Воскресенье, 27 Октября 2019 10:00

Чрезмерная увлеченность мобильниками может не лучшим образом сказаться на здоровье наших детей

Автор
Школьники XXI века ведут себя в школе иначе, чем в этом же возрасте их родители. Мальчишки на переменах не дергают девчонок за косички и не играют в стариков-разбойников. На уроках не просят подсказки у соседа по парте, а украдкой ищут ответ в Гугле. У детей другая игрушка — их внимание завоевал мобильный телефон.

Школьники признаются: по прямому назначению, то есть для звонков родителям, родным и друзьям, они используют телефон всего несколько раз в день. Зато играют и сидят в Интернете школьники каждую перемену! Исключений практически не бывает.

Прогресс не остановить. Тем временем специалисты бьют тревогу: чрезмерная увлеченность мобильниками может не лучшим образом сказаться на здоровье наших детей. «Сейчас детишки осваивают управление гаджетами раньше, чем начинают читать», — констатирует заведующая отделом гигиены детей и подростков зонального ЦГЭ Татьяна ЧУРАКОВСКАЯ. О плюсах и минусах этого распространенного явления она и рассказывает нашим читателям.

Плюсы

Помощник в развитии

Гаджеты могут стать таким же развивающим инструментом, как традиционные игрушки. Кроха, хаотично нажимающий на кнопки и клавиши, незаметно развивает моторику пальцев и непроизвольно запоминает определенные цифры и буквы. Слушая мелодии и рассматривая картинки на мониторе, малыш совершенствует слуховое и зрительное восприятие.

Способ занять ребенка

Благодаря ноутбукам, смартфонам и планшетам родители теперь знают, чем занять маленького непоседу в длинной очереди в больнице, во время автомобильной поездки или стоянии в пробке. Не нужно брать с собой пакет с игрушками, достаточно просто включить ребенку интересный мультик или поставить игру.

Библиотека в кармане

Современные электронные «читалки» способны заменить целое книгохранилище, так что школьнику не придется носить объемные тома из библиотеки и обратно. Вам нужно будет только скачать интересующие книги из Интернета.

Незаменимый помощник для учебы

Некоторые приложения учат малышей грамоте, математике, рисованию, развивают внимание, память и логическое мышление. Познавательные мульт­фильмы помогут в ненавязчивой форме передать ребенку новые знания об окружающем мире.

Минусы

Негативное воздействие на физическое развитие и здоровье

Технический прогресс значительно снизил физические нагрузки на людей, вот почему проблема гиподинамии и ее последствий стала актуальна, как никогда прежде. Особенно опасно длительное сидение за гаджетами для детского здоровья.

Если ребенок излишне увлечен планшетом или ноутбуком, то может пострадать:

- зрение — если малыш проводит за монитором больше получаса в день;

- осанка — дети за компьютером часто сутулятся, что чревато искривлением позвоночника;

- головной мозг — а это негативно сказывается на интеллекте ребенка, чревато снижением концентрации внимания и памяти.

Неполное освоение информации

У детей должны быть задействованы все каналы восприятия. Ребенку важно потрогать, покрутить, осмотреть со всех сторон мячик, чтобы понять, что он круглый и может катиться. Информация, запечатленная в сознании в нежном возрасте, становится основой, стержнем, на который «нанизываются» дальнейшие знания об окружающем. Развивающие же мультфильмы не способны показать все многообразие мира, поэтому кроха не может полностью изучить тот или иной предмет.

Понижение творческой активности

Ни один компьютер, ноут­бук или смартфон не заменит детям настоящей работы с различными материалами, радость от создания чего-то нового своими ручками. В реальной жизни малыши фантазируют и воплощают задумки в лепке, вырезании, раскрашивании, создании аппликаций. Даже самая «навороченная» программа с расширенным интерфейсом не угонится за детским воображением.

Уход в виртуальное пространство

Безусловно, не каждый ребенок заменяет реальный мир компьютерной игрой и общением в соцсетях. И все же некоторые дети впадают в серьезную зависимость от гаджетов, сосредотачивая все свои интересы на виртуальном мире. Страдает не только общение с ровесниками, но и учеба, взаимоотношения с родителями.

Учитывая эти и другие минусы, относиться к гаджетам следует с умом. Поэтому не забывайте, что планшеты или телефоны не являются предметами первой важности и необходимости для дошкольников и малышей раннего возраста. Но если приобрести их решаетесь, то следуйте принципу: техника для ребенка должна соответствовать его возрасту. Не покупайте детям до шести лет планшеты «на вырост» и дорогущие телефоны лишь ради того, чтобы ваше чадо было «круче» всех.

Нормы экранного времени

Педиатры и детские психологи не рекомендуют общение с планшетами и прочими подобными устройствами детям хотя бы до двух лет.

3—5 лет: должно быть ограничение до одного часа в день,

6—18 лет: ограничение должно составлять до двух часов в день.

Каждые 20 минут необходимо устраивать физминутку, чтобы отдохнули глаза. Старайтесь придерживаться возрастных рекомендаций, указанных к компьютерным играм и мульт­фильмам. Информация, предназначенная для более взрослых детей, может перегрузить ребенка и даже привести к нервному срыву.

Не следует выдавать малышам гаджеты перед засыпанием. От мельтешения ярких картинок на экране нервная система детей возбуждается, из-за чего они плохо спят, видят во сне кошмары или не могут заснуть вовсе. Искусственный синий свет, что исходит от ноутбуков, планшетов и мобильных телефонов, сокращает выброс гормона, стимулирующего сон. Кроме того, недавние исследования показали, что это увеличивает риск развития ожирения и некоторых видов рака. В особой опасности находятся дети младше 14 лет, которые проводят за устройствами много времени.

Запрещать детям пользоваться современными достижениями техники мы не в праве. В эру технологий и прогресса навыки и умения в этой области пригодятся малышам в будущем. Задача родителей — научить малыша пользоваться с умом всеми этими благами цивилизации.

Прочитано 663 раз Печать