Часть 3. Филиал № 4 «Карьероуправление»
1 февраля 2023 года филиал отметил 35-летие со дня образования, и в те дни мы посвятили юбилею тематическую страницу, в которой рассказали о работе коллектива. Сейчас появился очередной повод узнать, как провели в филиале этот год с небольшим, и познакомить вас с людьми, которые трудятся здесь.
Горизонт планирования — десятилетия
Из новостей карьероуправления за последний год — приобретение очередной единицы техники, гусеничного бульдозера белорусского производства BEL-DOZER SD16. В текущем году филиал планирует купить еще одну такую же машину.
Продолжается большая работа на перспективу по разведке и освоению новых месторождений сырья. Так, в этом году направлено ходатайство о выделении земли для освоения участка «Карповцы» месторождения «Колядичи», поданы документы в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды и Министерство архитектуры и строительства на проведение детальной разведки линз №№ 11, 12 и 15 месторождения «Колядичи-2» (предварительная разведка здесь уже проведена). «Это на будущее, — говорит директор филиала № 4 «Карьероуправление» Сергей Дадацкий. — Если нам выделят эту землю, потенциально можно ожидать еще около 30 миллионов тонн сырья. С учетом того, что сейчас в год мы отгружаем около трех миллионов тонн, 2,5 миллиона из которых — мел, то этих двух участков месторождений нам хватит на 10 — 12 лет работы». Сейчас коллектив вырабатывает восьмую, девятую и десятую линзы месторождения «Колядичи-2», а также месторождение мела «Погораны» (линзы №№ 1, 2, 3), месторождение глины «Балка» и месторождение песка «Боровое». Уже завершена детальная разведка линзы № 7 «Колядичи-2», где природа запасла еще около 7 миллионов тонн сырья. Так что на ближайшие лет двадцать без сырья производство не останется, а на примете для более дальней перспективы — еще два месторождения, запасов сырья в которых, по предварительным оценкам, хватит примерно на три десятилетия. Но о более конкретных цифрах, подчеркивает руководитель филиала, можно будет говорить только после проведения детальной разведки.
Как посмотреть?
Сравнительно недавно на территории, подведомственной карьероуправлению, произошло событие, которого многие ждали несколько лет: на берегу одного из самых живописных карьеров была оборудована смотровая площадка. Работники и техника карьероуправления выровняли берег и провели подготовительные работы, а коллектив ЧУП «Цемстрой» обустроил площадку с ограждением. Теперь туристы официально могут посещать это место. Однако нужно помнить, что территория «белорусских Мальдив» все равно остается опасным производственным объектом.
В минувшем апреле на карьерах еще добавили зрелищ: там впервые состоялся открытый чемпионат Беларуси по мотогонкам эндуро, который широко освещался в прессе и запомнился участникам и зрителям, получившим массу впечатлений и острых ощущений. В проведении этого спортивного события есть значительный вклад работников филиала «Карьероуправление»: именно они помогли подготовить трассу с достаточно сложным профилем, которую спортсмены оценили по достоинству, и за это деятельное участие получили благодарность от организаторов.
На снимке: Сергей Дадацкий, Дмитрий Пастушок, Василий Прощин.
Основано на доверии
Коллектив филиала № 4, несмотря на то, что постепенно и планомерно обновляется, по-прежнему остается дружным и сплоченным. «У нас без этого нельзя: работа непростая, круглосуточная, без остановок. Если не будем отвечать друг за друга, доверять и помогать друг другу, ничего у нас не получится», — говорит Сергей Дадацкий.
Как и в других филиалах ОАО «Красносельскстройматериалы», сюда приходят работать преимущественно местные ребята, начинают с самых простых профессий, постепенно набираются опыта и переходят на следующие ступени карьерной лестницы. В этом году в октябре — ноябре в филиале вновь будет сформирована учебная группа из десяти будущих машинистов экскаваторов с электроприводом. Желающие уже сейчас записываются в отделе кадров. Профессия эта для Беларуси достаточно уникальная, ни в одном учебном заведении страны ее не получишь. Так что учатся (и переучиваются) люди прямо на производстве. Месяц теорию им читают приглашенные преподаватели, еще два месяца — практика. «В принципе, уже в это время видно, кто сможет работать, кто нет, — отмечает директор филиала. — Некоторые способны практически сразу сесть за рычаги и работать. Главное тут — не бояться масштабов и сложности. Техника, конечно, огромная, дорогостоящая, но молодые охотно идут на нее работать. И мы им доверяем». Так что всех желающих интересно (пусть и нелегко) трудиться и достойно зарабатывать Сергей Дадацкий приглашает на работу в филиал «Карьероуправление».
***
Важный вклад в общее дело вносит ремонтная служба филиала. Производственный процесс в ОАО «Красносельскстройматериалы» осуществляется круглосуточно и непрерывно, а значит, и сырье для него должно поступать бесперебойно. В случае поломки карьерной техники очень многое зависит именно от ремонтников, поэтому здесь подобрались люди компетентные и ответственные.
Уже более четверти века на предприятии трудится фрезеровщиком Василий Прощин. Он родом из Волковыска, окончил училище по специальности и с металлообработкой связал свою жизнь почти сорок лет назад. Сейчас Василий Петрович может работать практически на любом станке, имеющемся в ремонтной службе. «Работы хватает, все же техника большая и сложная. Ремонтируем всегда по возможности оперативно, но специфика нашей техники в том, что здесь много очень тяжелых деталей, которые руками не поднять, используем краны. Самую большую технику — например, шагающие экскаваторы, — ремонтируем на месте или снимаем узлы, которые нужно починить, привозим сюда», — рассказывает он.
Ведущий механик филиала № 4 Дмитрий Пастушок на предприятии — неполных два года, с августа 2022-го. Однако опыт работы с техникой у него немалый: после окончания Барановичского государственного университета он трудился в сельском хозяйстве инженером по эксплуатации. В его подчинении — комплексная бригада из 18 человек, в которую входят электрогазосварщики, фрезеровщики, токари, слесари по ремонту и обслуживанию оборудования. Первое время здесь ему было непривычно и очень интересно: совсем другие масштабы техники, совсем другие пейзажи. «Но мы уже привыкли: для людей это что-то необычное, а мы в этой красоте ежедневно выполняем свои непростые задачи», — говорит Дмитрий Казимирович.
***
Десятилетия истории. 1940-е
1940 — после воссоединения Западной Белоруссии с БССР принято решение о частичной реконструкции двух действующих и строительстве третьей технологической линии цементного завода. Однако полностью осуществить эти планы не удается из-за нападения фашистской Германии на Советский Союз и начала Великой Отечественной войны.
1944, июль — Красное Село освобождено от немецко-фашистских захватчиков. Сразу же начато восстановление завода.
1944, 14 ноября — получены первые 1100 тонн цемента, которые отправляются на восстановление разрушенного Минска.
1945, 14 сентября — постановлением Совета народных комиссаров БССР за самоотверженный труд Волковысскому цементному заводу присваивается наименование «Победа».
1945 — в целях подготовки квалифицированных кадров при заводе открывается школа фабрично-заводского обучения, которая позже становится ремесленным училищем.
1947 — досрочно введена в эксплуатацию третья вращающаяся печь. Начинается строительство нового угольного отделения.
1948 — для перевозки сырья из карьеров начинает использоваться автомобильный транспорт.
Из красносельского цемента
Космодром «Байконур» — первый и крупнейший в мире действующий космодром. Расположен на территории Кызылординской области Республики Казахстан между городом Казалинском и поселком Жосалы, вблизи поселка Тюратам. Именно отсюда в космос отправились первый искусственный спутник Земли, первый космонавт в истории человечества Юрий Гагарин и первый космонавт независимой Беларуси Марина Василевская.
История Байконура началась в мае 1954 года, когда правительство СССР приняло постановление о создании межконтинентальной баллистической ракеты. В документе был отдельный пункт о создании полигона для ее испытаний. Первые строительные группы отправились в Казахстан зимой 1955 года. 5 мая 1957 года специальная комиссия приняла первый стартовый комплекс полигона, и уже через 10 дней отсюда запустили межконтинентальную баллистическую ракету Р-7. 4 октября 1957 года на околоземную орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли — началась космическая эра. 12 апреля 1961 года с площадки № 1, известной сегодня как «Гагаринский старт», отправился корабль «Восток-1» с Юрием Гагариным на борту.
С 4 октября 1957 года по 30 мая 2024 года с космодрома Байконур выполнен 1541 орбитальный пуск ракет-носителей, на околоземные орбиты и отлетные траектории выведено 2 тыс. космических аппаратов.
Фото автора, Андрея ВАСИЛЬЕВА и из архива ОАО «Красносельскстройматериалы».
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.