Каковы перспективы развития инфраструктуры для электромобилей в Беларуси и Волковысском районе в частности? - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Среда, 13 Апреля 2022 13:26

Каковы перспективы развития инфраструктуры для электромобилей в Беларуси и Волковысском районе в частности?

Автор

Бесшумно, экологично, дешевле в обслуживании и заправке (а точнее, зарядке) — эти доводы в пользу электромобилей по сравнению с традиционными транспортными средствами с двигателями внутреннего сгорания приводятся чаще всего. Видимо, так и есть, и на самом деле будущее — за электротранспортом. Главное, чтобы не отставало развитие инфраструктуры. Сегодня мы поговорим о том, где купить и где зарядить электромобиль.

Китай, Европа или США?

Рынок электромобилей в Беларуси сейчас поддерживается в том числе мерами государственного регулирования и стимулирования их приобретения. Соответственно, растет и спрос на них у населения. Производство недорогих электромобилей планировалось наладить в прошлом году и в Беларуси, на заводе «БелДжи», говорилось даже об объемах в 1000 единиц продукции за год. Но затем планы изменились, и серийный выпуск электромобилей, которые должны были называться Geely Geometry A, было решено не начинать. Правда, в том же 2021 году появились новости о другом экологичном транспорте белорусской сборки — двухместных электромобилях (хотя вернее, пожалуй, будет назвать их крытыми квадрициклами) Sidus A01 и Sidus Space. «Придумали» их, кстати, в Гродно, и несколько экземпляров уже собраны. Правда, по причине размеров, вместимости, а также параметров запаса хода и максимальной скорости Sidus можно назвать исключительно городским транспортом, созданным, по сути, для курьерских служб.

Так что желающие купить электромобиль для поездок хотя бы в масштабе области по-прежнему обратят свой взор на рынок подержанных машин. Традиционно для белорусских покупателей популярны три направления: Китай, Европа и США. О нюансах каждого из них рассказывает Вадим Адиев, руководитель одной из минских сетей автосалонов:

— В машинах из США для быстрых зарядок (на станциях сети Malanka) используют переходник CHAdeMO, который нужно покупать дополнительно — его стоимость около 1000$, и других вариантов здесь нет. Европейский же электромобиль можно заряжать и стандартным шнуром Malanka CCS, поэтому можно не тратиться на переходник быстрой зарядки. Как правило, до нынешних событий в мире из Европы ввозили машины недорогого сегмента, например, Nissan Leaf, Fiat 500E. Электромобили из Китая ввозятся только под заказ. Их покупка — дело не быстрое, так как доставка занимает около 6 месяцев. Электромобили из США чаще всего дешевле европейских аналогов, так как 90% из них приобретались после ДТП, соответственно, имели повреждения. Надо понимать, что в этом случае и раньше доставка занимала два—три месяца, плюс какое-то время требуется на восстановление. Электромобили стоимостью до 50 тысяч долларов выгоднее привозить из США, это связано с большой разницей в цене по сравнению с европейскими аналогами. Но если на покупку машины вы рассчитываете потратить более 50 тысяч долларов, то брать электромобиль стоит только в Европе: в этом случае лучше заплатить больше, но получить транспортное средство без истории, в которой есть ДТП. А что касается ремонтопригодности, то по своему опыту могу сказать, что впереди здесь Tesla: для этого электромобиля можно и запчасти найти, и мастера по ремонту в Беларуси уже изучили его, — отмечает специалист.

Еще одна хорошая новость для тех, кто решит предпочесть электромобиль традиционному пока транспорту с двигателем внутреннего сгорания. Недавно Совет Евразийской экономической комиссии решил вновь обнулить таможенную пошлину на ввоз электромобилей в страны ЕАЭС — теперь до 2024 года. Решение уже вступило в силу в марте. В ЕЭК подчеркивают, что освободят от уплаты пошлины только граждан, постоянно проживающих в Армении, Беларуси, Казахстане и Киргизии. Более полутора лет, с 4 мая 2020 года до конца 2021 года, нулевая таможенная пошлина на ввоз электромобилей уже действовала на территории ЕАЭС, и вот к такой мере для отдельных стран решено было вернуться.

Зельва, Ружаны или Коптевка?

Один из важнейших вопросов для обладателя электромобиля — где зарядить машину? Как известно, здесь есть два варианта, и первый из них — «поставить на зарядку» транспортное средство возле дома. Удобнее сделать это тем, кто живет в частном секторе и оставляет на ночь машину во дворе: за ночь электрокар как раз и зарядится. Но что делать тем, кто не может позволить себе такую роскошь или вынужден пополнить силы своего электромобиля в поездке? Правильно: искать зарядную станцию.

Основной оператор электрозарядных станций в Беларуси — ПО «Белоруснефть», сеть «зарядок» которого под брэндом Malanka действует на многих автозаправочных станциях объединения. Кроме того, зарядные станции устанавливают на своих парковках крупные торговые центры, санатории, объекты общественного питания, агроусадьбы и прочие субъекты хозяйствования. Естественно, больше таких станций в крупных городах, областных центрах. Так, если взглянуть на интерактивную карту ЭЗС (такие карты можно найти на многих сайтах, посвященных электротранспорту, к примеру, e-azs.by, e-go.by и других), то, скажем, в Минске, только в пределах МКАД, можно насчитать более 120 станций, в Гродно и окрестностях — 23, в районе Барановичей — 4, поблизости Лиды — 3.

Что касается станций, потенциально подходящих для волковысских почитателей электромобилей, то на данный момент, судя по карте ЭЗС, ближайшая (25 километров) «зарядка» находится на въезде в Зельву, на АЗС № 31 «Белоруснефти» на перекрестке республиканских трасс Р99 и Р50. Немного дальше (48 километров) находится зарядная станция в санатории «Ружанском» (Брестская область, Пружанский район, деревня Заполье, 1а). И на третьем месте по близости для волковычан (68,5 километра) — ЭЗС в агроусадьбе «Дом в Коптевке» под Гродно.

А что же Волковыск?..

Казалось бы, город все же побольше Зельвы, да и трассы в нашем районе пересекаются более загруженные (трафик на Р99, Р44 и Р78 будет явно поинтенсивнее зельвенских Р99 и Р50). Но, увы, на данный момент ничего оптимистичного для наших владельцев электромобилей узнать не удалось.

Как рассказал заместитель председателя Волковысского райисполкома Сергей Головач, в планах есть установка электрозарядной станции в районе гостиницы «Березка» — это, пожалуй, самое удобное место и для гостей города, и для местных жителей. Однако проблема в финансах: только оборудование для такой станции стоит в эквиваленте около 5 тысяч евро, и ни районный бюджет, ни тем более бюджет Волковысского коммунального хозяйства, которому принадлежит гостиница, таких затрат на эти цели, по крайней мере в этом году, не предусматривает. Представители «Белоруснефти» и энергетической отрасли на уровне района тоже пока не готовы инвестировать в такой объект. Тем не менее, отметил Сергей Викентьевич, вопрос находится на контроле местной власти, пути его решения регулярно обсуждаются.

✓ 23 электромобиля зарегистрировано на территории Волковысского района, по сведениям Госавтоинспекции на начало апреля

Сеть Malanka смотрит в будущее с оптимизмом и приводит прогнозы экспертов, согласно которым, к 2025 году в Беларуси может насчитываться до 100 тысяч электромобилей. Соответственно, ведутся работы и по развитию инфраструктуры. В пресс-релизе Malanka говорится: «В течение 2022 года планируется строительство и ввод в работу новых зарядных станций с упором на развитие их сети в региональных городах. Абсолютное большинство устанавливаемых станций будут быстрыми (Mode 4), с коннектором CCSCombo 2 и CHAdeMO». Правда, в списке утвержденных для установки ЭЗС населенных пунктов на этот год в Гродненской области фигурируют почему-то вновь Гродно и Лида. В программе «Белоруснефти» на 2022 год упоминается еще строительство станций электрической зарядки в Новогрудке и на МАЗС № 23 возле Щучина, на развязке трасс М6 и Р51. Волковысского района здесь тоже нет. И, как сообщил редакции «НЧ» инженер отдела эксплуатации зарядной инфраструктуры центрального аппарата ПО «Белоруснефть» Андрей Меркурьев, в текущем году у нас «зарядка» не появится точно. А вот планы на 2023 год пока не сформированы, многие направления будут пересматриваться, так что, может быть, и в Волковысский район наконец-то придет «электромобильная» инфраструктура.

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!

Прочитано 403 раз Печать