Супруги Виктор Иванович Смирнов и Наталья Михайловна Письмакова — переселенцы из Кыргызстана — считают Беларусь любимой Родиной - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Воскресенье, 25 Июля 2021 14:15

Супруги Виктор Иванович Смирнов и Наталья Михайловна Письмакова — переселенцы из Кыргызстана — считают Беларусь любимой Родиной

В деревне Лозы, что в Росском сельсовете, проживают три семьи — переселенцы из Кыргызстана. Для каждой из них это место стало родным. А супруги Виктор Иванович Смирнов и Наталья Михайловна Письмакова считают Беларусь не просто местом, где комфортно и уютно жить, а любимой Родиной. И большой, и малой.

Хороша страна большая

Когда Наталья Михайловна ехала в Беларусь на постоянное место жительства, она плакала. Но не от горести, что покидает Кыргызстан, где родилась и выросла. А от счастья, что сбывается ее давняя мечта:

— Не могу понять причину, но я всегда хотела жить в Беларуси. И в детстве, и в юности, и в зрелые годы эта страна притягивала меня, как магнитом. Еще в советские времена, когда смотрела телевизор, читала прессу и книги, не пропускала ни одной новости о БССР, завидовала людям, которые там живут или хотя бы имеют возможность часто бывать. Поехать на экскурсию или в гости в Беларусь было моей давней неизменной мечтой.

В мыслях она называла желанную страну не иначе, как «райский уголок». Но большое расстояние, учеба, работа, семья долго не позволяли Наталье побывать в стране своих грез.

Впрочем, в Кыргызстане у нее тоже все было достаточно неплохо. Счастливое детство и юность, удачное замужество, рождение двух дочерей. Саму же страну с ее резко континентальным засушливым климатом и гористым рельефом женщина находила своеобразной, оригинальной, но у нее лично особо восторга не вызывающей. В отличие от мужа Виктора, которого красоты среднеазиатской республики глубоко трогали. Возможно, потому что он, сибиряк из Кемерово, знал и противоположную сторону света:

— Я вспоминаю горы, когда заходишь в ущелье, и голова начинает кружиться от неповторимого цветочного аромата. Причем в каждом ущелье он свой, индивидуальный. А озеро Иссык-Куль! Одно из самых глубоких и красивых озер мира. Вода в нем соленая, как в море.

Наталья и ее муж — глубоко верующие люди. Особенно она. Говорит, что к Богу пришла путем невзгод и страданий. Но именно вера сделала жизнь ее и ее семьи счастливой. Такой, какой и должна быть жизнь человека, именующегося homo sapiens. Именно вера, религия помогла сбыться мечте женщины о жизни в Беларуси. Однако до этого пришлось стать свидетелями трагичных событий в жизни своей, на то время единственной, Родины.

Погружение в болото

В советские времена Киргизия была в должной мере самодостаточной республикой. Но сразу после распада СССР эта реальность была разрушена, а взамен ничего нового предложено не было. Настала эра политической и социальной нестабильность. Слабое управление и укоренившаяся коррупция способствовали неоднократному возникновению мятежей и бунтов. По словам Натальи Михайловны и Виктора Ивановича, катиться в пропасть республика начала задолго до революции 2005 года:

— Мы жили в самом центре Бишкека. Виктор работал на секретном заводе военного назначения. Я — в военкомате. К слову, там я узнала, что мой папа, Михаил Назарович Письмаков, освобождал Беларусь, был ранен на ее территории. Возможно, он рассказывал что-то очень хорошее о республике, о ее людях или природе тогда, когда я была совсем маленькой. Когда запомнить не могла, а в подсознании отложилось. Но перейду к тогдашним событиям. В Бишкеке был разгул кумовства, воровства, бандитизма. Просто приходили во двор, палкой подпирали дверь и брали все, что хотели. Людей избивали без причины, просто потому, что внешний вид не понравился. Особенно тех, кто разговаривал на русском. Мы с семьей, чтобы уйти от разгула анархии, поменяли жилье на город-спутник столицы — Кант. Хорошее тихое местечко, известное своей церковью с замечательным священнослужителем. Там мы сдружились с семьями других прихожан. Жили дружно, как одна семья. Несмотря на то, что народы разные: казахи, узбеки, украинцы, другие национальности. Какое-то время там было довольно спокойно, хотя из Бишкека доносились тревожные звоночки.

Эту еще приемлемую жизнь перечеркнула весна 2005 года. Когда утром, по дороге на работу, Виктор и Наталья увидели несколько тысяч митингующих человек, которые шли к площади с плакатами «Акаев, уходи», «Вперед, Кыргызстан» и громко кричали. Сигналили машины. Через несколько часов начался штурм Дома правительства. Милиция и внутренние войска получили приказ не сопротивляться, толпа ворвалась в здание. В ночь на 25 марта в городе устроили погромы. Мародеры грабили магазины, рынки, торговые центры.

Народ той страны не хотел того, что случилось. Потому что суть произошедшего была в том, что один клан у власти сменил другой.

— А потом выяснилось, что власть снова оказалась не в тех руках. И была вторая революция, когда уже нового президента обвиняли в том же, в чем и его предшественника. Новая революция снова не принесла ничего хорошего ни стране, ни людям. Наоборот. Жизнь становилась все хуже и хуже. Думаю, даже те страны, которые несли гражданам Кыр­гызстана эту псевдодемократию, не ожидали подобного хода событий. К счастью, мы уже этого не видели, — рассказала Наталья Михайловна.

Не сразу, но навсегда

Что им пора уезжать из страны, семья решила еще в начале 2000-х годов. После 2005-го намерение превратилось в уверенность. Но куда? Наталья Михайловна хотела только в Беларусь. Виктор Иванович и Россию рассматривал. Но больше был склонен к выбору, сделанному женой:

— Так получилось, что в то время под нашей опекой находились две внучки. Этот факт склонил и меня в сторону Беларуси. Потому что изучив ситуацию во многих странах, поговорив с проживающими там людьми, изучив законы и так далее, я тоже пришел к выводу, что Беларусь — это страна, где можно воспитывать детей достойными людьми. Да и помощи большей в этом самом воспитании ни одна из стран не оказывает. Еще одним огромным плюсом Беларуси для меня являлся ее Президент Александр Григорьевич Лу­кашенко. До сих пор уверен, что лучшего руководителя для страны не найти.

Итак, страна была выбрана. Но как стать ее жителями? Супруги написали письмо с просьбой о помощи в православный журнал «Русский дом». К ним присоединились еще несколько семей из православного прихода города Кант. Первым откликнулся витебский батюшка. Наталья Михайловна и Виктор Иванович с земляками поехали к нему на встречу. Оказалось, что Беларусь не может принять граждан Киргизии, так как с этой страной нет соответствующих договоренностей.

Приехав назад в Кыргызстан, начали искать выход. И нашли. Виктор поехал к отцу в Россию и оформил там российское гражданство. С российским паспортом он смог свободно передвигаться по Беларуси и целенаправленно искать жилье. Аналогично поступили и друзья семьи, супруги Ирина Владимировна и Виктор Владимирович Федосеевы. Только там российский паспорт получила жена. При­ехали они с маленьким сыном Антоном, который, кстати, уже вырос, стал батюшкой и служит в одном из храмов Волковыска.

— Мы молились, просили Господа указать нам место, которое наше. В г.п. Россь нас гостеприимно встретил настоятель Храма Святой Живоначальной Троицы прото­иерей Виктор Колосовский, наш любимый отец Виктор. Он помог и помогает нам во всем, — сказала Наталья Михайловна.

Супруги приглядели домик в Лозах, старенький, неказистый, за 2,5 тысячи у. е. К слову, свой шикарный особняк в Канте они продали за 5 тысяч у. е. Недалеко приобрели жилье и Федосеевы. Чуть позже в деревню при­ехала еще одна семья из Киргизии — Анатолий Николаевич и Жанна Викторовна Фидорченко с дочкой Екатериной.

— Мы, тогда переселенцы, были несказанно рады, что попали в Беларусь. Она оказалась еще лучше, чем мне представлялось, еще чище, краше, нравственней, стабильней, честней, доброжелательней, трудолюбивей.., — у Натальи Михайловны закончились эпитеты, а хотелось продолжать. И она стала приводить примеры в подтверждение своих слов:

— Сели в машину, тронулись, а из-за «дворников» деньги выпали. Оказалось, я, выходя, потеряла немалую сумму. А кто-то нашел и положил их туда.

— Газету читаем, где в объявлениях часто находят ценные вещи и ищут их владельцев.

— Оформляя документы, встречаемся с доброжелательностью работников государственных структур. Не просто назовут номер кабинета, куда обратиться надо, но и проведут.

— «Скорая помощь» бесплатно приезжает. Там, где мы жили раньше, за вызов надо было платить около 5 долларов при средней зарплате 100.

Сейчас уже супруги и их внучки привыкли ко всем благам, которые предоставляет гражданам государство. А раньше все казалось удивительным. Незапертые калитки и двери, прогулки по вечерам без страха за себя и детей, искренняя помощи односельчан друг другу, сотрудников сельисполкома – в решении различных вопросов, бесплатное выделение земли для ведения подсобного хозяйства и многое другое.

Только по одному поводу Наталья Михайловна и Виктор Иванович испытали здесь страх, даже ужас. Почти год назад, когда в Беларуси пытались совершить «то, что было в Кыргызстане».

— Мы с мужем убеждены, что это была попытка Запада уничтожить еще одну страну через цветную революцию. Как здорово, что Господь не допустил этого.

Счастье есть

Дом, который купили Наталья и Виктор, превратился из запущенной избушки в красивый и уютный особнячок со всеми удобствами. Обращает на себя внимание и шикарный забор, сооруженный золотыми руками хозяина, и ухоженный двор и редкими деревьями и кустами, и большой огород, где растут разнообразные овощи и травы. У них все свое. В теплицах уже зрелые баклажаны, перцы, помидоры. На поле дозревает пшеница, которую обязательно поможет убрать местное сельхозпредприятие. Хозяйка сама печет вкуснейший хлеб в духовке, делает лапшу, готовит специальное церковное вино. Она все умеет, все успевает, все делает с любовью и охотой. Она в восторге от места, где живет, называет Лозы уникальной деревней, где все относятся друг к другу с уважением, любовью, пониманием. Вживание ее семьи в деревню, в район, область, республику, произошло так быстро и легко, что все, в том числе и они сами, давно забыли, что считаются переселенцами.

— В чем проявляется наше восточное прошлое, так это в кухне. Я часто делаю манты, бешбармак, кисме, лагман, плов. До сих пор мои домашние любят эти блюда. Для них я специально выращиваю травы. Рада, когда мои блюда приходятся по вкусу односельчанам и гостям.

Внучки у супругов выросли красавицами и умницами. Настя сейчас находится в Петербурге, решила мир посмотреть. А Машенька — ученица Росской школы. Мечтает быть преподавателем-логопедом.

— Она ни минуты не сидит без дела — любит готовить, с охотой занимается огородом, да и дедушке любит помогать. Я без нее, как без рук, — бабушка слегка обнимает внучку.

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 702 раз Печать