Для «велика» опасность велика - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Пятница, 21 Октября 2016 00:00

Для «велика» опасность велика

Лариса Прокопеня

Велосипеды набирают популярность и среди горожан, и среди жителей сельской местности. Ведь сейчас это единственное средство передвижения, для управления которым не требуется водительское удостоверение.

Однако этот плюс двухколесного транспорта одновременно является и большим минусом: многие велосипедисты не утруждают себя изучением правил и ездят по улицам, подвергая опасности себя и других участников дорожного движения.

В Гродненской области в этом году зарегистрировано 28 ДТП с участием велосипедистов. Только в октябре произошло 4 таких ДТП, в том числе — и в нашем районе. В Репле женщина, ехавшая поздно вечером по проезжей части дороги на велосипеде, у которого сзади не было световозвращающего элемента, была сбита двигавшимся в попутном направлении автомобилем. Велосипедистка выжила, но получила тяжелые травмы.

Подавляющее большинство ДТП с участием велосипедистов происходит по их же вине, из-за нарушения правил или невнимательности. Многие предпочитают двигаться по проезжей части даже когда нет помех на тротуаре или обочине, проезжая перекрестки «верхом». Нередко встречаются и любители показать молодецкую удаль, двигающиеся «без рук» или демонстрирующие другие «чудеса джигитовки». Далеко не у всех велосипеды оборудованы светоотражателями, фонарями, зеркалами заднего вида.

И словом, и протоколом

Госавтоинспекция Волковысского РОВД провела профилактические мероприятия, направленные на предотвращение ДТП с участием велосипедистов. Во время вечернего рейда по улицам города лично у меня сложилось мнение, что велосипедисты — самые недисциплинированные участники дорожного движения.

А их, надо отметить, в нашем городе немало. Пожилые люди на старомодных «взросликах» и «дамках», молодежь на крутых «горниках» и даже детвора, едва достающая до педалей, которой на улице вообще не место.

Рейд наш начался в половине шестого вечера. В городе — самый «час пик», движение очень оживленное, особенно в центре. И в это самое время со двора на улицу «выруливают» двое мальчишек явно младшего школьного возраста. Один из них ведет за руль велосипед, другой идет рядом. На вопрос инспектора, куда направляются, хозяин велосипеда объясняет: мама послала в детский сад, за младшей сестренкой, друг решил составить компанию. Мальчишкам по восемь лет. На вопрос, знает ли мама, что друзья отправились в детсад с велосипедом, мальчик уверенно кивает: знает и разрешает ему выезжать со двора. Похоже, с правилами, которые запрещают детям до 14 лет выезжать на улицу, мама не знакома. Но ведь здравый смысл должен же быть ей знаком?

— На самом деле это не такое уж редкое явление, — объясняет госавтоинспектор Елена Коробач. — Нам довольно часто приходится задерживать и изымать с дорог таких вот велосипедистов. Случается, особенно во время проведения городских праздников, поздно вечером на площади останавливаем детей на велосипедах, и оказывается, что они приехали из Ятвези или с Центральной… Сложно сказать, о чем думают родители, отпуская маленького велосипедиста на оживленную улицу.

Взяв с ребят честное слово, что домой они отправятся пешком, наблюдаем из машины, как мальчишки удаляются, ведя велосипед за руль. Но едва те скрываются во дворе, замечаем на тротуаре еще двух велосипедистов, постарше. Один подросток везет другого на раме. Мальчишки веселятся, лихачат, заставляя пешеходов расступаться по сторонам. Приблизившись к «зебре», велосипедист ссаживает друга, но сам преодолевает проезжую часть «верхом». Затем снова подбирает пассажира. Увидев в моих руках фотоаппарат, парни весело позируют, не понимая ситуации. Но когда замечают сотрудника ГАИ, соображают, что что-то не так, и останавливаются:

— Разве мы что-то нарушили?

«Лихачи» искренне удивляются, узнав, что нарушили сразу несколько правил. Во-первых, на велосипеде нельзя перевозить пассажиров, за исключением детей до 7 лет в специальных устройствах. Во-вторых, по тротуару нужно двигаться, не создавая опасности и неудобств для пешеходов. И в-третьих, проезжую часть велосипедист должен преодолевать, спешившись и ведя велосипед за руль.

Не знать этого могут только злостные прогульщики уроков ОБЖ, а на двоечников парни не похожи. Понимают, что за штраф родители не похвалят, да и в школе будут неприятности. Но особенно расстраиваются ребята, узнав, что фото, для которого они весело позировали, появится в газете.

— Никогда больше нарушать не будем, пожалуйста, не надо в газету, — просят прощения нарушители.

— Вот так иногда газета эффективнее штрафа, — улыбается инспектор. — Надо всегда корреспондента в рейды приглашать.

Вид у «лихачей» был такой виноватый и расстроенный, что мне стало их жалко, и я удалила снимок из фотоаппарата. Ладно, они и так уже наказаны. Вроде, неплохие ребята и ошибки свои поняли.

Но далеко не все нарушители бывают такими понятливыми. В деревне Ятвезь возле магазина замечаем несколько велосипедов. Останавливаемся. Дожидаясь, пока хозяева выйдут из торговой точки, осматриваем велотранспорт. Все велосипеды оборудованы катафотами, на двух есть зеркала заднего вида. А вот фонарей нет ни на одном, хотя на улице сгущаются сумерки.

Хозяин одного из двухколесных коней с гордостью показывает нам свое транспортное средство, объясняя, что сделал его сам, сварив раму из водопроводной трубы. Велосипед и правда отличается от собратьев оригинальным внешним видом. Оборудовал самоделку хозяин по всем правилам: установил световозвращатели, зеркало заднего вида, звонок и багажник. Старший госавтоинспектор Александр Свейко посоветовал ему поставить еще и фонари, ведь наверняка приходится ездить и в темное время суток.

А вот другой сельчанин на общение с ГАИ был не настроен. Разговаривал неохотно и держался недоброжелательно. Как выяснилось, на велосипеде мужчина передвигается часто, а вот правил не знает абсолютно. Ездить предпочитает по проезжей части дороги и уверен, что это правильно. Госавтоинспектору Елене Коробач пришлось провести с ним, что называется, индивидуальный ликбез. Но ни приведенные примеры ДТП, ни суммы штрафа не произвели на мужчину никакого впечатления. После того, как сотрудники ГАИ пожелали ему доброго пути, он сел на велосипед и демонстративно поехал… прямо посередине проезжей части дороги. В общем, профилактическая беседа своего действия не возымела, пришлось составлять протокол.

По правилам — безопаснее

Больше десятка велосипедистов за один короткий рейд остановили сотрудники ГАИ на улицах города. С кем-то просто поговорили, кому-то сделали замечание, на кого-то составили протокол. На не оборудованные «катафотами» велосипеды, не откладывая в долгий ящик, наклеили светоотражающие наклейки. «Велики» сразу же стали заметнее на дороге.

Небольшая поездка по городу показывает, что правил велосипедисты не знают и знать не хотят. Вот пенсионер едет по проезжей части, хотя тротуар свободен. Оказывается, знает, как нужно, но почему-то решил ехать по дороге. Женщина выезжает из частного сектора на велосипеде, не оборудованном ни фонарями, ни хотя бы светоотражателями. А над городом уже сгущаются сумерки. Говорит, обычно не пользуется велосипедом, но в этот день нужно было срочно съездить на дачу. А вот еще одна женщина ведет велосипед за руль прямо по проезжей части. На вопрос, почему не по тротуару, только пожимает плечами…

В этом году в районе к административной ответственности привлечено 227 велосипедистов, в том числе 75 — в нетрезвом состоянии. Наиболее частое нарушение — движение по проезжей части дороги при наличии тротуара. Согласно Правилам дорожного движения, велосипедисты должны двигаться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии — по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствий и опасности для пешеходов. И только при отсутствии указанных элементов дороги или невозможности движения по ним допускается движение велосипедистов по проезжей части в один ряд не далее 1 метра от ее правого края. Выезд далее 1 метра допускается лишь для объезда препятствия и в разрешенных случаях для поворота налево или разворота. При наличии на проезжей части дороги линии горизонтальной дорожной разметки, обозначающей ее край, эта линия должна располагаться слева от велосипедиста.

— Многие велосипедисты выступают за то, чтобы правила снова разрешили им передвижение по проезжей части, — отмечает Елена Коробач. — Мол, это удобнее, и пешеходы с велосипедистами друг другу не мешают. Но давайте подумаем, что случится, если по неосторожности на тротуаре столкнутся велосипедист и пешеход? Скорее всего, полученные травмы не будут тяжкими. А каковы последствия столкновения велосипеда с автомобилем?

Еще одно распространенное нарушение — пересечение проезжей части дороги «верхом». Правила предписывают велосипедистам пересекать проезжую часть по пешеходному переходу, спешившись и ведя велосипед рядом с собой. Данное требование, опять-таки, продиктовано соображениями безопасности: большая скорость движения велосипедиста по сравнению с пешеходами позволяет ему появиться на переходе в очень короткий промежуток времени, и у водителя остается меньше времени отреагировать на его появление и затормозить.

Велосипедисты, нарушающие Правила дорожного движения, могут быть привлечены к административной ответственности по статье 18.23 КоАП РБ, которая преду­сматривает наказание в виде предупреждения или штрафа от 1 до 3 базовых величин. За нарушение, совершенное в состоянии опьянения, велосипедисту грозит штраф от 3 до 5 базовых величин. Если нарушение повлекло создание аварийной ситуации, размер штрафа составит от 3 до 8 базовых величин. Если же по вине велосипедиста потерпевшему причинено легкое телесное повреждение либо повреждено транспортное средство, груз, дорожное покрытие или сооружение, а также в случае оставления места ДТП он будет наказан штрафом от 5 до 20 базовых величин.

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 2671 раз Печать