Цены: как посчитать, округлить, согласовать и другие нюансы - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Четверг, 03 Ноября 2022 10:43

Цены: как посчитать, округлить, согласовать и другие нюансы

Приведение цен на товары в соответствие с новыми требованиями законодательства — процесс сложный и вызывает массу вопросов у субъектов хозяйствования всех форм собственности, занятых в сфере торговли и услуг. Поэтому Министерство антимонопольного регулирования и торговли постоянно обновляет разъяснения, отвечая на самые распространенные из поступающих вопросов.

Сегодня публикуем часть разъяснений МАРТ, подробнее ознакомиться с ними и с новыми можно на сайте www.mart.gov.by.

О применении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2022 г. 713

1. Относится ли товар «А» к перечню регулируемых потребительских товаров?

В соответствии с постановлением № 713 осуществляется регулирование цен на товары, производимые (ввозимые) и (или) реализуемые на внутренний рынок Респуб­лики Беларусь, указанные в перечне к этому постановлению (далее — Перечень).

В случае, если товар не включен в Перечень, нормы постановления № 713 на данный товар распространяться не будут.

При возникновении вопросов по отнесению товаров к Перечню, МАРТ рекомендует руководствоваться в совокупности:

- постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Рес­публики Беларусь от 5 июня 2018 г. № 46 «Об установлении перечня товаров розничной и оптовой торговли и форм уведомлений»;

- постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 28 августа 2020 г. № 76 «Об утверждении статистического классификатора CK 33.004-2020 «Товары розничной торговли».

В случае, если производимый (ввозимый) и (или) реализуемый товар может быть отнесен в соответствии с любым из вышеуказанных постановлений или двумя постановлениями к группе, подгруппе, классу, категории, подкатегории, виду, подвиду, группировке, которые в свою очередь регулируются в соответствии с постановлением № 713, то такой товар относится к категории регулируемых в соответствии с постановлением № 713.

2. Что относится к бывшим в употреблении товарам? Относятся ли к данной категории восстановленные товары?

В соответствии с абзацем вторым пункта 2 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь 22 июля 2014 г. № 703, к бывшим в употреблении непродовольственным товарам относятся непродовольственные товары, имеющие видимые признаки носки, стирки, эксплуатации, и (или) непродовольственные товары надлежащего качества с сохранением товарного вида, потребительских свойств без товарных ярлыков (этикеток), если их наличие предусмотрено изготовителем, и (или) непродовольственные товары, принятые по договорам комиссии от граждан.

Таким образом, имеющие признаки эксплуатации (износа) узлы и агрегаты транспортных средств, в том числе восстановленные двигатели, относятся к товарам, бывшим в употреблении, на которые не распространяется действие постановления № 713.

3. Порядок согласования цен на товары, в том числе новые, с указанием регламентов, которыми необходимо руководствоваться при обращении в государственные органы и организации в соответствии с пунктом 2 постановления № 713.

Согласование повышения (установления) отпускной цены на товары осуществляется в соответствии с рег­ламентами соответствующих административных процедур, утвержденных постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 21 октября 2022 г. № 64 «Об утверждении регламентов административных процедур в области цено­образования» (далее — постановление № 64).

В соответствии с пунктом 2 постановления № 64 производителями, осуществляющими выпуск товаров, указанных в приложении 1 к постановлению № 713, в адрес государственных органов (организаций) представляются следующие документы и (или) сведения, необходимые для осуществления административных процедур:

- заявление о согласовании повышения (установления) отпускной цены на товары по форме согласно приложению 1 к постановлению
№ 64;

- плановая калькуляция по расчету отпускной цены на товары;

- маркетинговый анализ (в случае повышения отпускной цены) по форме согласно приложению 2 к постановлению № 64.

Государственные органы (организации) или созданные ими комиссии, указанные в пункте 2 постановления № 713, в течение двух рабочих дней со дня принятия решения о согласовании отпускных цен информируют о нем МАРТ по форме, установленной постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 21 октября 2022 г. № 65 «Об установлении форм уведомлений».

4. Порядок проведения дооценки остатков потребительских товаров в розничной торговле до уровня отпускных цен на вновь поступившие такие же товары.

Дооценка товаров в розничной торговле может осуществляться в соответствии с Методическими рекомендациями по документальному оформлению и учету товарных операций, составу и учету расходов на реализацию в организациях торговли и общественного питания, утвержденными приказом Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 10 июня 2021 г. № 130 (далее — Методические рекомендации).

В соответствии с пунктом 13 Методических рекомендаций переоценка (дооценка и (или) уценка) товаров проводится на основании распоряжения руководителя, в котором приводятся основание (причина) переоценки, наименование товаров или товарных групп, состав комиссии, срок проведения пере­оценки, срок сдачи материалов по переоценке в бухгалтерию, а также иная необходимая информация.

При проведении переоценки на основании нормативных правовых актов в распоряжении руководителя на проведение переоценки целесообразно указывать ссылку на такой нормативный правовой акт.

Проведение переоценки организация розничной торговли оформляет первичным учетным документом, в котором указываются информация о товаре (наименование, количество и др.); старая и новая цена; стоимость товара в старых и новых ценах; сумма дооценки (при повышении цен) или уценки (при снижении цен). Его форма разрабатывается и утверждается организацией.

Основанием для проведения дооценки остатков товаров до уровня цен на вновь поступивший ассортимент таких товаров являются ТТН-1 и ТН-2 поставщика на вновь поступившие товары по новым ценам. Суммы разницы в ценах относятся на результаты хозяйственной деятельности.

Дооценка товаров может производиться только при поступлении той же разновидности товара. Поступление товара в адрес организации розничной торговли и (или) в одно из ее структурных подразделений является основанием, дающим право на проведение дооценки остатков товаров в целом по организации.

Организация розничной торговли вправе не изменять розничную цену остатков таких товаров, увеличив или снизив только цену приобретения бухгалтерскими записями: Д-т 41-2 — К-т 90-7 и Д-т 90-10 — К-т 41-2.

Доведение в таком случае новой цены приобретения до прежней розничной цены осуществляется путем корректировки торговой наценки методом «красное сторно»: Д-т 41-2 — К-т 42-1.

При ведении учета товаров по ценам приобретения сумма дооценки отражается в составе прочих доходов по текущей деятельности (субсчет 90-7), а сумма уценки — в составе прочих расходов по текущей деятельности (субсчет 90-10).

5. Порядок округления цены товара в случае, если в результате округления размер применяемой надбавки, превышает уровень, указанный в приложении 1 к постановлению № 713.

Округление цены на товар, в отношении которого необходимо соблюдать размер предельной максимальной надбавки импортера, оптовой надбавки, торговой надбавки (включая оптовую надбавку), иной предел, должно осуществляться с учетом соблюдения ограничений, установленных законодательством, путем округления в меньшую сторону до минимальной денежной единицы, находящейся в обращении на территории Республики Беларусь — 1 белорусская копейка.

6. Распространяются ли требования норм постановления № 713 (в том числе в части согласования повышения отпускных цен, обоснования контрактных цен, указания сведений в товарно-транспортной накладной) на товары, не указанные в приложении 1 к постановлению № 713?

Требования постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2022 г. № 713, в том числе уровень предельных максимальных надбавок, применяются только в отношении товаров, указанных в приложении 1 к постановлению. При этом пункт 14 постановления № 713 распространяет свое действие на все товары без исключения.

Памятка для индивидуальных предпринимателей

Индивидуальный предприниматель (далее — ИП) приобретает товар за пределами Республики Беларусь

1. ИП импортер и является плательщиком НДС

Отпускная цена импортера с НДС = контрактная цена (по курсу НБ РБ на дату оприходования) + расходы по импорту (таможенные пошлины и сборы, транспортные расходы до склада, иные расходы в соответствии с законодательством) + расходы по страхованию + надбавка импортера + НДС (в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь).

Пример 1:

контрактная цена куртки мужской — 1 243 росс. рубля;

курс 100 росс. рублей на 27.10.2022 г. — 4,0238 бел. рубля (дата оприходования);

расходы по импорту — 5 рублей;

расходы по страхованию — 1 рубль;

надбавка импортера — предельная максимальная 55 процентов (столбец 1 приложения 1 постановления
№ 713);

НДС — 20 процентов.

Контрактная цена = 1 243*0,040238+5+1 = 56 рублей

Отпускная цена импортера без НДС = 56+56*0,55 = 86,8 рублей

Отпускная цена импортера с НДС = 86,8*1,2 = 104,16 рублей.

1.1 ИП импортер, являющийся плательщиком НДС, реализует товар в собственной розничной сети

Розничная цена импортера = отпускная цена импортера без НДС + торговая надбавка + НДС.

Пример 2:

условия примера 1 и торговая надбавка — предельная максимальная 55 процентов (столбец 2 приложения 1 постановления № 713).

Розничная цена без НДС = 86,8+86,8*0,55 = 134,54 рубля

Розничная цена с НДС = 134,54*1,2 = 161,44 рубля.

1.2 ИП импортер, являющийся плательщиком НДС, поставляет товар хозяйствующему субъекту для последующей реализации в розничной сети по отпускной цене импортера с НДС, то есть, в данном примере по 104,16 рублей.

2. ИП импортер и не является плательщиком НДС

Отпускная цена импортера = контрактная цена (по курсу НБ РБ на дату оприходования) + расходы по импорту (таможенные пошлины и сборы, транспортные расходы до склада, иные расходы в соответствии с законодательством) + расходы по страхованию + надбавка импортера + сумма ввозного НДС.

Пример 3:

контрактная цена куртки мужской — 1 243 росс. рубля;

курс 100 росс. рублей на 27.10.2022 г. — 4,0238 бел. рубля;

расходы по импорту — 5 рублей;

расходы по страхованию — 1 рубль;

надбавка импортера — предельная максимальная 55 процентов (столбец 1 приложения 1 постановления
№ 713);

сумма ввозного НДС — 10 рублей.

Контрактная цена = 1 243*0,040238+5+1 = 56 рублей

Отпускная цена импортера = 56+56*0,55+10 = 96,8 руб­лей.

2.1 ИП импортер, не являющийся плательщиком НДС, реализует товар в собственной розничной сети

Розничная цена импортера = отпускная цена импортера без учета уплаченного ввозного НДС + торговая надбавка + сумма ввозного НДС.

Пример 4:

условия примера 3 и торговая надбавка — предельная максимальная 55 процентов (столбец 2 приложения 1 постановления № 713).

Розничная цена импортера = 56*1,55*1,55+10 = 144,54 рубля.

2.2. ИП импортер, не являющийся плательщиком НДС, поставляет товар хозяйствующему субъекту для последующей реализации в розничной сети по отпускной цене импортера, то есть в данном примере по 96,8 руб­лей.

ИП приобретает товар на территории Республики Беларусь

3. ИП является плательщиком НДС

Розничная цена с НДС = отпускная цена (без НДС) + торговая надбавка (с учетом оптовой) + НДС.

Пример 5:

отпускная цена производителя (импортера) куртки мужской без НДС = 40 руб­лей;

торговая надбавка — предельная максимальная 55 процентов (столбец 2 приложения 1 постановления № 713);

НДС — 20 процентов.

Розничная цена ИП без НДС = 40+40*0,55 = 62 руб­ля

Розничная цена ИП с НДС = 62*1,2 = 74,4 рубля.

4. ИП не является плательщиком НДС

Розничная цена = отпускная цена (без НДС) + торговая надбавка (с учетом оптовой) + входной НДС.

Пример:

отпускная цена производителя (импортера) куртки мужской без НДС = 40 руб­лей;

торговая надбавка — предельная максимальная 55 процентов (столбец 1 приложения 1 постановления № 713);

сумма входного НДС — 10 рублей.

Розничная цена ИП = 40+40*0,55+10 = 72 рубля.

Все расчеты производятся с округлением в меньшую сторону до минимальной денежной единицы, находящейся в обращении на территории Республики Беларусь — 1 белорусская копейка.

Прочитано 542 раз Печать