Анализ расследований несчастных случаев, проведенных территориальными подразделениями Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты с участием представителей Госпромнадзора, показал, что происшествия, как правило, не имеют причин технического характера, а являются следствием низкой производственной, технологической дисциплины и несоблюдения требований охраны труда машинистами кранов и стропальщиками, отсутствия контроля за их работой со стороны лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию грузоподъемных кранов.
Так, за минувший год и первый квартал 2017 года на предприятиях (организациях) Республики Беларусь при эксплуатации грузоподъемных кранов произошло 13 несчастных случаев с тяжелыми исходами, из них 2 — в Гродненской области. При этом все грузоподъемные краны и применяемые съемные грузозахватные приспособления в момент происшествия находились в исправном состоянии.
Оба несчастных случая с тяжелым исходом произошли в ОАО «Мостовдрев». В июле 2016 г. при выполнении с использованием козлового крана работ по загрузке контейнера с материалом на автомобиль произошел несчастный случай с тяжелым исходом со стропальщиком. После строповки потерпевшим контейнера четырехветвевым стропом машинист крана включил механизм подъема груза для натяжения строп и проверки надежности строповки. В результате того, что грузовые канаты механизма подъема крана находились в наклонном (косом) положении, при натяжении строп контейнер сдвинулся по подкладкам (рельсам) в сторону потерпевшего, который находился между поднимаемым контейнером и отбойником (бетонной стеной), и ударил его по ноге. В январе текущего года при выполнении с использованием консольно-козлового крана работ по разбору штабелей с лесоматериалом и подачи их на сортировочный стол произошел несчастный случай с тяжелым исходом, также со стропальщиком. После строповки работниками пачки бревен одноветвевым стропом машинист крана включил механизм подъема груза и приподнял пачку с одной стороны. Затем стропальщики, не убедившись в надежности строповки пачки бревен, подошли к ней для строповки вторым стропом. В это время первый строп соскочил с одного из бревен и пачка начала рассыпаться. В результате пострадавший, находясь на штабеле, не успел отойти на безопасное расстояние и одним из бревен ему придавило ногу.
Причинами этих несчастных случаев являются нарушения потерпевшими и машинистами крана требований локальных нормативных правовых актов по охране труда, технологических инструкций, Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов. Нарушения выразились в подъеме груза при наклонном положении грузовых канатов, в нахождении пострадавшего в опасной зоне перемещаемого груза, нарушения технологических регламентов по укладке и разборке штабелей, а также нарушения требований правил безопасности при строповке круглого леса.
В целях профилактики и недопущения в дальнейшем подобных несчастных случаев при выполнении работ с использованием грузоподъемных кранов рекомендуется организовать:
- информирование трудовых коллективов об обстоятельствах и причинах несчастных случаев, произошедших при эксплуатации грузоподъемных кранов;
- проведение внеплановых инструктажей с машинистами кранов и стропальщиками;
- разработку проектов производства работ, других технологических регламентов в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов и наличие их в местах производства работ кранами.
Важно обеспечить неукоснительное соблюдение специалистами и персоналом требований должностных инструкций, проектов производства работ и других технологических регламентов, устанавливающих требования безопасности при производстве работ кранами. Следует также осуществлять постоянный контроль технического состояния грузоподъемных кранов и содержание их в исправном состоянии, обращая особое внимание на исправность и соответствие настроек приборов безопасности указаниям эксплуатационной документации.
Алексей ПРОВОТОРОВ, старший государственный инспектор Гродненского ОУ Госпромнадзора.
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.