100 лет подразделениям по гражданству и миграции ОВД РБ. История и современные реалии - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Четверг, 17 Декабря 2020 11:46

100 лет подразделениям по гражданству и миграции ОВД РБ. История и современные реалии

Многие люди, особенно старшего возраста, подразделения по гражданству и миграции до сих пор называют «паспортный стол», хотя функции и задачи их уже давно значительно изменились и расширились. Тем не менее, их история неразрывно связана с историей главного для каждого гражданина документа.

Для дворян и крестьян

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как появился паспорт? Без этого документа современный человек не представляет своей жизни. Он нужен нам для многих действий, которые мы совершаем практически ежедневно. Снять деньги со счета, получить посылку на почте, отправить перевод, заселиться в гостиницу, купить билет на поезд — все это мы не сможем сделать без паспорта.

Само слово паспорт — итальянского происхождения. Оно состоит из двух слов — «пасса» — проходить и «порто» — гавань. Не только в Италии, но и в других странах это слово применялось для обозначения любых документов, разрешающих проход или проезд через границу.

В русском языке слово «паспорт» появилось в XVII веке. Паспортом тогда называли сопроводительную или охранную грамоту, которая выдавалась дипломатам на время их поездок по территории других государств и подтверждала государственные полномочия предъявителя, в определенной степени гарантируя безопасность передвижения. В 1724 году Петр I и Сенат издали ряд указов, вводящих для значительной части населения разного рода документы, идентичные нынешним паспортам.

На территории современной Беларуси совершенствование правового регулирования миграции населения и внедрение российской паспортной системы началось в конце XVIII века после присоединения белорусских земель к территории Российской империи. В 1861 году, после отмены крепостного права, паспорта в качестве основного документа были упразднены, но в определенных случаях для всех категорий населения стало обязательно получение так называемого вида на жительство.

Позже для крестьян, ремесленников и мещан были установлены срочные паспорта, которые делились на паспортные книжки (сроком на 5 лет) и одногодичные паспорта. Первые выдавались тем, кого рекомендовал цех, артель или община как крепкого хозяина и исправного налогоплательщика. Одногодичный паспорт выдавался менее «благонадежным» членам общества. Крестьянам и рабочим выдавались виды еще на более короткий срок. Для дворян, чиновников, отставных офицеров, гильдейских купцов и почетных граждан существовали бессрочные паспорта, действовавшие всю жизнь.

Дубликат бесценного груза

После первой русской революции официальный документ, удостоверяющий личность граждан, стал называться «Паспортной книжкой». А с ноября 1917 г. в системе Народного комиссариата внутренних дел РСФСР были созданы иностранные отделы, занимавшиеся вопросами разрешения выезда за границу и оформления документов иностранным гражданам. Тогда же появились первые нормативные акты, определившие основы деятельности органов виз и регистрации.

В 1918 году вместо упраздненного «царского» паспорта была введена «Трудовая книжка», которая и стала основным советским документом, не только удостоверяющим личность гражданина, но и подтверждающим его участие в трудовой деятельности. Трудовые книжки обязаны были иметь все граждане, достигшие 16-летнего возраста.

17 декабря 1920 года решением II съезда Советов Белоруссии были созданы Народный комиссариат внутренних дел Советской Социалистической Республики Белоруссии, в составе которого образован подотдел иностранных подданных, выполнявший задачи по работе с иностранными гражданами. Этот день принято считать днем образования подразделений по гражданству и миграции ОВД РБ.

Единый документ, удостоверяющий личность, в Советском Союзе появился только в 1932 году, когда были подписаны постановления ЦИК и СНК СССР «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописки паспортов» и «Об образовании Главного управления Рабоче-крестьянской милиции при ОГПУ Союза ССР». В областных и городских управлениях РКМ были созданы паспортные отделы, а в отделениях милиции — паспортные столы. Отныне паспорта выдавались всем гражданам, достигшим 16 лет, а при смене места жительства в течение суток требовалось получить временную прописку.

В 1935 году были созданы подразделения, основной задачей которых была работа с иностранными гражданами, которые долгое время работали самостоятельно, а затем были объединены с паспортными аппаратами.

В 1936 году было введено правило, в соответствии с которым органы ЗАГС были обязаны делать в паспортах отметку о регистрации и расторжении брака.

После присоединения Западной Беларуси в авральном режиме началась паспортизация проживающего на этой территории населения. Большую работу по документированию и регистрационному учету проводил Паспортно-регистрационный отдел Белостокской области. Кроме того, работники отдела следили за тем, чтобы трудоустройство граждан осуществлялось только при наличии паспортов, проводили мероприятия по выявлению нарушителей паспортного режима и розыску «алиментщиков».

Многие установленные нормы паспортной системы не были полностью внедрены в жизнь в связи с началом Великой Отечественной войны. После победы было утверждено новое Положение о паспортах, в котором отражались необходимые изменения паспортной системы в сторону отмены ограничений, особых правил прописки и т. п.

С октября 1953 года в СССР выдавалось несколько видов паспортов: бессрочные — лицам, достигшим 40-летнего возраста, десятилетние — лицам в возрасте от 20 до 40 лет, пятилетние — лицам в возрасте от 16 до 20 лет. Выдавался еще один тип паспорта — краткосрочный, на срок не более 6 месяцев, для тех, кто не мог предоставить всех необходимых для получения паспорта документов и для выбывающих из сельской местности. Полное равенство всех жителей страны в паспортных правах установилось только в 70-е годы.

28 августа 1974 года было принято постановление «О мерах по дальнейшему совершенствованию паспортной системы в СССР», которым был введен единый для всех порядок паспортизации. Предусматривалась выдача паспортов всем гражданам СССР, достигшим 16 лет, независимо от места жительства и других обстоятельств. Всеобщая паспортизация стала главной задачей сотрудников всех паспортных аппаратов. В течение шести лет предстояло заменить и выдать паспорта миллионам городских и сельских жителей.

Паспорт стал бессрочным. В нем сократилось количество сведений, в частности, исключены записи о социальном положении, приеме на работу и увольнении. Паспортами такого образца граждане БССР, а затем — Республики Беларусь пользовались более 20 лет.

4 ноября 1996 года в бюро по паспортизации для жителей Гродненской области был распечатан первый паспорт гражданина Республики Беларусь.

Переходим на цифру

В 1993 году в составе милиции общественной безопасности и специальной милиции была создана паспортно-визовая служба, на которую были возложены задачи по реализации законодательства о гражданстве и иммиграции, предупреждению нелегальной миграции в республику, выполнению государственной программы документирования населения национальными паспортами и другие. Для нее была разработана автоматизированная система «Паспорт», которая и сейчас функционирует и продолжает развиваться. Реализованы учеты граждан, утративших гражданство Республики Беларусь и оформивших паспорта для временных выездов за границу, введена в действие автоматизированная система учета постоянно проживающих в Беларуси иностранных граждан и лиц без гражданства.

В 2004 году на базе Департамента по миграции Министерства труда и социальной защиты и подразделений паспортно-визовой службы МВД образован Департамент по гражданству и миграции МВД РБ.

Паспортно-визовая служба в Волковысском районе прошла тот же большой путь в своем становлении. В разные годы ее возглавляли Максим Степанович Лавик, Федор Ильич Игнатович, Петр Алексеевич Зайцев, Михаил Георгиевич Застенчик, Леонид Алексеевич Чергейко, Виталий Владимирович Болтрукевич, Елена Петровна Молотова и Евгений Иванович Швецов. Все они внесли большой вклад в развитие подразделения и выполнение поставленных задач. Волковысский ОГиМ гордится и своими ветеранами, много лет отдавшими службе: более 25 лет посвятила службе Алла Владимировна Нестерович, немногим меньше отдали паспортной работе Алла Васильевна Ивончик и Галина Николаевна Лешкевич. Стойко выдержала две волны паспортизации населения Галина Ивановна Пашко, которая работала в подразделении с 1975 по 2004 годы.

Сейчас штатная численность ОГиМ Волковысского РОВД составляет 10 человек. Чуть больше года назад коллектив возглавила Татьяна Иосифовна Сахар. Свою службу в подразделении она начинала в должности инспектора:

— Когда в 2012 году я только пришла на работу в ОГИМ, я была удивлена, насколько широки задачи и функции этой службы. Со стороны может казаться, что это только выдача паспортов. На самом деле направления деятельности очень разные. Моей линией работы, например, была депортация и высылка иностранных граждан, освободившихся из исправительной колонии. Нужно оформить для них документы, закупить билеты, сопроводить на вокзал или в аэропорт и проследить за тем, чтобы они покинули территорию нашего государства. Это не всегда просто, ведь многие отбывавшие наказание иностранцы не владеют в достаточной степени русским и даже английским языком, часто приходится искать переводчиков.

Важными задачами нашего подразделения являются противодействие торговле людьми и незаконной миграции. Мы тщательно следим за тем, как и куда выезжают наши граждане, а также за тем, как соблюдают правила пребывания на территории нашей страны иностранцы, организуем высылку и депортацию тех, кто их нарушает.

Одна из важных функций отделения — регистр населения нашей страны. Мы вносим сведения, касающиеся нашей деятельности, в базу персональных данных граждан Республики Беларусь, которые хранятся в государственной автоматизированной информационной системе.

Ну и конечно, ОГиМ занимается оформлением паспортов, регистрацией граждан по месту жительства, выдачей разрешений на постоянное проживание и видов на жительство в Республике Беларусь, оформлением документов для выезда за границу и т. п.

— Чаще всего, наверное, обращаются все же за паспортом?

— Да, это так. Сейчас мы можем оформить паспорт не только в обычном и ускоренном режиме, но и в «суперускоренном»: при необходимости документ может быть оформлен за 3-5 дней и даже в течение суток. Эта услуга, несмотря на более высокую стоимость, пользуется спросом у населения. Кроме того, в связи с эпидемиологической ситуацией сейчас за получением или обменом паспорта можно обратиться в любое подразделение по гражданству и миграции по месту фактического пребывания, подать там документы, которые будут переданы в подразделение по месту регистрации, а затем уже готовый паспорт будет передан обратно. Конечно, сроки оформления при этом немного увеличиваются, но зато не надо никуда ехать. Хочу отметить, что мы идем в ногу со временем, и многие административные процедуры можно пройти удаленно, через наш портал.

— Какая из задач сегодня самая актуальная?

— На данный момент — введение биометрических паспортов. Сейчас идет опытная эксплуатация пробных образцов ID-карт и биометрических паспортов, тестирование систем, которые должны взаимодействовать с ними. ID-карта — это аналог паспорта гражданина Республики Беларусь или вида на жительство для иностранца, постоянно проживающего на территории нашей страны. Внешне она похожа на водительские права, с перечнем персональных данных, фотографией и чипом, на котором хранятся отпечатки двух пальцев. Еще одна ее особенность — присутствие личной электронно-цифровой подписи, которая дает возможность осуществлять различные административные процедуры в госорганах, не выходя из дома.

— Она будет использоваться только внутри страны?

— На первых порах да. Для выезда за границу будет выдаваться биометрический паспорт, который обладает более высокой (по сравнению с нынешними документами) степенью защиты от подделки и позволяет пользоваться в некоторых аэропортах электронными воротами, которые автоматически считывают с него всю необходимую информацию.

— Когда белорусы начнут получать документы нового образца?

— У нас в ОГиМ сейчас устанавливается оборудование, необходимое для оформления этих документов. Сотрудники прошли обучение. Выдачу планируется начать с января 2021 года. Замена паспортов на ID-карты будет проводиться постепенно, новые документы будут выдавать тем, у кого заканчивается срок действия старых. Но если есть желание поменять его раньше — никто не откажет.

— Что бы вы хотели пожелать коллегам в преддверии профессионального праздника?

— Я хочу поблагодарить всех за работу и пожелать прежде всего здоровья сотрудникам и членам их семей, благополучия, успехов в служебной деятельности и самореализации.

Лариса ПРОКОПЕНЯ

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 2705 раз Печать