Против пятой заповеди - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Пятница, 06 Сентября 2019 19:40

Против пятой заповеди

 

 Дождь. Темные осенние тучи. Ветер, срывающий листья с деревьев. Все это вызывало какую-то усиленную тревогу у двух сестер, которые приехали из Польши, чтобы поклониться могиле отца, так как они не попали на его похороны — узнали почти через месяц. Интуитивно пошли к могиле своей матери, в надежде, что отец похоронен рядом. Увы! Надежда не оправдалась. Сестры еще какое-то время походили по кладбищу, но безуспешно.

В голову лезли разные вопросы. Но ответов на них не было. Немного поразмыслив, женщины решили, что отца захоронили на другом кладбище. Нужно выяснить у родственников или у младшей сестры, если доведется с ней встретиться. Она вела разгульный образ жизни, и попытки ее увидеть и поговорить каждый раз заканчивались неудачей. А ведь после смерти матери живущие в Польше сестры слезно просили младшую досмотреть отца и денег ей оставили для этих целей.

Отец им, всем шестерым, был неродным. Он женился на матери, когда не стало их родного отца. Тогда младшей сестре, о которой идет речь, был всего годик. Мать занималась домашним хозяйством, заботилась о детях. Хозяйство было не малое: коровы, свиньи, гуси, куры и все прочее, требовавшее заботы. Доставалось всем — и родителям, и детям. Но труднее всего приходилось отцу, потому что ему нужно было думать, как прокормить, одеть-обуть семью, и,  главное, — как заработать денег, чтобы их принести любимой жене и детям. Он очень любил детей, хотя они и не были ему родными. Когда жена собирала ему обеды, он говорил: «Много не клади, пусть детям останется». А чаще приносил еду обратно. Обед, как правило, состоял из кусочка мяса с хлебом, сальца с огурчиком. Он говорил: «Принес я вам, дети, зайчикового хлеба и мяса». И тогда дети цеплялись ему на колени, на шею, на руки, с криками: «Ура, папа принес от зайчика хлеба!». И с наслаждением ели. Папа старался никого не обидеть, всем поделить поровну, нарезал кусочки как будто под линейку. И его усталость словно проходила от детской радости и ласки.

Отец постоянно думал, советовался с женой о том, где можно побольше денег заработать. И, наконец, научился печному ремеслу — самой оплачиваемой по тем временам работе на селе. Заказов было предостаточно. Он работал от темна до темна, редко когда выдавался день отдыха. Даже жена порой его просила хоть немного отдохнуть, а он отвечал: «Нет! Надо детям заработать на учебу, да на свадьбы. Положим на книжку, а потом как найдем». Все деньги он сполна отдавал жене. Всех детей считал своими, хотя общих детей у этой пары не было.

Когда дети выросли, кому-то действительно за отложенные деньги сделали свадьбы. Но пришло время, когда многие уезжали по репатриации в Польшу, и старшие дети тоже решили покинуть родной дом в поисках лучшей жизни. Не уехала только самая младшая, которая всю жизнь практически была на попечении родителей. Поэтому, может быть, от чрезмерной опеки, от большой любви, от массы свободного времени она начала скатываться вниз по наклонной, все больше и больше выходя из-под контроля родителей. Мать и отец места себе не находили, думали, как приструнить самую любимую доченьку, как ее поставить на правильный путь в жизни, отправить на учебу, чтобы она приобрела какую-то профессию, чтобы устроилась на работу в городе, чтобы ей в жизни было легче жить, чем родителям. Но не смогли уговорить ее поступить на учебу, а вскоре младшая дочь объявила родителям, что выходит замуж. Родители волновались: как молодые будут жить, если она совсем не приспособлена к деревенской жизни. Хотя и проживали они в деревне, но рядом с городом. В городскую школу дочка ходила. А суженый ее был деревенским парнем, без какой-либо квалификации. Со временем он выучился в ДОСААФ и получил права водителя.

Жила дочь у мужа. Поначалу часто навещала своих родителей. Приходили всегда, когда появлялась «свежанина», как только зарежут кабана, за маслицем, за молочком. Радовались родители пополнению в семье дочери, когда родилась у нее доченька, а им внученька. Для них это была большая радость, так как дети и внуки из Польши приезжали редко, по тем временам не имели возможности часто навещать родителей.

Шли годы, пролетали дни, какое-то время у дочери-любимицы было все хорошо, но недолго радовались родители ее счастью. Она начала заглядывать в рюмку все чаще и чаще. Правда, пока были живы мать и отец, они старались ее удерживать от «зеленого змия».

Пролетела незаметно жизнь. Тяжело заболела мать. Пришлось всю заботу о ней взять на себя мужу-пенсионеру, несмотря на то, что он иногда еще подрабатывал своим любимым делом. Не мог отказать людям в просьбе сделать печь, хотя у самого уже и руки болели, а порой и ноги не слушались.

В один из осенних дней не стало любимой жены и матери детей. Хотя уже все дочери давно стали сами мамами, для них это была большая потеря. А муж так и вообще поник, для него дни стали длинней, тяжелее и вообще хмурыми. Одиночество его убивало. Дети, проживающие в Польше, предлагали уехать с ними, но он сказал, что из своего дома никуда не поедет. Кстати, когда он пришел в их семью, они жили в маленьком и стареньком домике. Он его перестроил в большой, просторный и светлый дом, где всем хватало места.

Не сумев уговорить отца уехать в Польшу, попросили старшие дети младшую сестру, чтобы досмотрела его, дали ей денег на первое время, чтобы он ни в чем не нуждался и, если понадобится лечение ему, чтобы оплатила. Но как только отец занемог, она сразу же отправила его в больницу. Через две недели его не стало. Но «доченька» не только не сообщила об этом другим детям, она продала тело отца медицинскому институту за 70 рублей, по расценкам того времени. Поэтому никто из родственников не знал о его смерти, думали, что пожилой человек находится где-то на лечении. А дочь принялась побыстрее оформлять наследство, утаив от нотариуса других наследников. И в скором времени продала построенный отцом для всей семьи дом.

Приехавшие из Польши сестры пошли к младшей, чтобы выяснить, где могила отца. Но дома ее не застали. Свидеться удалось только на третий день. Сестра была нетрезвой, сначала ничего не хотела по поводу отца говорить, а потом сдалась под натиском и призналась, что она не хоронила, а продала тело мединституту, и дом продала.

С этой болью, с этой душевной раной они обратились к нам в нотариальную контору. Когда рассказывали эту историю, у них рекой текли слезы — слезы боли, горечи, разочарования. Вместе с ними плакала и я. Не смогла удержаться, думая о том, как могла дочь продать тело отца, который вложил  свою душу, доброту в детей и ни разу не обидел их. А теперь не нашлось даже места на этой земле для захоронения из-за алчности младшей дочери.

Я посоветовала этим людям обратиться в суд, восстановиться в правах. Суд отменил заключенный прежде договор и разделил дом между всеми детьми. Самая младшая стала изгоем в семье. Недолго она прожила после этого. То ли тяга к спиртному ее загубила, то ли совесть проснулась и замучила. У ее дочери жизнь не лучшая. Так и стоит этот дом по сей день, без любви, без уюта и тепла.

Думаю, трудно поверить в то, что такое бывает в жизни. Бывает! Все рассказанное — не моя выдумка, это жизненная правда.

Мне хочется обратиться ко всем читателям. Берегите, цените, дорожите, любите своих родителей. И маму, и папу. Ведь они дали вам жизнь. Может, мы ближе и быстрее чувствуем душу и любовь материнскую, но столь же безмерна любовь отцовская. Если не все отцы могут тронуть душу словом и лаской, то они делают все для того, чтобы семья была самой лучшей, жила в достатке, чтобы родители могли гордиться своим семейством, а в старости получить ту заботу, которую они проявляли к детям.

Анализируя многие случаи из жизни, могу сказать: есть высший суд и высшая кара над нами. Это Божий суд. И описанный мной случай, полагаю, тому подтверждение, так как быстро не стало той алчной «доченьки» на этой земле. Как бы ни пытались некоторые обойти закон, забыть добро, отплатить злом, замести следы своих неправильных действий, рано или поздно возмездие наступает.

Но, наряду с этим, существуют также законы Республики Беларусь, которые защищают наших граждан от чьих бы то ни было неправомерных действий. Например, в данном случае можно было поступить следующим образом.

Во-первых, гражданин, о котором шла речь выше, мог написать завещание на того, кто его досмотрит, лишив тем самым непутевую дочь наследства. Можно завещать все свое имущество или часть его одному либо нескольким лицам, как входящим, так и не входящим в круг наследников по закону, а также Республике Беларусь и ее административно-территориальным единицам. Завещатель вправе без объяснения причин лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону. Наследодатель вправе совершить завещание, содержащее распоряжение о любом имуществе, в том числе об имуществе, собственником которого он может стать на день открытия наследства. Кроме того, получение наследства может быть обусловлено определенным правомерным условием относительно характера поведения наследника, отменить и изменить составленное завещание можно в любой момент после его совершения и не обязательно при этом указывать или сообщать кому-либо о причинах отмены или изменения им завещания. При удостоверении завещания нотариус не требует предъявления документов, подтверждающих право на имущество. Завещатель может сделать в завещании ряд особых распоряжений. Например, подназначить наследника на случай, если основной наследник по завещанию умрет до открытия наследства, не примет наследство или откажется от него, или будет отстранен от наследства как недостойный наследник. Завещатель вправе возложить на наследника по завещанию исполнение за счет наследства какого-либо обязательства (завещательный отказ). Например, возложить обязанность предоставить определенному лицу право пожизненного пользования наследуемым жилым помещением или его частью. Завещатель вправе возложить на наследника выполнение каких-либо действий, направленных на осуществление общеполезной цели, например, содержание и уход за домашним питомцем, принадлежащим завещателю.

Во-вторых, он мог оформить договор с условием пожизненного содержания, где можно было оговорить все условия содержания и место захоронения и даже какое надгробие установить на могиле.

Согласно статье 572 ГК РБ по договору пожизненного содержания с иждивением жилой дом, квартира или иная недвижимость, принадлежащая гражданину, именуемому получатель ренты, переходит в собственность другого лица, именуемого плательщик ренты, непосредственно после нотариального удостоверения и государственной регистрации данного договора. По договору пожизненного содержания с иждивением право распоряжения полученным недвижимым имуществом переходит к его новому собственнику — плательщику ренты, однако, только при наличии предварительного согласия получателя ренты на такое распоряжение. Получатель ренты — физическое лицо (ограничений по возрасту либо состоянию здоровья нет), которое передает в собственность имущество плательщику ренты, гражданину, который обязуется в обмен на полученное имущество периодически выплачивать получателю ренту в виде определенной денежной суммы либо предоставления средств на его содержание в иной форме.

Обязанность по предоставлению пожизненного содержания с иждивением может включать следующее: обеспечение получателя ренты жилищем путем сохранения права пожизненного безвозмездного проживания его в отчуждаемом жилом доме, квартире; обеспечение его питанием (можно оговорить примерный ассортимент покупаемых продуктов, необходимость доставки их на дом и приготовление пищи на период, устанавливаемый сторонами); приобретение для него одежды и обуви по необходимости; обеспечение услугами медицинского характера (приобретение медикаментов согласно выписанным рецептам, вызов врача, неотложной помощи, надомный уход в случае невозможности получателем ренты по состоянию здоровья самостоятельно обслуживать себя); оказание различных бытовых услуг (влажная еженедельная уборка, генеральная уборка жилого помещения не реже одного раза в квартал, стирка белья по мере необходимости, смена постельного белья не реже одного раза в две недели); в случае смерти получателя ренты произвести его погребение и оплату ритуальных услуг.

Принять правильное решение, как поступить, что нужно предусмотреть и выбрать, чтобы обеспечить себе спокойную жизнь, вам помогут нотариусы. Нотариус поможет грамотно изложить волю завещателя, разъяснит все последствия составления завещания, ответит на интересующие вопросы.

Наш адрес: г. Волковыск, ул. Брестская, 59.

Наши телефоны: 2-73-01, 2-89-81, 2-89-82, 2-89-83.

Ирина САВКО,

заведующий нотариальной конторой Волковысского района.

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 938 раз Печать