Одной из основных причин этих ДТП стало нарушение правил проезда пешеходных переходов, в связи с чем в области были проведены специальные профилактические мероприятия по предупреждению ДТП на нерегулируемых пешеходных переходах.
Взаимоотношения водителей и пешеходов сложны и противоречивы. Одна и та же ситуация с водительского кресла и тротуара выглядит по-разному. Пешеходы вечно недовольны водителями, водители — поведением пешеходов. Какие претензии у этих категорий участников дорожного движения друг к другу? Об этом сотрудники ГАИ поинтересовались у них во время рейда по улицам города.
Сергей, 42 года, водитель:
— Раздражает, когда пешеходы переходят дорогу, разговаривая по мобильному телефону. Почему водителям запрещено пользоваться мобильниками во время движения, а пешеходам — нет? Ведь это не менее опасно. Отвлекаясь на разговор, пешеход не следит за изменением дорожной обстановки и может спровоцировать аварийную ситуацию. Мне кажется, за безопасность движения его участники должны нести ответственность в равной степени.
Инна Михайловна, 46 лет, пешеход:
— Возле магазина «Евроопт» на улице Первомайской нередко можно увидеть машины, припаркованные чуть ли не у самого крыльца. Понятно, что парковка там тесная, слишком маленькая для такого магазина, но это же не значит, что парковаться нужно прямо на тротуаре. Кстати, такую ситуацию можно увидеть, даже если на парковке есть свободные места. Получается, кому-то просто лень пройти два лишних шага?
Антон, 38 лет, водитель:
— Я всегда пропускаю пешеходов на переходе. Я обязан это делать — и никогда не нарушаю это правило. Но далеко не все пешеходы ценят вежливое отношение. Один кивнет головой, поблагодарит, а другой, наоборот, замедлит шаг, а то и вовсе остановится. Кто-то, не глядя по сторонам, набирает номер или смс на мобильном телефоне, будто нельзя этого сделать на тротуаре, закончив переход. Женщины начинают искать что-то в сумочке. А недавно я был свидетелем случая, как две подруги, встретившись на переходе, остановились и стали разговаривать прямо на проезжей части.
Михаил, 50 лет, водитель:
— Многие пешеходы не смотрят по сторонам, когда переходят дорогу. Идут по тротуару, потом резко сворачивают на переход, даже не оглядевшись. Выскакивают на дорогу, как из-под земли. Да, мы, водители, обязаны уступать им дорогу, но машине ведь этого не прикажешь, она не может остановиться в одну секунду. Особенно опасно такое поведение пешеходов зимой, в темное время суток, в ненастную погоду, когда на дороге плохая видимость. Надвинут капюшон на глаза, в уши — наушники, и бегом через дорогу.
А если что-то случится — отвечать будет водитель.
Евгения, 39 лет, пешеход:
— Есть претензии к водителям, которые совершают обгон на «зебре». Несколько раз я сама едва не оказывалась под колесами, переходя дорогу. Притом, при одних и тех же обстоятельствах: приближающийся автомобиль останавливается, видя, что он меня пропускает, я выхожу на проезжую часть, а в это время другая машина выезжает из-за стоящей и едва не сбивает меня прямо на переходе. Хочется спросить у таких водителей, о чем они думают, когда идут на обгон? Ведь понятно же, что если другие машины останавливаются возле перехода, значит, по нему идет пешеход.
Денис, 26 лет, водитель:
— Главная проблема — когда пешеходы резко выходят на проезжую часть или перебегают улицу там, где нет перехода. Но есть и другая, когда пешеходы останавливаются у перехода, не собираясь переходить. Ты снижаешь скорость, останавливаешься, пропуская, а они, оказывается, просто решили поговорить у края проезжей части. Это создает определенные проблемы, задерживает движение.
***
Наверняка, у водителей и пешеходов есть еще немало претензий друг к другу. Третейским судьей в этих сложных взаимоотношениях выступают сотрудники ГАИ, которые рекомендуют руководствоваться не только правилами дорожного движения, но и здравым смыслом.
ПЕШЕХОДАМ:
Подойдя к переходу, остановитесь, дав тем самым водителям понять, что вы собираетесь выйти на проезжую часть. Отложите разговор по телефону, переписку в социальных сетях и другие отвлекающие факторы. Подойдите на минимальное безопасное расстояние к краю или стойте под знаком «Пешеходный переход», чтобы вас было хорошо видно водителям. Оглядитесь по сторонам и убедитесь в безопасности перехода.
Убедитесь, что водители приближающихся машин вас видят и снижают скорость, чтобы уступить дорогу. Если возле перехода припаркована машина, которая закрывает обзор, необходимо сначала выглянуть из-за препятствия и начинать переход только убедившись в отсутствии опасности. Если на дороге два и более ряда движения в одну сторону, убедитесь, что за пропускающими вас машинами не скрываются движущиеся по соседнему ряду.
Переходите дорогу в своем обычном темпе, не замедляйте шаг, но и не бегите. Побежав, вы рискуете споткнуться или угодить под колеса машины, водитель которой не успеет вас заметить.
Переходя дорогу по регулируемому переходу, убедитесь, что водители машин, поворачивающих налево или направо, видят вас и уступают дорогу. Они, конечно, обязаны это делать по правилам, но пешехода от них могут закрывать препятствия, стойка между лобовым и боковым стеклом и так далее.
И еще одно правило, которое уже набило оскомину, но которым многие по-прежнему пренебрегают. Уделите внимание своей заметности в темноте. Каждый, кто хоть раз сидел в темное время за рулем, убедился: пешеходов действительно не видно. Поэтому избегайте одеваться во все черное, обращайте внимание на наличие светоотражающих элементов на обуви и куртках, которые вы покупаете.
ВОДИТЕЛЯМ:
Приближаясь к нерегулируемому пешеходному переходу, переставьте ногу на педаль тормоза. Это позволит вам начать торможение без запаздывания.
Если на переходе или возле него есть пешеходы, за 50—100 м начинайте постепенно снижать скорость до 30—35 км/ч и ниже. Таким образом, вы заранее продемонстрируете пешеходу, что видите его и будете пропускать, а сами избежите необходимости в полной остановке машины.
Не начинайте движение и не увеличивайте скорость, пока пешеход не покинет ваш ряд. Пешеход может споткнуться, поскользнуться или увидеть движущийся автомобиль в следующем ряду и отскочить назад.
Перед началом движения или увеличением скорости убедитесь, что на переходе нет других пешеходов. Пока вы следили за пешеходом, которого пропускали, его примеру могли последовать другие, которых вы не заметили.
Если пешеход не решается выйти на переход, покажите ему жестом, что дорога открыта. Но перед этим убедитесь, что слева вас не пытается объехать другой автомобиль.
Не заезжайте за стоп-линию. Выдвинувшаяся вперед за стоп-линию машина закрывает пешеходов, которые заканчивают переход.
Следите за автомобилями в соседних рядах. Если они начинают торможение, стоит также начать снижать скорость, поскольку велика вероятность того, что они уступают дорогу пешеходам.
Если, двигаясь в сплошном потоке машин, вы заметили пешехода возле перехода слишком поздно и не можете пропустить его, не применяя аварийного торможения, все равно начинайте снижать скорость. Этим вы покажете следующим водителям, что на переходе есть человек, ряд начнет останавливаться и в конце концов кто-то сможет пропустить пешехода.
***
Пешеход, внезапно выбежавший на переход перед самым капотом автомобиля, может сколько угодно доказывать, что по правилам ему должны были уступить дорогу. Формально он прав. Но это не вернет ему утраченного в ДТП здоровья. Водитель, ставший причиной гибели пешехода, может оправдать себя тем, что он просто не успел бы затормозить. Но вряд ли ему удастся избавиться от мысли, что если бы он, как велят правила, заранее сбросил бы скорость, приближаясь к «зебре», возможно, последствия удара были бы менее трагичными…
В споре пешеходов и водителей нет правых и виноватых. Потому что спора такого и быть не должно. Есть одно, главное, правило, которым нужно руководствоваться всем без исключения участникам дорожного движения: «Береги себя и не подвергай опасности других».
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.