К Всемирному дню распространения информации об аутизме. Нужны терпение, понимание и любовь - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Пятница, 31 Марта 2023 14:08

К Всемирному дню распространения информации об аутизме. Нужны терпение, понимание и любовь

Довольно часто внешне это очень красивые дети, и сразу не скажешь, что у них есть какое-либо психическое расстройство. Лишь понаблюдав, замечаешь, что их поведение отличается. Но, пугает именно неизвестность и непохожесть, а если знать, что лежит в основе, то вполне можно строить общение. Учиться принимать людей такими, какие они есть. К тому же, по данным ВОЗ, каждый 4-5 житель планеты в переломные времена страдает теми или иными психическими расстройствами. И где же та граница нормальности?

Аутизм проявляется уходом в себя (от греческого «autos» — сам), отгороженностью от мира, трудностью в общении. Впрочем, степень расстройства бывает разной, от тяжелых до незначительных.

Мы поговорили с Ольгой Евсиковой, которая работает воспитателем персонального сопровождения (тьютором), и помогает адаптироваться ребенку с аутизмом в школе. Она отучилась в Волковысском колледже ГрГУ имени Я. Купалы на учителя рисования и трудов, затем в университете по специальности «Дошкольное образование». Сейчас помогает одному из четверых детей с особенностями в классе интеграции учиться вместе с другими школьниками. Основные предметы, такие как математика, русский язык, литература, человек и мир таким ребятам преподают дефектологи, а остальные предметы ребята изучают все вместе. 

dsc_285901

— Если понаблюдаешь за такими детками, можно заметить, например, стимы. Это любые повторяющиеся движения, стимуляции. У кого-то они сильно проявляются, у кого-то — нет, как у нас. Кто-то покачивается взад-вперед, кто-то прыгает, когда радуется, машет ручками. Мой сын тоже аутист, любит перебирать в руках веревочки, то бусы, то шарики.

— Страшно, наверное, со стороны?

— Кто не знает, то да.

— А что остальным делать?

— Ничего. Кто-то это делает от радости, кто-то успокаивает себя, стимулирует. Отгораживается таким образом, уходит в свой мир.

— На что воспитателям обращать внимание при общении с такими ребятами?

— У аутистов самая большая проблема — с коммуникацией. Им тяжело даются социальные навыки. Например, если учитель дает задание всему классу, ребенок не воспринимает. А когда конкретно обращаются к нему — тогда другое дело. И тьютор является своего рода проводником между учителем и учеником.

Сижу рядом с ним. По идее тьютор должен быть в тени. Когда учитель дает задание прописать буквы, я не должна комментировать, то же самое говорить. Должна как-то подтолкнуть его так, чтобы он сам начал выполнять задания. Вначале больше приходилось говорить, теперь проще. Если сидит, не реагирует, я могу его рукой направить. Когда он выходит к доске, к нему обращено внимание, то выполняет все хорошо. Когда всем говорят садиться, он может стоять, теряется. И тут я его медленно направляю на место либо жестом. Навыки вырабатываются со временем. Неделю мы вырабатываем один навык, например, вставание по звонку. Сначала я ему показывала пример, куда относить посуду в столовой, теперь он уже сам это делает. У мальчика прекрасная семья, видно, что ребенком очень хорошо занимаются. Он очень подготовлен. Улыбчивый, доброжелательный парнишка.

 Ольга говорит, что все думают, что у таких детей свой мир, они не хотят общаться, никого не подпускают, но все не так. Они просто не умеют. Поэтому на переменах она помогает общаться со сверстниками. Когда подходят к нему, она ему говорит: «Надо поздороваться». Он произносит приветствие, другой ребенок называет себя. И так шаг за шагом получается учиться общению, социализироваться.

— Я была удивлена, что дети его хорошо принимают, никто не дразнит, не смеется. Наоборот, у них бывает интерес.

Для детей с такими особенностями все должно быть по графику. Нужны определенные ритуалы, чтобы быть в спокойном состоянии. Они должны все знать наперед. Контролировать. Поэтому могут просматривать один и тот же мультфильм множество раз. Когда что-то выбивается из графика, начинают нервничать. У кого-то бывает агрессия. И в такие моменты нужно переключать внимание.

— Дети с такими расстройствами не могут сказать, что болит голова, они могут испытывать стресс от шума. Что-то у них в голове происходит в такие моменты, надо это понимать. Например, мой сын очень чувствителен к звукам. Поэтому я сюда и решилась прийти тьютором. Я в этом всем «варюсь» 12 лет. Все эти штучки понимаю.

Сын Ольги Александровны сейчас учится в Волковысском ЦКРОиР. В садах нашего района есть тьюторы. А кто-то решился попробовать социализировать ребенка в школе. Цель тьютора — максимально адаптировать ребенка к школьной жизни, чтобы со временем ребенок смог обходиться без него.

Есть еще один момент, к таким детям нужно войти в доверие. 

— Сужу по своему ребенку. Он не ко всем подойдет, бывает, даже не посмотрит. У кого-то голос ему покажется неприятным, сразу уши, глаза закрывает. Еще для них важны запахи. Если запах подошел, обнял такого человека. Раз обнял, значит, принял.

Таких детей очень сложно мотивировать. Всегда ищешь что-то, чем можно подтолк­нуть. После сделанного небольшого задания дать покрутить любимый предмет минутку и продолжить учебу.

— Однажды зимой пошел снег хлопьями, — говорит Ольга Александровна. — Ребенок резко показал пальцем в окошко и говорит: «Вау, как красиво!». И так эмоционально, что для таких детей несвойственно. И мы с дефектологом не можем нарадоваться. Когда идет отдача, какие-то такие моменты, они не могут не радовать.

У нас не было ситуаций, где мы не нашли какой-то выход. Он не срывает урок, не мешает, когда мы сидим в общем классе. Детей с аутистическим расстройством, если он ушел в себя, нужно переключать, бывает, просто нужно обнять. Если что-то не получается, можно выйти из помещения, в окно посмотреть, и он успокоится.

— Ребенок может резко сорваться и убежать в конец класса. Там есть уголок. Я не реагирую. А он выглядывает, ждет мою реакцию. Понимает, что не прошло, и возвращается на место. Здесь очень много нужно терпения и понимания.

Как говорит Ольга, с такими детьми учишься ценить какие-то минутные радости. Хотя говорят, что аутисты не умеют выражать эмоции, но, когда им интересно, такой ребенок будет радоваться даже тому, что листья падают.

Очень важно, чтобы родители обычных деток объясняли им, что люди разные бывают. У каждого своя нормальность.

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 2510 раз Печать