нужна здоровая жена, как и брату — богатая сестра, но сердце не могло простить это предательство. Душевную рану залечивали мама да дочурка, тоже к тому времени выписанная из больницы, рубцевало ее и время. Мало-помалу родители все же уговорили дочку вернуться к мужу. С тех пор ее жизнь превратилась в череду черно-белых полос — с уходами и приходами, обидами и попытками склеить осколки былого счастья.

В 23 года Гуле дали вторую группу инвалидности, передвигалась она с двумя костылями. Рядом с красивым и здоровым Ташлан-боем чувствовала себя, мягко говоря, неуверенно. А он обязательно старался подчеркнуть ее ущербность, обращая внимание на привлекательных молодых женщин, откровенно любуясь ими и требуя этого от жены. Она старалась занять себя чем-то полезным, пошла на курсы машинописи, надеясь, что рано или поздно это ей все-таки пригодится. Пригодилось! Получив рабочую группу и разорвав, наконец, ничего не сулящий союз, Гуладжар перебралась в Андижан, устроилась на работу на трикотажную фабрику, очень быстро зарекомендовав себя отличным специалистом в делопроизводстве, получила от фабрики квартиру и, наконец, широко расправила крылья. И тут снова на горизонте появился муж, уже успевший сойтись с женщиной, которая тоже родила ему дочь. И снова родители уговорили дать ему последний шанс. На этот раз их даже обвенчал в мечети мулла, под его молитву оба дали согласие на брак. Но и это не смогло сохранить семью. Уже беременная младшим сыном, Гуля окончательно рассталась с мужем.

Детей она вырастила сама. В роскоши никогда не купались, но и в бедности не жили. Среди братских республик Узбекистан был равным среди равных. Сравнивая жизнь при Союзе и время нынешнее, Тахир, в первую очередь, отмечает многонациональность местного населения: только у них соседями по дому были татары, евреи, армяне, корейцы, азербайджанцы. Даже разъезжаясь по историческим родинам, они все оставались друзьями. Причисляя себя к среднему классу, мать с сыном уверены, что сейчас такового в Андижане не найдешь: либо бедные, либо богатые. И все же не это подтолкнуло их к переезду, а желание быть рядом друг с другом. Дом в Мештунах детям понравился больше остальных — «по маминому характеру». Правда, сама Гульаджар долго не могла привыкнуть к деревенской тишине и новому климату, но на город средств надо в разы больше. У нее теперь вид на жительство, у Тахира — только временная регистрация. С ней на работу не берут. Хотя с его высшим текстильным образованием устроиться по-любому было бы проблематично. А он, между прочим, и портной, хоть и самоучка, классный. Приходится молодому человеку время от времени подаваться на заработки — не сидеть же на шее у матери. Без сына Гулину жизнь скрашивают соседи, уверяет, что они у нее замечательные. Каждый час звонит дочка. Она, кстати, профессию педагога поменяла на поварскую — отцовские гены, видать, унаследовала. На белорусской земле пустили корни ее сыновья, уже внука Матлюбе, а Гуладжар правнука подарили. Летом, возможно, в гости приедут. Здесь воздух удивительный, овощи свежие на огороде, что Тахир выращивает, вкусности, знакомые с детства, и особая атмосфера сердечности, присущая только родне. Неважно, на какой земле она живет.

Рецепт от Гуладжар Мамадалиевой

Хунон (паровой рулет)

Традиционный узбекский паровой мясной рулет (урама манты) значительно легче приготовить, чем обычные манты.

Наиболее популярное мясо для рулета — баранина, но можно использовать свинину или смесь жирной свинины и говядины. Готовится хунон очень просто и быстро. Не надо долго возиться с тестом — раскатал в пласт, положил сверху начинку, завернул — и в мантоварку. Через 45 минут все готово.

Замесить крутое тесто, тщательно вымешивая руками минут 15-20. Мясо и сало лучше нарезать мелкими кусочками, не используя умную домашнюю кухонную технику. Мелко нарезать лук и кинзу. На тонко раскатанные лепешки из теста разложить слоями начинку, оставляя 2 см по краям. Первый слой — лук, перемешанный с кинзой, второй — мелко рубленное мясо, третий — сало. Далее начинку солим, перчим черным молотым перцем, красным острым перцем и солью по вкусу. Свернуть рулет, края защипнуть, уложить на решетку мантоварки, обильно смазанную сливочным или растительным маслом.

Узбекистан

Республика Узбекистан, государство в Центральной Азии, граничит с Казахстаном на севере и северо-востоке, с Туркменистаном на юго-западе, Афганистаном на юге, Таджикистаном на юго-востоке и Киргизией на северо-востоке, на северо-западе омывается Аральским морем. Узбекистан занимает площадь, равную 448,9 кв. км. На конец 2006 г. население Узбекистана составляло 26,4 млн человек. Валюта — узбекский сом (UKS). Почти все узбеки — мусульмане-сунниты. В качестве основных административных единиц в границах Узбекистана выделены 12 областей, город Ташкент и Каракалпакская автономная республика (Каракалпакстан). Во главе администрации каждой из этих единиц стоит губернатор (хаким), которого назначает президент страны. Самый крупный город Узбекистана — Ташкент, столица страны, с населением 2,3 млн человек.

В соответствии с Конституцией, принятой 8 декабря 1992 года, Узбекистан — суверенная демократическая республика. После провозглашения независимости началась перестройка государственного аппарата и формирование новой государственной системы. Высший государственный представительный орган Олий Мажлис (Верховный Совет) осуществляет законодательную власть и избирается на пять лет. Исполнительная власть сосредоточена в руках главы государства — президента, избираемого всеобщим голосованием на семь лет, глава правительства — премьер-министр.

Трудолюбие — на первом месте

Узбеки — коренные жители Республики Узбекистан. Они издавна занимались земледелием, ремеслами и торговлей. Выращивали в основном зерновые, зернобобовые, овощные, бахчевые, садовые культуры.

Какие же черты характера присущи узбекам? На первое место можно поставить трудолюбие. Люди умудряются вырастить неплохие урожаи практически в пустыне. Это самые трудолюбивые жители Средней Азии. Как шутят в этой стране, настоящий узбекский мужчина должен построить тысячу домов, посадить 2000 деревьев..., в общем, как-то отвлечься от третьего желания. За ним вплотную идут семейственность и традиционализм. Члены одной семьи поддерживают друг друга, почитают и уважают старших. При этом каждый член семьи знает свое место в ней и правила поведения: старшим необходимо выражать уважение, прикладывать руку к сердцу и обязательно называть на «вы». Мужчина — выше женщины, а старшие братья выше в иерархии младших. Ну, а отношения свекрови и невестки строятся по принципу «я в свое время отмучилась, а теперь и ты мучайся». Узбеки весьма гостеприимны. Без пиалы чая и разнообразных угощений не начинается ни один разговор. В Узбекистане любят покушать хорошо и вкусно (отведать в чайхане плов). Никогда не спешат во время трапезы. Жизнь Востока медленная и размеренная. Исполнительность у них, можно сказать, в крови. Решения не обсуждаются, а исполняются во что бы то ни стало. Еще про узбеков говорят «терпилы». Люди там редко сопротивляются, они все терпят. Сами же узбеки уверены: у них никогда не бывать революциям. Менталитет не позволяет. Оптимизму узбеков можно позавидовать. Они выше всех среди стран бывшего СССР оценивают свой уровень жизни, 89% жителей страны вполне довольны своей жизнью.

Среди известных узбеков — космонавт Салиджан Шарипов и мультимиллиардер Алишер Усманов, самый богатый человек России по данным 2012 года.

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 2351 раз Печать